Развитие речи учащихся при написании сочинения по картине

Разделы: Начальная школа


В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности, где на первый план выступает ценность человека, которая воплощена, прежде всего, в его индивидуальности, что связано с проблемой творчества.

Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека. Одновременно речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.

Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности ребенка обладают уроки развития речи. Деятельность учителя на них заключается в создании условий, при которых у ребенка появляется потребность в высказывании, повышении речевой мотивации, желании выразить свои мысли и чувства, развитии творческих способностей. Эта деятельность должна волновать ребенка, вызывать потребность самовыражения. Сочинение как вид творческой работы занимает особое место, т.к. с одной стороны является предметом обучения, а с другой стороны - средством достижения конечной цели- формирования коммуникативно-речевых умений учащихся.

На становление личности, развитие духовного мира ребенка благоприятное влияние в процессе обучения оказывает применение произведений литературы, музыки, живописи, поэтому в начальной школе большое внимание уделяется написанию сочинений по картине.

Сочинения по картине отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения по картинам могут быть классифицированы по разным параметрам:

  • По источнику материала и типу текста (сочинение-повествование по серии сюжетных рисунков, сочинение – повествование по сюжетной картинке, сочинение – описание по пейзажной или сюжетной картине, сочинение по рисункам, картинам и т.д. )
  • По степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов и т.д.

В методике обучения сочинению по картине можно выделить несколько основных этапов.

1этап. Подготовка учителя к сочинению по картине.

  • Определение основных задач урока, выявление тех коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.
  • Выбор картины в соответствии с задачами урока.
  • Анализ картины, определение ее предметного содержания, замысла художника.
  • Изучение биографии художника, истории создания картины.
  • Составление плана урока.

2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.

  • Рассматривание репродукции картины.
  • Подготовительные упражнения на уроках русского языка (лексико-орфографические упражнения)

3 этап. Урок обучающего сочинения по картине.

  • Введение учащихся в речевую ситуацию.
  • Подготовка учащихся к восприятию картины.
  • Первичное рассматривание картины.
  • Беседа по картине, ее коллективный анализ под руководством учителя.
  • Выявление основных микротем.
  • Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
  • Работа над языковыми средствами.
  • Орфографическая подготовка.
  • Самостоятельная письменная работа учащихся.
  • Самопроверка учащимися созданного текста, редактирование.

4 этап. Проверка и анализ сочинений учителем.

5 этап. Проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов сочинений.

В качестве примера привожу описание урока русского языка в 3 классе .

Урок русского языка, 3 класс

Тема: Сочинение – описание портрета древнерусского воина (по картине В. Васнецова «Богатыри»).

Задачи:

  1. Закрепить представления об архаичной лексике.
  2. Учить составлять текст-описание портрета персонажа картины.
  3. Развивать умение воспринимать содержание картины, ее композицию, детали; выражать свое отношение к изображенному, точно употреблять слова и словосочетания в тексте.
  4. Воспитывать уважение к прошлому Родины.

Оборудование:

  1. Лента букв: комнитвокописаниелоныуьтрк
  2. Наборы карточек со словами:
    • текст, это, несколько, предложений, связанных, по, смыслу
    • доспехи, палица, булатный, облик героя, место, поза, характер, лицо, костюм
  3. Толковый словарь.
  4. Репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
  5. Опорный лист для детей

Оформление доски к уроку:

- изготовленный из старинной узорчатой, очень твердой стали
- воинское снаряжение
- боевая булава, дубина с тяжелым корневищем или окованным набалдашником
Словесное описание портрета:
1. Облик-
фигура-
рост-
2. Лицо-
глаза-
нос-
3. Поза
4. Доспехи-
5. Конь-
План
1.
2.
3.
4.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

II. Сообщение цели урока.

- В каком случае проще высказать свои мысли: в устной или письменной? (Проще сформулировать свои мысли в устной форме, т.к. письменная речь требует более строгого отбора слов.)

- У вас на партах лежит набор слов, составьте предложение: несколько, связанных, по, текст, это, предложений, смыслу. (Текст- это несколько предложений связанных по смыслу)

-Посмотрите на запись: комнитвокописаниелоныуьтрк

-Прочитайте спрятавшееся слово (описание)

- Сформулируйте тему урока (Наша задача - составить текст-описание)

Итак, на уроке мы будем составлять текст-описание портрета богатыря.

