Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки».
Цели:
- знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная; жанры фольклора: сказка, легенда, поговорка, пословица, загадка, сказ, потешка, скороговорка;
- отрабатывать беглое, выразительное, осознанное чтение; прививать любовь к чтению;
- прививать бережное отношение, любовь к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших».
Оборудование: видеофильм «Лягушка – путешественница», аудиокассета с голосами птиц, рисунки с изображениями птиц, книга В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница» (три экземпляра с иллюстрациями разных художников), выставка книг «Русские народные сказки», «Авторские сказки».
ХОД УРОКА
I. Оргмомент – 1 мин.
II. Вступительная беседа – 6 мин.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о жанрах фольклора (на доске):
– Какие жанры фольклора вы знаете? Сегодня мы будем говорит о сказке. Откройте стр 30 учебника (Л. А. Ефросинина, 2 класс, часть 2). Как называется сказка? А о ком пойдёт в ней речь, вы узнаете из загадки:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … (птица)
– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Показ иллюстраций – лебеди). И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показ)
Дети: Глухарь (рассказ ребёнка о птице, 5 – 6 предложений).
Учитель: Вот сегодня мы и будем читать сказку об этих птицах.
III.Работа с произведением – 25 мин.
1. Чтение сказки.
Учитель: Что в этой сказке правда, реальные факты?, Что придумано, вымышлено?
2. Работа над текстом. Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?
3. Выборочное чтение.
Учитель: Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? Скажите, а с чем связан осенний отлёт птиц в тёплые страны? Замечали ли вы, когда улетают на юг дикие гуси, утки, лебеди – водоплавающие птицы? Как они улетают? Расскажите. (Дети составляют рассказ, 4-5 предложений). Какие же птицы готовились к отлёту?
4. Чтение по ролям.
Учитель: Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал. Расскажите о том, как закончилось путешествие глухаря.
5. Работа в тетради по литературному чтению.
Задание №2.
Учитель: Что подарил глухарю лебедь?
Как заканчивается эта сказка? Прочитайте.
В этой сказке есть элементы научно –
познавательного рассказа. Что мы узнали о
внешности глухаря? Какая эта птица: перелётная
или зимующая? По своим научно – познавательным
данным эта сказка перекликается с другой сказкой
(показ). Как она называется? (Кто чем поёт?). Кто её
написал? (В.Бианки). Какая эта сказка? (Авторская
или литературная). О чём в ней идёт речь?
Итак, мы вспомнили, что сказка бывает не только
народной, но и авторской, или литературной. Что
это значит?
Какую литературную сказку напоминает вам
путешествие глухаря?(на доске выставка книг со
сказкой «Лягушка – путешественница», три вида с
разными иллюстрациями). Кто автор этой сказки? (В.
М. Гаршин). Вы заметили, что оформление книг
разное. От чего это зависит? (разные художники,
разные издания). Вспомним эту сказку и найдём
сходства и отличия.
1. Герои 2. Черты характера героев 3. Средства передвижения 4. Цель путешествия |
Сходства Путешествие на птицах |
Различия Утки, лягушка Лягушка – хвастливая, любопытная Лягушка – прутик Лягушка – любопытство, поиск беспечной жизни |
– Итак, мы сравнили авторскую и народную сказку, поговорили о птицах. А теперь о них отгадаем кроссворд.
1. Это птица с длинной шеей (показ иллюстрации)
4. Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
3. Читаем задание №3 в тетради по литературному чтению (показ)
2. А об этой птице наша сказка.
5. А теперь послушаем пение этой птицы (кассета)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (показ)
– А теперь давайте вспомним домашнее задание.
Колосок. Украинская сказка
Учитель: Назовите героев этой сказки. Какими были мышата? (Ленивые). Подберите синонимы к этому слову. (Неразумные, глупые, беззаботные, лодыри). А каким был петушок? (Трудолюбивый, заботливый, работящий). Что осуждается в этой сказке? Кого осуждают? Какие качества одобряются, приветствуются в этой сказке? А какую белорусскую сказку мы читали (Лиса и тетерев). Похожи ли сказки русского, украинского, белорусского народа? (Рассматриваются иллюстрации, герои, костюмы).
IV. Обобщение – 6 мин
Вывод. Чем похожи эти сказки? Почему они похожи? (Одни древние славянские корни, одни обычаи, одно отношение к труду и лени). Чем же похожи все сказки? (Оосуждается зло и приветствуется добро). Как заканчиваются все сказки? Как понять выражение на доске «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
V. Итог урока – 4 мин
Учитель: За что мы любим сказки? Какие они? Чему они учат?
VI. Домашнее задание – 3 мин
Слабая группа – читать сказку.
Средняя группа – чтение по ролям.
Сильная группа – пересказ сказки.