Цели:
- познакомить с понятием «Наречие»,
- расширять морфологические понятия и представления,
- развивать орфографические навыки,
- расширять словарный запас,
- воспитывать интерес к русскому языку, речи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз – вперёд смотри – это три,
Руки в сторону пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
2. Чистописание
На чистописании
Соберём внимание.
Красиво напишем,
Покажем всем
Закономерность с буквой М
Мм ММм ММмм
– Какой ряд букв будет следующим?
3. Сообщение новой темы
Под диктовку напишем ловко:
Заяц быстро лопает морковку.
Игорь же к доске пойдёт
И наречие найдёт.
Запись предложения на доске и в тетради. Определить спряжение глагола. Найти наречие. (Приложение 1)

– Сегодня на уроке мы будем исследователями
русского языка. Рассмотрите слово НАРЕЧИЕ. От
какого слова оно могло произойти? Это слово очень
старое. В старорусском языке слово «речь»
значило «говорить». То есть оно значило «на
разговор» или «на действие». Древние римляне
связывали наречие с глаголом и называли его
«приглаголием».
Очень бы хотелось, чтобы мы смогли составить
определение наречия как части речи.
– Нам помогут ключевые слова: (на доске)
Наречие – это … часть речи, которая …
И отвечает на вопросы …
– Кто-то сможет сейчас дать определение этой части речи? Переходим к наблюдениям.
4. Работа по теме урока
Наблюдение над ролью наречия в предложении.
– Из предложения выпишите словосочетание с наречием. Какую часть речи оно поясняет? (Поясняет глагол)
1. Наречия.
а) Напишите словосочетания, изменяя глаголы по лицам: (Приложение 1, слайд)

Подлетаю снизу, долго жду, закончу завтра.
– Подчеркните изменяемые слова. К какой части речи они относятся? Подчеркните пунктиром с точкой неизменяемые слова. На какие вопросы они отвечают? Сделайте вывод, изменяемая ли часть речи наречие.
(Открыть определение)
б) Прочитайте предложения. (Приложение 1, слайд)

| Дождь вскоре прекратился. Вчера был хоккей. Вечером начались соревнования по художественной гимнастике. Внизу и вверху ветви деревьев уже совсем оголились. |
Дождь прекратился. Был хоккей. Начались соревнования по художественной гимнастике. Ветви деревьев уже оголились. |
– Из какого предложения ясно, когда
прекратился дождь? Когда был хоккей? – Где
оголились ветви? Насколько или в какой степени
они оголились?
– На какие вопросы отвечают наречия?
(Открыть определение)
– Спишите предложения с наречиями, подчеркните их пунктиром с точкой.
2. Работа с учебником.
В нашем определении остались неоткрытые слова. Ваша задача – прочитать правило в учебнике на стр. 121 и узнать, какие знания о наречии мы пропустили.
(Открыть определение)
5. Закрепление изученного
1. Словарно-орфографическая работа.
– Работая в парах, найдите в словариках наречия, выпишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Проверка.
2. Самостоятельная работа № 181.
Проверка.
6. Итог урока
– Так что же такое наречие?
Звучит песенка о наречии из передачи «Радио-няня».
Конфеты. Пословицы.
– Прочитайте пословицы и поговорки, написанные на конфетах. Выпишите наречия вместе с вопросами, на которые они отвечают.

7. Домашнее задание: правило с. 121, № 182.