III. Актуализация знаний.

- Приготовьте опорный лист.

Прочитайте текст.

«И садился тут Илья да на доброго коня,
Брал с собою доспехи богатырские:
Во-первых, брал палицу булатную,
А еще брал саблю вострую,
А еще брал лук со стрелами,
И поехал он из города из Киева».

- Что это за произведение? (Это отрывок из былины)

- Что такое былина? Прочитайте об этом в словаре Ожегова

«Былина-это русская народная эпическая песня-сказание о богатырях» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1998 г.- стр.65).

- О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце)

- Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец-это крестьянин из г.Мурома, стоял на защите русской земли и т.д.)

-Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче; очень часто их исполняли под музыку, пели)

- Приготовьтесь читать этот отрывок выразительно. (учащиеся готовятся, читают)

- В прочитанном вами тексте встретились устаревшие слова-архаизмы. Назовите их. (доспехи, палица, булатный)

- Посмотрите на доску. Найдите определение к термину:

  • Булатный клинок - изготовленный из старинной узорчатой, очень твердой стали
  • Доспехи - воинское снаряжение
  • Палица - боевая булава, дубина с тяжелым корневищем или окованным набалдашником

- Как вы думаете, почему архаизмы исчезли из современного языка, но не ушли из речи совсем, ведь ими до сих пор пользуются: кто и для чего?

(Ушли, т.к. уже нет тех предметов, которые они называют. А используют их писатели и поэты, ученые-историки, археологи для описания исторических событий и явлений )

IV. Накопление материала для сочинения.

1) – Вот и мы с вами сегодня на уроке тоже будем писателями и даже немного историками. Нам нужно описать портрет древнерусского воина-богатыря. Это будет не строго научное, а художественное описание портрета.

- Что такое портрет? (Портрет-это изображение человека на картине или фотографии)

- Портрет обычно создается на полотне с помощью кисти и краски, а мы будем создавать словесный портрет, т.е. будем «рисовать» словами. Наше описание должно быть таким подробным и ярким, чтобы тот, кто будет его читать, мог представить во всех подробностях описываемый нами объект.

-Что входит в словесное описание портрета?

Словесное описание портрета:

  1. Облик-
    фигура-
    рост-
  2. Лицо-
    глаза-
    нос-
  3. Поза
  4. Доспехи-
  5. Конь-

2) – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела - приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом
На тех степях на днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясный сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перешагивать.
А и был там Алеша Попович лад,
Что из красна города из Ростова.

- Съездил художник на Украину, поглядел на днепровские степи и родился в воображении Васнецова образ богатырской заставы. Набросал он на листке силуэты трех богатырей, сидящих на конях, широкое поле. Да что-то помешало ему сразу приняться за картину. Прошло долгих 20 лет, прежде чем Васнецов написал это полотно: картине почти100 лет, а она волнует нас и сейчас.

3) Анализ пейзажа.

- Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри».

- Кто изображен? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич)

- Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю.

- Где происходит действие? (В сказочное время, в Древней Руси)

- Где стоит богатырская застава? (Место неконкретное, вся Русь, ее великие просторы)

- Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она - богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи.

- Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (тревоги, торжественности)

- Пейзаж прост, он не отвлекает внимания о героев- богатырей.

4) Анализ фигур богатырей.

- Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе, сразу. Видим как бы сразу-с земли, и от этого они выглядят торжественно. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов.

- В чем богатырская сила? (Ответы детей)

- Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл.

- Центральная фигура- Илья Муромец.

