Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе по теме: "Звуки [р], [р'] и их обозначение буквами Р и р"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Научить детей на слух различать в словах новые сонорные звуки и обозначать их при чтении буквами Р и р.
  2. Закрепить умение читать слоги разной структуры с буквами Р и р.
  3. Продолжить обучение чтению 2-3 сложных слов без пауз между слогами с выделением ударного слога.
  4. Развитие фонематического слуха детей, слуховой памяти, внимания;
  5. Воспитывать культуру труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно.

Оборудование.

  1. Наборное полотно.
  2. Карточки-схемы.
  3. Магниты.
  4. Рисунок «Репка».
  5. Счетные палочки.
  6. Мяч.
  7. Учебник «Азбука».
  8. Тетради.
  9. Карандаши.
  10. Карточные «Цифры».
  11. Листочки с буквами.
  12. Алфавит.

Тип урока. Обучение и первичное закрепление знаний.

Структура урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой урока. (1 минута).
  2. Подготовка к восприятию новых знаний. (2 минуты).
  3. Введение в тему урока. Подготовка целей. (1 минута).
  4. Усвоение новых знаний. (20 минут).
  5. Первичная проверка понимания. (3 минуты).
  6. Обобщение и систематизация знаний. (16 минут).
  7. Подведение итогов урока. (2 минуты).

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей.

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку. Начнем урок с хорошего настроения и улыбки.

2. Подготовка к восприятию новых знаний.

Посмотрите на доску. Назовите буквы: М А Л Н.

Какая буква лишняя? (А) Почему? (А – буква гласного звука, остальные – буквы согласных звуков.)

Какие звуки обозначает буквы М Л Н (Согласные, сонорные, могут быть твердыми или мягкими.)

На уроках мы изучили все буквы гласных звуков и 3 буквы согласных звуков.

3. Введение в тему урока. Постановка целей урока.

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, а, значит, научимся читать и писать новые слова. Хотите узнать новое? Не боитесь трудностей? Тогда, вперед!

4. Усвоение новых знаний учащимися.

Сначала отгадайте загадку.

За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
На небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная… (радуга)

Кто из вас видел радугу? Какая она?

Назовите первый звук в слове «радуга». Произнесем его и послушаем.

Какой это звук: гласный или согласный? Почему вы там считаете?

Закройте ушки и послушайте новый звук. Определите: звук звонкий или глухой? Можно ли его назвать сонорным? Что такое сонорный звук?

Определите: это звук твердый или мягкий? Так какой же звук мы слышим вначале слова «радуга»?

Вывод (делают дети): Звук [р]- согласный, твердый, сонорный.

Покажите, какой карточкой мы его обозначаем. Составьте схему слова «радуга».

Минутка отдыха. Встаньте. Используя свое тело изобразите радугу.

А теперь отгадайте новую загадку.

Сидит на грядке крепко
Оранжевая… (репка.)

Что значит слово «репка»? Учитель показывает рисунок.

Произнесите слово и послушайте его. Назовите первый звук в слове.

Определите: звук гласный или согласный, твердый или мягкий?

Какой звук мы слышим в начале слова «репка»?

Вывод (делают дети): Первый звук в слове «репка» - согласный, сонорный, мягкий.

Покажите, какой карточкой мы можем его обозначить.

Составьте схему слова «репка».

Сравните, чем отличаются первые звуки в словах «радуга» и «репка».

Вывод делают дети.

Игра с карточками.

Я назову слова, а вы покажите карточкой первый звук: твердый или мягкий.

Рак, рис, роза, репа, рысь, рука, речка, ребята, рама, рисунок, руль, ряд, рыба, ракета.

Минутка отдыха. Встаньте. Покажите, как пятится рак, плавает рыба,…

Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой Р. Буква Р может быть маленькой и большой. Когда мы будем писать маленькую букву, а когда – большую? Посмотрите, на что похожа буква. Выложите букву Р. (Используем счетные палочки).

Найдите новую букву в алфавите. Между какими буквами она стоит?

5. Первичная проверка понимания материала.

Р А И Я Ы Е О У

Составление и чтение прямых и обратных слогов.

Игра с мячом. Мы прочитали слоги, придумайте слова с этими слогами. (Учитель кидает мяч детям, дети придумывают слова и бросают мяч обратно учителю).

6. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Откройте «Азбуку» на странице 56.

Прочитайте и объясните правило в рамочке. С какой буквой мы познакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?

Прочитайте на доске слова: малина, манила, Марина, Мила, мила.

Прочитайте слова шепотом, затем хором.

Что значат слова «манила», «мила»?

Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. Прочитайте слова, в которых встречается буква Р. Прочитайте двухсложные слова, трехсложные слова. Прочитайте слова с ударением на первом слоге, на втором. Мы научились читать слова. Значит, мы сможем выполнить следующее задание.

Речевая гимнастика.(Задание в учебнике на странице 56).

Рассмотрите рисунок. Расскажите, что вы видите. Составьте предложение.

Запишите схему предложения: «Дети рвут малину».

Скороговорка (стр. 56). Прочитайте скороговорку шепотом, затем прочитайте медленно хором. Просчитайте, сколько раз встретилась буква Р. Покажите ответ цифрой. Подчеркните гласные, которые встретились в скороговорке, прочитайте их.

7. Подведение итогов урока.

Завершая урок, давай те вспомним, с какой буквой познакомились.

А, Р, Я, У, М, И, Р, Ю, Р, Ы, И, Л, Н, Р, Э, Р, Е.

Это задание выполняется детьми на отдельных листочках.

Назовите букву, с которой мы познакомились сегодня на уроке.

зачеркните маленькие буквы Р. Сколько раз встречается маленькая буква Р?

Покажите ответ цифрой.

Какие звуки обозначает это буква?

Чему же мы научились на уроке? Что особенно запомнилось?

Ребята, вы очень хорошо работали на уроке и многому научились. Вы – молодцы! Наш урок окончен.