Урок математики в 5-м классе по теме "Сравнение десятичных дробей. Округление"

Разделы: Математика


Оборудование: Презентация (Приложение 1)

(1-й слайд)

Цели урока:

  • продолжить раскладывать  десятичные дроби на разрядные единицы;
  • научиться сравнивать, округлять дроби до нужного разряда

(2-й слайд)

«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».

(Древняя китайская пословица)

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Чем мы, ребята,  сегодня будем заниматься на уроке? Поможет нам разобраться в этом вопросе устный счёт. Внимание.  Считаем,  находим ответ среди данных и называем букву, под которой спрятался ответ (кодированные упражнения).

Устно:   (3-й слайд)

Д                         1.    Сравни:   2,546 и 2,549
Р                         2.     Выполни действие:  710,9 : 100
О                         3.    Реши уравнение:   Х : 1000 = 0,03
Б                         4.     Какую цифру нужно поставить вместо звёздочки, чтобы неравенство было верным    52,*3  < 52,13?
И                        5.     : 5

Ответы:

А –              Ю – 6         Н –  >        О – 30
У – 71,09    Т – 0,3        И –            Л – 2
Б – 0           В – 5           Р – 7,109   Д – <   

(При ответе ребята комментируют своё решение).

– И что же у нас получилось? ДРОБИ. А какие дроби мы сейчас изучаем? (десятичные).  Какие дроби называются десятичными? Какие действия мы можем выполнять? (сложение, вычитание, округление)  И сегодня мы продолжим с вами работу с десятичными дробями. Записываем число, классная работа.

– Следующее задание.  (4-й слайд)

Перенесите запятую так, чтобы каждое из данных чисел содержало  9 целых:

а)  0,996        б)  98,34           в)  0,00942     г)  959,2         д)  0,0936        е)  99

 – Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить действие: умножение или деление. Вы в тетради запишите только соответствующее действие. (Ребята выполняют заданиесамостоятельно, затем сверяются с решением учителя. Оценивают своё решение и выставляют  оценку на полях  тетради).

Ответы:   

а) x 10             б)  : 10         в) x 1000     г)  : 100           д) x 100        е) : 10

– Следующее задание: (5-й слайд)

Из набора чисел:  6,78   5,41   3,785  7,28   2,86   6,792    2,75    4,29   3,173  4,0281  7,1591  4,51   3,76    4,738     4,15 выбрать нужные для данных   неравенств  (по вариантам)

I ряд      3,75 < х < 4,49         II ряд    4,5 < х < 4,8            III ряд     2,7 < х < 3,29

(Ребята выполняют задание самостоятельно, затем сверяются с решением учителя. Оценивают своё решение и выставляют  оценку на полях  тетради).

Ответы: 

I   ряд    3,785    4,29    4,0281    3,76    4,15
II   ряд    4,51       4,738
III   ряд    2,86    2,75    3,173

Задание 3    (6-й слайд)

(Выполняют  устно и рассказывают правило, по которому округляют) .

Определите до какого разряда   выполнено округление и верно ли оно:

62,187 ~ 62,2       0,8081 ~ 0,82     4,901 ~ 4,90
2,54287 ~ 2,342   0,669 ~ 1            58,24 ~ 50

(Тетради сдаются на проверку).

III. Формирование умений знаний

А теперь нам предстоит работа за компьютером. ( Ребята садятся за мониторы). Выполняем задания. (7-й слайд)  

Лабораторная работа.  (Приложение 2. Гиперссылка на мордочке)

1 уровень. Округлите число 35,847 до десятков и укажите на координатном луче точку, координата которой имеет получившееся при округлении значение.

(Мышкой нажимаем и получаем точку. Округляем число до разряда и ставим точку на своё место. После этого нажимаем на «ответить». Если задание выполнено верно, идём на следующий шаг. Если нет, то опять выполняем это задание, при этом появляется  другое число, то есть имеет место вариативность заданий).

2 уровень   Округляем это число до единиц
3 уровень   Округляем до десятых
4 уровень   Округляем до сотых

(Результат фиксируется в статистике.)

Следующее задание  (Приложение 3. Гиперссылка на мордочке) (8-й слайд)

(Я объясняю первый пример, работаем вместе с ребятами)

Задание: Округлите данное число до определённого разряда.

1 уровень   Нам дано число. Курсор ставим в первый квадратик и набираем данное число, курсор больше не трогаем. Находим цифру разряда, до которого нужно округлить. Во второй строке ставится цифра после границы, которую мы мысленно проводим. В третьей строке записывается опять данное число  и его округляем. Все цифры, которые мы отбрасываем, заменяем нулями и записываем их. Дальше отбрасываем нули после запятой и получаем результат. А теперь нужно вернуться ко второй строчке. Нажимаем на треугольник и ставим знак сравнения нашей цифры с 5. И только теперь нажимаем на «ответить».

2 уровень  
3 уровень  
4 уровень  

(Если задание выполнено верно, идём на следующий шаг. Если нет, то опять выполняем это задание, при этом появляется  другое число, то есть имеет место вариативность заданий . Результат фиксируется в статистике.)

– Следующее задание выполняете самостоятельно (Приложение 4. Гиперссылка на мордочке) (9-й слайд)

1 уровень    Используя цифры 6,8,9,4,7, и не меняя их последовательность, запишите пять различных  чисел в порядке возрастания.
2 уровень    Впишите цифру, наименьшую из возможных, чтобы получилось верное неравенство  *,213 > 1.716
3 уровень   Сравните дроби:   а)  46,57 и 45,57    б)  0,051 и 0,1     в)  92,9 и 2,849    г) 3,2412 и 3,9    д)  73,11 и 73,21 
4 уровень   Запишите некоторое число, при котором верно неравенство 0,8 < x < 0,9
5 уровень   Округлите число  126,166   а)  до сотен    б) до десятков    в) до единиц      г)  до десятых     д)  до сотых

(Если задание выполнено верно, идём на следующий шаг. Если нет, то опять выполняем это задание, при этом появляется  другое число, то есть имеет место вариативность заданий. Результат фиксируется в статистике.)

IV. Итоги урока

– Научились сравнивать десятичные дроби.
– Выполнять округление десятичных дробей.
–  Повторили умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.

V. Домашнее задание:

– № 751(698), 753(700), 754(701),
– повторить правила сравнения и округления десятичных дробей