- Как вы думаете почему? ( Он старше других, самый главный на заставе)

- Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь)

Запись на доске:

  1. Облик - мужественный.
    фигура- (какая?) могучая, исполинская
    рост- (какой?) огромный, громадный
    - Рассмотрите лицо богатыря, подберите слова для описания:
  2. Лицо - мужественное, спокойное, суровое, красивое, решительное.
    Глаза - большие, сосредоточенный взгляд
    Нос - прямой, губы - крепко сжаты.
  3. Поза
    – Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль)
    - Подберите близкие по значению слова, обозначающие эти же действия. (вглядывается, всматривается)
    - Как вы думаете, почему он так напряженно всматривается? (ответы детей)
  4. Доспехи
    - На богатыре воинские доспехи. Описать доспехи богатырей вам поможет иллюстрация на опорном листе.
    -Чем защищена голова воина? (Шлемом)
    - Прочитайте, как называется часть шлема, защищающая уши? (Это науши)

- А шею? (бармица)

- Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный)

- Из какого материала он сделан? (Из железа, меди)

- Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой)

- Прочитайте в словаре, что такое кольчуга.

«Кольчуга- это старинный русских доспех в виде рубашки из металлических колец» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1998 г.- стр.285).

- Кроме кольчуги, богатыри надевали нагрудники с нашитыми на них четырехугольными дощечками или пластинами из железа или меди. Прочитайте, как он называется. (колонтарь)

- Что держит богатырь в левой руке? ( Щит)

- Для чего он нужен?

- Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом - кайма. С внутренней стороны приделывались подушка и кольца или шнуровка для надевания на руку.

- Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье)

- А Добрыня Никитич? (Мечом)

- Алеша Попович? (Луком со стрелами)

- Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны - лук в специальном чехле.

  1. Конь

- Рассмотрите богатырского коня, коня Ильи Муромца. Какой он?

(вороной, могучий, статный, сильный)

- Как можно описать позу коня?

(Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает)

- Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением)

- Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на портрет Ильи Муромца?

(Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.)

б) Добрыня Никитич

- Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец?

(Нет, т.к. на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца)

- Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.

- Светлые волосы, удлиненный нос, полные губы.

- Обратите внимание на краски, которыми написана одежда.

Она богата и нарядна:

  • Высокий узорчатый шлем
  • Поверх тонкой кольчуги пластинчатая броня
  • На груди золотая цепь красивого плетения
  • Из-под густой бороды виднеется широкий крест
  • На плечи опускается защитная сетка
  • Рубаха понизу украшена парчовой узорчатой каймой
  • Красный щит и ножны тоже украшены.

- Под стать богатырю и конь «белеюшко» - ноздри трепещут, грива развивается.

в) Алеша Попович

- Рассмотрите Алешу Поповича. Опишем его лицо:

  • Густобровый, над губой чернеют усики,
  • Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.

- Рассмотрите одежду.

(Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой)

- Как вооружен Алеша Попович? (Лук да стрелы)

- На одной руке наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной - плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то тонкое, поэтическое и задорное.

V. Составление плана.

- Итак, мы рассмотрели богатырей. Составим план сочинения.

- О чем будем писать в 1– й части? (назовем, кто изображен, охарактеризуем богатыря в целом)

- Как озаглавить эту часть сочинения?

1. Богатырь Илья Муромец. (Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- О чем будем писать во 2-й части текста? (Опишем подробно лицо, одежду, доспехи)

- Как озаглавим?

2. Внешний вид богатыря.

- О чем будем писать в 3– й части? (Опишем коня)

- Как озаглавить эту часть сочинения?

3. Богатырский конь.

- И чем закончим сочинение? (Опишем свои впечатления от картины)

- Как озаглавим?

4. Мое отношение от картины.

VI. Составление текста сочинения.

VII. Орфографическая подготовка.

VIII. Запись текста.

IX. Проверка написанного.

X. Итог урока.  

В качестве примера привожу одно из сочинений третьеклассников

Передо мной картина В.Васнецова «Богатыри». На ней изображены древнерусские богатыри. Мое внимание привлек Илья Муромец.

Во всем облике богатыря чувствуется мужество, сила. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В темных глазах – твердость, уверенность. Доброе лицо сурово. Крепкая стальная кольчуга и щит защищают мощное тело. На поднятой к глазам руке висит палица, острое копье на красном древке лежит поперек спины коня, видны стрелы в колчане.

Вороной конь под стать богатырю - тяжел и могуч. Стоит, точно в землю врос. Круто изгибает шею, косит огненным глазом, гривой потряхивает.

Картина Васнецова рисует яркие национальные образы, символизирует величие, храбрость, красоту и силу русского народа.