Стимулировать – активизировать деятельность организма какого-нибудь его органа или дать стимул к чему-нибудь или заинтересовать в чем-нибудь.
Н.Н. Трауготт отмечает у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающий от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях. Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при усвоении, лексика не точна по значению.
Наблюдения показывают, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств я использую в своей работе элементы мнемотехники (мнемотаблицы, задания -ассоциации, элементы крокирования и т.д)
Мнемотаблицы, схемы можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений. Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.
Вид занятия: Обучение рассказыванию
Цель: Стимулирование связной речи
Программное содержание:
Коррекционные задачи:
- Формировать навыки связной речи с опорой на мнемотаблицу, умение составлять предложения используя в речи слова- действия и слова- признаки
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных – белогрудая, красноголовый, длиннокрылый и т.д)
- Закрепление предлогов: ЗА, ПОД, НА
- Развитие фонематического восприятия, закрепление звука С
- Развивать долговременную память, используя приемы мнемотехники, внимание, мышление
- Расширение и активизация словаря по теме « Зимующие птицы» , ввести в речь слова: студеная зима, красногрудый, шустрый, снегирята
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им
- Воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе
Оборудование: Магнитофон, запись голоса вьюги, ветра; картинки со звуком С, мнемотаблица, снежный ком, дерево, ель, кормушка ( рисунки), изображения птиц, схемы предлогов, игрушка птица Каркуша, коробки из под сока, семена, сало, семечки, рябина
Подготовка к занятию: с детьми беседы о птицах, рассматривание птиц на улице и на картинках, разучивание пальчиковой гимнастики
Ход занятия
Оргмомент
Лог. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети. Зима
Лог. Докажите
Дет. Зима, потому что холодно, птицы улетели, идет снег, дни стали короче, на календаре декабрь и т.д
Лог. Молодцы ребята, скажите, зима какая?
Дети: снежная, холодная, морозная и т.д
Логопед: Сегодня утром, я разговаривала с Каркушей, она приглашает нас в зимний парк, погулять, познакомиться с ее друзьями птицами, вы согласны?
Ответы детей.
Лог. Чтобы нам побыстрее попасть в парк, нам необходимо выполнить задание
Проводится игра «Ассоциации»
(приложение 1)
Логопед выставляет картинки со звуком С- снежная буря, снеговик, лес, снегирь, клест, синица, снегурочка, снегирь, снежинка, сорока
Дети придумывают слова признаки к этим словам ( снегирь – красногрудый, синица – шустрая, снежинка – красивая и т.д)
Логопед: Вертись, крутись, в зимнем парке окажись
Включается запись голоса вьюги, ветра
Ой, ребята, а где же Каркуша и ее друзья, не видно их что-то...
1, 2, 3, 4, 5.
Где же птичек нам искать? Может птичка под снежинкой, может птичка на сугробе?
Может птичка за кустом? Давайте поищем птичек (детям раздаются схемы , где сидит его птичка).
Дети выполняют задание и проговаривают свои действия:
– моя птичка сидит под снежинкой
– моя за кустом
– моя на сугробе
Логопед: А теперь давайте птичек назовем и посадим каждую на свое место,
Птиц, которые зимуют с нами в городе , мы посадим на дерево, птиц которые прилетают к нам из леса посадим на кормушку, а зимующих птиц которые живут в лесу посадите на ель. Беседа о птицах.
Молодцы ребята, птички хотят с вами поиграть в игру. Логопед проводит игру «Какая птичка?»
Если птица с красной грудкой какая она? (красногрудая)
У птицы белые бока? Какая птица? (белобокая)
У птицы красная голова эта птичка? (красноголовая)…. (длинноклювая, длиннохвостая, длиннокрылая, коротколапая)
Умнички, а сейчас птички с вами поиграют
Проводится физминутка:
(дети загибают пальчики на обеих руках поочредно, начиная с мизинца)
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка злой орлан (машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички по домам (машут руками, как крыльями, садятся на стульчики)
Ребята, что-то я не вижу Каркуши, где же она?
Посмотрите, письмо лежит, что же в нем?
Логопед читает письмо: «Помогите! Снежная буря меня заколдовала, вы должны рассказать о птице….»
Ничего не понимаю, о какой птице мы должны рассказать?
Выставляются картинки
(см. приложение 2)
Ласточки(картинка перечеркнута), утка (перечеркнута), курица (перечеркнута), желтые и белые заплатки (перечеркнуты), лес, дом, рябина, длинный клюв (перечеркнут)
Дети: Мы должны рассказать о снегире
Лог. Почему вы так решили?
Дети разгадывают загадку : Эта птица не перелетная, не водоплавающая и не домашняя, у нее нет желтого и белого цвета, клюв не длинный, прилетает из леса, питается семенами и рябиной.
Лог. Давайте попробуем составить рассказ, если мы правильно сделаем, то Каркуша прилетит к нам, а поможет нам мнемотаблица
Логопед выставляет мнемотаблицу. (приложение 3)
Прежде чем составить рассказ о снегире, давайте рассмотрим картинки ( работа с мнемотаблицей)
- О чем можно рассказать в первом квадратике? ( наступила холодная, морозная, снежная зима)
- 2 квадрат ( деревья покрыты инеем, стоят заледенелые, птицам холодно и голодно в лесу)
- 3 квадрат (из лесу к нам в город прилетели красногрудые снегири, у снегиря есть перышки, клювик, крылья)
- 4 квадрат (питаются снегири семенами плодов, ягодами)
- 5 квадрат ( птенцов выводят весной, детки у них снегирята)
- 6 квадрат ( зимой птицы от голода могут погибнуть, поэтому люди о них заботятся, делают кормушки, развешивают на деревья и насыпают туда зерен, семян и крошек)
А сейчас, возьмите цифры, у кого какая цифра?
У кого цифра 1 расскажет все о первом квадратике, у кого цифра 7 запоминает рассказы детей, а потом полностью расскажет рассказ
(дети помогают друг другу)
Молодцы ребята, а вот и наша Каркуша, значит мы верно выполнили задание. Каркуша вас благодарит, но я что- то не пойму, для чего она нам принесла коробочки, веревочки, крошки, семена, семечки? (чтобы сделать кормушки и покормить птиц)
Дети, нам пора возвращаться в детский сад, чтобы быстрей нам добраться вспомним слова которые мы с вами придумали: снегирь? (красногрудый),.. – проводится игра «Ассоциации»
Молодцы ребятки, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? Что не понравилось? Каркуша вам вручает приз.
Итог занятия
Все указанные приложения в файле Приложение 1.