Цель урока: учить составлять программы для организации данных в языке BASIC.
Проблема: какой вид циклического алгоритма необходим для организации данных в языке BASIC.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Повторение.
- 1 четверть мы посветили программированию различных видов алгоритмов.
- Что такое алгоритм? (строгий порядок действий, приводящий к поставленной цели)
- Виды алгоритмов? (линейный, разветвляющийся, циклический)
- Какой алгоритм называется циклическим? (где действия повторяются пока истинно условие)
- Виды циклического алгоритма? («пока» и «для каждого»)
- Что можете рассказать о цикле «для каждого»:
- Тело цикла выполняется определённое количество раз.
Задача №1:
Найти сумму N первых чётных натуральных чисел и вывести значения каждой суммы.
(МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ)
III. Изучение нового.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с организацией данных в BASIC.
- Цель урока:…
- Проблема …
«Данные хороши тогда,
Когда они хорошо организованны»
- Что такое данные? (информация, представленная в цифровой форме и обрабатываемая на ЭВМ)
- Какие действия мы можем совершать с данными?(хранить, копировать, удалять, изменять, организовывать и т.д.)
- Один из удобных способов организации данных – это таблица (прямоугольные и линейные), а в программировании – массив.
- МАССИВ – это набор переменных одного типа, объединённых одним именем.
- Любой массив состоит из пронумерованной последовательности элементов.
- Номера элементов – индексы.
- Каждый элемент (переменная) обладает именем и значением, то есть массив – это переменная с индексом.
- Обозначается массив: ИмяМассива(индекс)→ А(5)
- После объявления массива для его хранения в памяти ЭВМ отводится место. Такое указание даётся командой DIM (от англ. DIMENSION - размерность).
- мы должны указать имя, а так же – в скобках – число её строк и столбцов.
R: 20 DIM G(23) – линейная таблица из 23 элементов.
30 DIM H (5,6) – двумерная таблица из 5 строк по 6 чисел в каждой.
- Одной командой DIM можно описать несколько таблиц:
R: 20 DIM G(23), DIM B(9,6), DIM S(6)
Задание №2:
Дана двумерная таблица А(4,9).
Определите: А(1,2), А(4,8), А(4,7), А(3,6), А(2,4), А(1,9), А(2,9).
- А теперь, давайте выясним, какова же роль циклического алгоритма, а именно какого … для организации данных?
Задание №3:
Заполнить таблицу (линейный вариант), состоящую из N элементов.
10 DIM A(N)
20 FOR I=2 TO N
30 INPUT A(I)
40 NEXT I
50 PRINT A(I)
- Что будет делать ЭВМ? (будет последовательно запрашивать N чисел, помещая их на соответствующие место в таблице)
- Двумерные массивы мы рассмотрим подробно на следующем уроке.
- Вернёмся к проблеме урока – помогает последовательно заполнять каждую ячейку таблицы.
IV. Первичное закрепление
Задание №4:
Составить программу с комментариями для вычисления суммы всех элементов линейной таблицы (одномерного массива), состоящей из 20 элементов.
V. Итог урока
- Как можно организовать данные на ЭВМ? (в виде таблицы: линейной или прямоугольной)
- Как на языке программирования называют таблицу? (массив)
- Что такое массив? (это …)
- Какие виды массивов бываю? (одномерные и двумерные)
- Какой алгоритм помогает организовать массив? (цикл)
VI. Домашнее задание.
- записи учить;
- подготовиться к диктанту по командам.