Цель урока: Обобщить, систематизировать и совершенствовать ЗУН при изучении темы «Площадь. Объём параллелепипеда»
Задачи урока:
Обучающая: Систематизация и обобщение ЗУН учащихся при изучении данной темы, повторение ранее изученных тем.
Развивающая: Развивать смекалку, логическое мышление, речь, память наблюдательность. Развивать математические способности, умение анализировать и находить свои ошибки. Развивать мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Развитие индивидуальных способностей учащихся.
Воспитательная: Воспитание самостоятельности, познавательного интереса к предмету, культуре поведения, эстетического вкуса.
План урока:
- Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
- Основная часть. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
- устный счёт, разминка;
- игра «Хлопушки»;
- тест, кодированное задание;
- логическое упражнение;
- самостоятельная работа.
- практическая работа.
- работа с дополнительными тетрадями.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
1) Добрый день, дорогие ребята. Сегодня урок у нас с вами будет необычный, потому что мы окажемся в сказке, не простой, математической.
Давайте откроем свои тетради, запишем число, классная работа. Все готовы к путешествию в сказку? Проверим. Открываем учебники на стр.128 № 829 устный счёт : (цепочка). Теперь я вижу, что вы подготовились. Тогда начинаем.
2) В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван Царевич, бедным стало его королевство и решил он отправится на поиски богатства. Путь был долгим и трудным. Какие же преграды встретились ему на пути? И поможем ему их преодолеть,
Подъехал Иван Царевич к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. А на камне написано: «Если правильно выразите одни величины через другие, то камень повернётся и освободит дорогу.» (задание показывается учителем с помощью карточек, а ученики показывают свои карточки , находя правильный ответ)
Выразите:
а) в кубических дециметрах: | 1 куб. м, | (1000 ) |
1л | (1) | |
б) в кубических сантиметрах: | 1 куб. дм | (1000) |
1 куб. м | (1000000) | |
в) в квадратных метрах: | 1а | (100) |
1 га | (10000) | |
1 квадратный километр | (1000000) |
(Учащиеся с места с помощью карточек показывают ответы на мои вопросы).
3)Молодцы!!! Первое препятствие мы преодолели и Иван Царевич пошёл дальше. Забрёл он в Дремучий лес Формул. Чтобы деревья расступились и пропустили нас дальше необходимо выполнить задание. Проводится игра «Хлопушки». Если я правильно говорю утверждение, то вы должны хлопать в ладоши, а если нет, то замереть. (задание через монитор)
Вопросы:
С помощью этой формулы можно вычислить:
A) Р=(а+в)*2 | периметр прямоугольника | (Да) |
Б) S = а* а | площадь квадрата | (Да) |
B) V = а* в* с | площадь прямоугольника | (Нет) |
Г) V =а*а*а | объём куба | (Да) |
Д) S = 4а | объём параллелепипеда | (Нет) |
(Уточнить какая же правильная формула для вычисления объёма параллелепипеда)
4)Молодцы ребята справились с заданием.
Миновал Иван Царевич чащу лесную и очутился он у избушки Бабы Яги. Выслушала его Баба Яга и сказала: « Если выполнишь моё задание, то скажу что делать дальше, а если нет, то съем тебя.»
Ребята, делать нечего, Баба Яга предложила Иван Царевичу выполнить тест, но не простой. Нужно выписать буквы правильных ответов, их будет четыре и постараться составить слово. (задание через монитор)
Кодированное задание:
1. Вычислите объём куба со стороной 5 см.
а) 125 см3; б) 25 см3; в) 15 см3; г) 125 см2.
2. Найдите площадь прямоугольника со сторонами Зсм и 10см.
д) 30 см3; е) 26 см2; ж) 30 см3; з) 13 см.
3. Найдите площадь квадрата со стороной 8 см.
и) 16 см2; к) 64 см2; м) 32 см2; н) 64 см3.
4.Вычислите объём параллелепипеда со сторонами 2 см, 4 см, 6 см.
л) 48 см3; о) 12 см3; п) 48 см2; р) 48 см.
(Учащиеся выполняют тест и отгадывают зашифрованное слово «клад»)
5) Баба Яга осталась довольна и сказала Иван Царевичу «Чтобы быть богатым нужно искать клад» и прощаясь добавила «клад найдёшь быстрее, если ответишь на вопросы» Вопрос: что можно вычислить по каждому чертежу?
6) Ребята, а как называется последняя фигура? А на что похож параллелепипед? Может быть там и лежит клад который ищет Иван Царевич.
Ребята, я думаю, что нас ждёт впереди ещё много испытаний, а для этого ответим на вопросы.
(Учащимся задаются вопросы)
Вопросы:
- Сколько граней он имеет? (8)
- Сколько рёбер? (12)
- Сколько вершин? (8)
- Какие грани в параллелепипеде равны? (противоположные)
- Что можно сказать о гранях куба? (равные)
7) Долго шёл Иван Царевич, стемнело, и решил он отдохнуть, давайте и мы с вами немного отдохнём.
