Урок информатики на 3-м курсе сельскохозяйственного техникума по теме "Использование функции «Подбор параметра» в электронных таблицах"

Разделы: Информатика


В данной работе представлен урок информатики для 3 курса Мелекесского сельскохозяйственного техникума специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет».
На уроке продолжает изучаться табличный процессор MS Excel по теме: «Использование функции «Подбор параметра» в электронных таблицах».

Первая часть урока посвящена организационному моменту.
Затем проходит блиц-опрос для активизации мыслительной деятельности и контрольное тестирование по пройденным темам. Бланк рисунка для тестирования находится  в файле Рисунок 1 и  Рисунок 2. Шаблон карточек задания (4 варианта) для тестирования и ответы к тесту указаны в файле Приложение 1. Студенту необходимо найти соответствие названия элемента в карточке с цифрой этого элемента на картинке. За этот тест студент получает сразу две оценки. Одна оценка за столбик «Элементы окна», а вторая – за столбик «Панель инструментов».
Затем поясняется и выдается практическое задание, которое выполняется на компьютере. Учитель оказывает помощь студентам в процессе работы и контролирует правильность выполнения заданий. Для проверки результатов расчетов, выполненных студентами см. табл.1. Результаты выполнения задания не оцениваются. Для составления практического задания использовано: Е.В.Михеева О.И.Титова «Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера», М., изд.ц. Академия, 2006г.
В заключении оглашаются результаты тестирования, подводятся итоги работы, разбор основных ошибок и выдается домашнее задание.

Таблица 1. Результаты расчетов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 13

Дисциплина: "Информатика".             Дата: _______________

Группа, специальность: 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт».

Тема:Использование функции «Подбор параметра» в электронных таблицах.

Цели:

  • Образовательная: уметь использовать функцию подбор параметров для решения задач обратного счета.
  • Воспитательная: осознать для себя пользу в умении применять функцию подбор параметров и поиск решения для решения задач обратного счета в электронных таблицах.

Время работы: 2 академических часа.

Оснащение занятия: ПК, тетрадь с конспектами лекций, ИК №9, справочник ПК.

Студент должен знать: приемы исследования структуры таблицы, мастер функций, операции копирования.

Студент должен уметь: использовать режим «специальная вставка» для копирования таблицы.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


п/п

Элементы учебного занятия

Содержание и методы обучения

Время, мин.

Используемые средства обучения

1 Организационное начало занятия 1.   Приветствие.
2.   Проверка явки и готовности к занятию.
3.   Сообщение темы и постановка целей занятия.
1
1
3
 
2 Актуализация опорных знаний Блиц-опрос:

– Что такое фонд заработной платы?
– Как его вычислить?
– Какие виды вставок применяются в режиме «специальная вставка»?

5  
3 Зачет по теме Тестирование по темам «Панели инструментов» и «Состав окна».
(см. Рисунок 1 и Рисунок 2)
10 Контрольные задания.
(см. Приложение 1)
4 Вводный инструктаж 1. Инструктаж по ТБ.
2. Ознакомление с заданиями, особенностями их выполнения. Выдача заданий.
5 ИК №9
5 Практическое задание и текущий инструктаж Работа на ПК, оказание помощи студентам в процессе работы, контроль правильности выполнения заданий. 50 ПК, тетрадь с конспектами лекций, ИК9, справочник ПК.
6 Заключительный инструктаж Рефлексия:

– Для чего применяют функцию подбор параметров и поиск решения?
– Как применить эти функции?
– На что необходимо обратить внимание при работе с этими функциями?

2. Озвучивание результатов тестирования.

4  
7 Домашнее задание Повторить тему просмотра и связывания данных из разных листов книги.

1

 

Инструкционная карта практического задания ИК №9

По дисциплине: Информатика

Группа:

Отделения: 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт»

Дата:

Тема: Использование функции «Подбор параметра» в электронных таблицах.

Цели:

  • Образовательная: уметь использовать функцию подбор параметров для решения задач обратного счета.
  • Воспитательная: осознать для себя пользу в умении применять функцию подбор параметров и поиск решения для решения задач обратного счета в электронных таблицах.

Приобретаемые навыки и умения

  • Научиться применять функцию подбор параметров.
  • Использовать режим СПЕЦИАЛЬНАЯ ВСТАВКА для копирования данных с одного листа на другой.

Развитие способностей студента:

  • Исследовательских: исследовать структуру таблицы, приемы работы с таблицей, с операцией специальная вставка для копирования, с функцией ПОДБОР ПАРАМЕТРОВ.
  • Проектировочных: создание и описание структуры таблицы, исходных данных, формул для вычислений
  • Технологических: организация последовательности действий и применения операций при создании таблиц и использовании функций
  • Рефлексивных: осознание для себя пользы в приобретении умений создавать и копировать   таблицы, применять формулы для вычисления значений, умений использовать функции подбора параметров, специального копирования

Оборудование: тетрадь с конспектами лекций, ИК_№9, справочник ПК.

Продолжительность работы: 2 часа

Задание практической работы: Выполнить последовательно все действия, описанные в ИК, получить результат и составить отчет в тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЗАДАНИЕ 1. Создать табл.1 по образцу:

Таблица 1.

1. Каждый оклад вычисляется от базовой минимальной зарплаты курьера, которая вносится в ячейку ЕЗ, и вычисляется по формуле оклад = А * X + В, где X – оклад курьера, А – коэффициент, показывающий, во сколько раз превышается значение от X, В – коэффициент, показывающий, на сколько превышается значение от X.
2. В ячейку ЕЗ введите произвольное число в качестве зарплаты курьера.
3. Введите формулы и рассчитайте зарплату каждому сотруднику.
4. Задайте формулу и рассчитайте зарплату всех работающих в данной должности
5.  Вычислите суммарный фонд заработной платы.
6.  Произведите подбор зарплат сотрудников фирмы, если суммарный фонд зарплаты составит всего 100000 р., для этого использовать команду СЕРВИС–ПОДБОР ПАРАМЕТРА.
Разберитесь, какие данные необходимо внести в диалоговое окно функции ПОДБОР ПАРАМЕТРА.

ЗАДАНИЕ 2. Используя режим ПОДБОР ПАРАМЕТРА и таблицу расчета штатного расписания, определите величину заработной платы сотрудников фирмы для ряда значений фонда заработной платы.

Для этого: Методом подбора определяете зарплаты сотрудников фирмы для различных значений фонда заработной платы, значения даны в табл.2.
Результаты подбора значений зарплат скопируйте в таблицу в виде СПЕЦИАЛЬНОЙ ВСТАВКИ. Специальная вставка позволяет копировать только значения без дальнейшей зависимости их от пересчета формул. Для выполнения этой операции использовать команду ПРАВКА – КОПИРОВАТЬ, установить курсор в таблицу ответов и задать режим ПРАВКА – СПЕЦИАЛЬНАЯ ВСТАВКА – выбрать соответствующий параметр.

Таблица 2.

ЗАДАНИЕ 3. Опишите порядок выполнения всех примененных операций в тетради.

Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:

Повторить операции сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах по учебнику.