Цели:
- Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
- Развитие фонематического восприятия и слуха, фонематического анализа и синтеза, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения.
- Воспитание положительной мотивации к обучению.
Оборудование:
- натуральные овощи;
- рисунки с искаженным цветом овощей;
- три корзинки;
- костюм огородника;
- цветовые символы;
- карточки со словами-предметами и словами-действиями;
- желтые и красные листья.
План занятия.
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Введение в тему занятия.
- Профилактика миопии.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие зрительного внимания.
- Динамическая пауза.
- Согласование существительных с прилагательными.
- Составление предложений, запись в тетрадь.
- Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цель: активизировать внимание детей.
- Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?
- Какое сейчас время года? (Осень.)
- Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)
- Сядет тот, кто назовет овощи. (Помидоры, морковь, кабачки, патиссоны, перцы.)
(Садятся за парты.)
2. Повторение пройденного.
Цель: активизировать знания детей по темам: «Слова, обозначающие предметы» и «Слова, обозначающие действия предметов».
- Прочитайте слова на доске в первом столбике.
(Дети зачитывают слова в первом столбике.)
- Как мы называем эти слова? Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)
- Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто?», «Что?»)
- Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)
- Назовите слово-предмет, которое относится к овощам? (Баклажан.)
- Из чего состоят слова? Назовите слоги? (Слова состоят из слогов. БАКЛАЖАН – 3 слога.)
- Из каких звуков состоит это слово? (Характеризуют звуки слова, обозначают каждый звук определенным цветовым символом.)
Фонематический анализ и синтез.
БАКЛАЖАН
Б – согл., зв., тверд. (синий)
А – гл. (красный)
К – согл., гл., тв. (синий)
Л – согл., зв., тв. (синий)
А – гл. (красный)
Ж – согл., зв., тверд (синий)
А – гл., (красный)
Н – согл., зв, тв. (синий)
- Прочитайте слова на доске во втором столбике.
(Читают слова во втором столбике.)
- Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)
- Назовите слова-действия? Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос: «Что делает?», «Что сделает?»)
- Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)
- Запишите сегодняшнее число в тетрадь.
3. Введите в тему.
Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.
- Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета. Для этого к нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)
- Кто это? (Это дачник – огородник.) Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).
(Дети берут овощи из корзины.)
- Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)
- Для того, чтобы узнать об овощах, будем задавать вопрос «Какой?»
- Какие овощи по величине? (Помидор большой. Перец большой. Морковь маленькая. Свекла маленькая.)
- Помидор – какой? Перец – какой? Морковь – какая? Свекла – какая?
- Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.)
- Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор сладкий, перец горький, морковь сладкая, свекла сладкая.)
- Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)
- Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова признаками.)
- Эти слова признаки, их подчеркивают волнистой линией.
4. Профилактика миопии.
Цель: упражнять глазодвигательный механизм.
Огородник рассыпает листья.
- Проследите за кружащимся листочком.
(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)
5. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Цель: развивать умение определять на слух наличие заданного звука в слове.
- Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.
С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.
Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный. Зрелый, желтый.
(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)
6. Развитие мелкой моторики.
Цель: развивать мышцы пальцев рук.
Огородник предлагает детям собрать овощи в корзинки.
- В 1-ю корзину соберите красные, гладкие овощи.
- Во 2-ю корзину соберите маленькие красные и зеленые овощи.
(Раскладывают овощи по корзинам в соответствии с заданными признаками.)
7. Развитие зрительного внимания.
Цель: развивать зрительное внимание, соотносить изображение с оригиналом.
- Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей, закрашенные неправильно.)
(Дети рассматривают рисунки.)
- Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)
- Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)
Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.
8. Динамическая пауза.
Цель: предотвратить мышечную усталость.
Огородник хочет научить вас работать в огороде.
(Выполняют движения по подражанию, под музыку.)
Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Семена рядами дружно мы сажали,
а потом водою теплой поливали.
9. Согласование существительных с прилагательными.
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать относительные прилагательные.
- Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давайте поможем ему сделать заготовки на зиму.
- Салат из капусты «Какой?» (Салат капустный.)
- Салат из свеклы «Какой?» (Салат свекольный.)
- Икра из кабачков «Какая?» (Икра кабачковая.)
- Икра из баклажанов «Какая?» (Икра баклажанная.)
- Пюре из картофеля «Какое?» (Картофельное пюре.)
- Запишите два словосочетания с маленькой буквы, следующее с новой строки, подчеркните слово признак волнистой линией.
(Записывают два словосочетания в тетрадь, «огородник» записывает 2 словосочетания на доске.)
10. Составление предложений.
Цель: научить составлять предложения по заданной схеме.
- Ребята, огородника попросили рассказать о тех овощах, которые он вырастил. Давайте поможем ему. Но для этого нужно составлять предложения по схеме: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, слово-предмет.
(Составляют предложения по схеме. Записывают предложения на доске.)
- Огородник вырастил сочные помидоры.
- Огородник вырастил сладкую морковь.
- Запишите предложения в тетрадь, подчеркните слова признаки волнистой линией.
(Записывают составленные предложения в тетрадь, подчеркивают слова-признаки. «Огородник» спрашивает школьников, помогает в составлении предложений.)
11. Итог занятий.
Цель: выяснить отношение обучающихся к уроку, оценить работу на уроке.
- К нам на занятие приходил огородник.
- Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)
- С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)
- Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)
- Наш гость благодарит вас за работу и дарит корзинку со свежими овощами.
Оценка работы каждого обучающегося.