(Физминутка с релаксацией, звучит музыка)
8) Подслушал Кощей Бессмертный разговор Бабы Яги и Ивана Царевича о кладе, схватил спящего и бросил в темницу.
Загрустил Иван Царевич, что не найти ему клада, давайте поможем и найдём выход из темницы. Первый ряд выполняет 1-e задание, 2-e задание – остальные .
(Учащиеся выполняют дифференцированное задание, два варианта. Проверка выполняется через монитор)
1 задание.
1. Объём каждого маленького кубика 1 куб. ед.. Найдите объём фигур, изображённых на рисунках:
2. Какие фигуры из предыдущего задания можно сложить из таких двух одинаковых фигур
2 задание.
1. Объём параллелепипеда равен 60 см. Проставьте недостающий размер.
2. Каковы измерения параллелепипеда на рис. б), сложенного из 3 одинаковых брусков, изображённых на рис. а). Каков его объём?
9) Молодцы , справились с заданием, помогли Иван Царевичу выбраться из темницы.. Кощей Бессмертный был жадным , он и спрятал клад. Ребята, а как вы думаете где он может хранить его?
Правильно в сундуке! Вот давайте и проверим , что же лежит в наших сундучках ( у каждого на столе макет сундучка, в виде параллелепипеда). Для этого нужно определить объём своего параллелепипеда. Ребята , сидящие на 1 ряду могут воспользоваться памяткой вычисления объёма параллелепипеда..
Памятка по вычислению объёма параллелепипеда.
1. Измерь длину, ширину, высоту и запиши их в тетрадь :
а=
в=
с=
2. Запиши формулу вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда : V = а*в*с
3. Подставь данные в формулу и выполни вычисления.
(работа выполняется в тетрадях)
А теперь откройте свой сундучок и посмотрите , что в нём лежит. Да ребята, решение вашей практической работы. Проверьте свои ответы. Поднимите руку, у кого ответы совпали, молодцы!
10) Мы искали клад в своих сундучках, а Иван Царевич нашел свой сундук ( учитель достаёт большой сундук), только вот открыть его мы не сможем, он на замке с кодом. А код зашифрован в следующем задании.
Открываем тетради с дополнительными заданиями, выполняем задание № 9 под цифрами 1,2,3,4.
Задание №9
Вариант 1
1. В прямоугольном параллелепипеде АВСДМКНР равны ребра (смотри рисунок)
- АД и КН
- ДС и МР
- РД и ВС
- АВ и КН
2. В прямоугольном параллелепипеде АВСДМКНР равны грани (смотри рисунок)
- АВСД и МАДР
- ДСНР и МРНК
- КНСВ и АВСД
- МРНК и АВСД
3. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда. Длина которого равна 6 см, ширина 3 см, а высота 4 см.
- 72 см3
- 13 см3
- 18 см3
- 22 см3
4. Найдите объём куба с ребром, равным 4 см.
- 4 см3
- 16 см3
- 64 см3
- 12 см3
Вариант 2
1. В прямоугольном параллелепипеде АВСДМКНР равны ребра ( смотри рисунок)
- НС и АД
- ДС и МР
- АВ и КС
- НС и АМ
2. В прямоугольном параллелепипеде АВСДМКНР равны грани ( смотри рисунок)
- АВСД и МРСК
- МАВК и АВСД
- ДРНС и КВСН
- АМРД и МКНР
3. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда. Длина которого равна 4 см, ширина 2 см, а высота 3 см.
- 8 см3
- 24 см3
- 9 см3
- 11 см3
4. Найдите объём куба с ребром, равным 5 см.
- 15 см3
- 125 см3
- 5 см3
- 25 см3
Кто решит, поднимает руку и называет свои варианты ответов, у кого первого совпадёт с кодом замка, идёт открывать сундук.
Коды Замка: 1 вариант – 1413, 2 вариант – 4122.
(Учащиеся выполняют работу)
Первый правильно решивший ученик открывает сундук и берёт из него свёрток , на котором написано «Клад – это ваши знания»
11) Мы отыскали сокровища, которым цены нет. И только с помощью ваших усилий и стремлений к учёбе они будут расти и приумножаться, помогая вам идти по жизни. Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том , что те знания которые мы получаем в школе нам пригодятся в жизни.
Давайте посмотрим на нашем контрольном листе, какие результаты мы получили в конце урока.
(на учётном листе отмечены результаты работы учащихся на каждом этапе работы)
Учитель выставляет отметки за урок.
12) Ребята, а в сундуке у меня ещё одно отделение, (вызывается ученик набравший меньше всего баллов и предлагается ему взять то, что лежит во втором отделении)
– Это домашнее задание, говорит ученик.
(записывает на доске ученик)
№ 841, № 845
Урок окончен, спасибо за работу.