Н.Н. Трауготт отмечает у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающий от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях. Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при усвоении, лексика не точна по значению.
Наблюдения показывают, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств я использую в своей работе элементы мнемотехники (мнемотаблицы, задания ассоциации, элементы крокирования и т.д)
Мнемотаблицы, схемы можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений. Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.
Цель: Развитие связной речи
Программное содержание:
- Развитие связной речи, умение придумывать предложения на заданную тему.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.Дифференциация звуков С-Ш. Формирование навыков чтения.
- Развитие просодики (темп, ритм).
- Развитие памяти, внимания, логического мышления.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: кукла Эльфа, цветы лесные, полевые, садовые (подбор картинок), схемы для выполнения фонематического анализа, игра «Соберем цветок», игра «Какое насекомое село на цветок», магнитофон, запись «вальс цветов».
Ход занятия:
Ребята, сегодня утром ко мне прилетел Эльф. Он приглашает нас к себе в гости. А вы знаете кто такой Эльф?(ответы детей, это маленькие сказочные человечки, которые живут в цветах). Ну, что хотите познакомиться с Эльфом? Готовы отправиться в лес? Но, дорога в волшебный лес трудная, прежде чем нам попасть на лесную полянку, мы должны помочь лесным человечкам, справиться с заданием которое им поручила выполнить Фея Цветов. Вы согласны? Тогда в путь!
В лес мы отправимся на поезде.
Едет наш паровоз
Между елок и берез
Чух-чух-чух
Мчится поезд во весь дух
Вот и станция, привал
Чух, чух, чух
Поезд подает сигнал
УУУУУУ
Пар пускает паровоз
ШШШШ
ССССС
Он до леса нас довез.
Ой, посмотрите, светит солнышко, но у него чего-то не хватает, как вы думаете? (у солнышка нет лучиков).
Чтобы у солнышка появились лучики, нам нужно назвать приметы весны, будьте внимательны, не повторяйтесь. (дети называют приметы весны)
Ну, вот солнышку помогли, теперь в лесу будет солнечно и тепло, идем дальше.
Ребятки, посмотрите, что произошло с цветами? (разлетелись лепестки). Эти цветы волшебные, посмотрите на лепестки. Нужно собрать лепестки со звуком Ш и со звуком С будьте внимательны, не ошибитесь. (дети выполняют задание)
Давайте отдохнем:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают
Головой качают
Молодцы ребята, идем дальше, смотрите, а вот и Эльф. Но он что-то грустный, ой ребятки он просит у вас помощи. Фея цветов попросила его посадить цветочки, а он забыл какие, давайте ему поможем, (дети подбирают к звуковой схеме картинку цветка: роза, пион, мак). Почему вы так решили. Докажите.(ответы детей). Молодцы. (для детей сильной подгруппы проводится игра «Какое насекомое село на цветок »
Эльф говорит вам, большое спасибо и хочет вам рассказать о цветке, который он очень любит, а вот о каком, вы догадайтесь сами ( выставляется картинка , дети решают логическую задачу- не садовое, не комнатное, белого цвета, цветет не осенью., не летом, цветки треугольной формы). (ландыш). Почему вы так решили?(ответы детей).
Работа с мнемотаблицей.( Логопед рассказывает, как появился ландыш, с опорой на мнемотаблицу):
Вопросы по прочитанному тексту: Что подарили гномы Белоснежке? Что случилось с ожерельем? Как гномы успокоили Белоснежку? Где растет ландыш? Какой он? Что он любит? Почему их нельзя рвать? Что делают из ландышей? (ответы детей,
пересказ текста с опорой на мнемотаблицу.
Ребята, нам нужно возвращаться домой, давайте Эльфу прочитаем наше стихотворение (включается музыка Чайковского « Вальс цветов») и дети под музыку читают стихотворение:
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты…
И не будет доброты,
И не будет красоты,
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы…
А сейчас, крутись, вертись, в детском саду окажись.
Беседа на закрепление, где были, что запомнили.