Цель работы: показать использование основных идей и принципов гуманной педагогики в образовательном и воспитательном процессе, в работе с родителями. Урок окружающего мира, посвящённый теме: «Что такое семья», раскрывает методические приёмы, используемые учителем и создающие атмосферу комфортности и сотрудничества. В ходе деловых игр рассматривается вопрос «Гуманная педагогика о семье и необходимости изменения сознания современных родителей» .
1. Предоставление педагогического опыта. «Мы выбираем путь…»
«Учитель!
Как сильны мы, как много можем сделать, если любим своё дело, любим тех, кому служим, не покладая рук, трудимся, проникая в глубины подлинно гуманной педагогики…»
Ш.А.Амонашвили
Каждому человеку время от времени свойственны попытки переосмысливать свою жизнь. Подвести определённые итоги решила и я.
Двадцать лет назад я открыла школьную дверь не в качестве ученика, а в качестве учителя. С тех пор многое происходило в школьном образовании, в моих собственных поисках и находках. Но главное присутствовало всегда – существовала тяга к самообновлению, желание самосовершенствоваться, постигать новое. Моя жизнь – это школа, а школа моя жизнь. Жизнь прошлая, настоящая и, конечно же, будущая.
В жизни любого человека бывают особо значимые события и даты. Для меня одним из таких событий стала осень 1996 года, когда в наш город приехал Ш.А. Амонашвили. В тот момент это было для нас что– то из области фантастики. Великий практик и теоретик педагогики, который знакомился с нами со страниц учебников, предстанет пред моими глазами. Моё сознание, чувства, интуиция, сердце подсказывали: «Это то, что необходимо! Не пропусти!»
И я не пропустила. Не пропустила ту самую ступеньку, с которой началось моё восхождение по лестнице гуманной педагогики.
В процессе восхождения я понимала, что путь этот будет не из лёгких. Это путь не только овладения какой-то методики и приемов преподавания, это путь формирования нового мышления, становления моего сознания. Я должна постичь концепцию нового типа образования со своей философской основой, принципами и направлениями осуществления.
Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя. Именно таким путём он принесёт пользу обществу. Я убеждена, что учитель, мастер своего дела должен быть человеком широкого кругозора, добрым, чутким, с желанием поделиться своим опытом. Ежедневными помощниками в моём деле являются труды классиков, философов-мыслителей, идеи классиков педагогики.
Своим педагогическим кредо считаю слова великого педагога современности
Ш.А. Амонашвили: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения».
Моя педагогическая концепция: «Гуманизация образовательного процесса в школе».
При этом обязательно учитываю основные идеи и принципы Гуманной педагогики:
- Воспитанию нет начала и конца;
- Каждый ребёнок – мой учитель и воспитатель;
- Развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни;
- Гуманизация процесса образования – необходимое условие для успешного обучения и становления личности каждого ученика.
Профессия учителя – профессия дальнего действия. С особой яркостью и силой загорится огонь благородства и добропорядочности, быть может, только через годы, десятилетия. А чтоб огонь этот действительно загорелся обязательно надо верить.
Верить в каждого ребёнка, любить его. Важно, чтоб урок был не только уроком приобретения новыхзнаний, умений, навыков, а уроком совместной жизни, уроком сотрудничества, добра, теплоты
Большую помощь мне оказывают книги-хрестоматии по духовно-нравственному воспитанию А.Лопатиной и М.Скребцовой.
Гуманизация охватывает все стороны школьной жизни. Только в этом случае можно ждать положительных результатов сотрудничества взрослого и ребёнка.
Для решения поставленных задач считаю целесообразным использование:
- Образовательного проекта «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой;
- Осуществление правового воспитания младших школьников с использованием авторской программы «Изучение Декларации и прав человека в начальной школе»;
- Реализация авторской программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева;
- Осуществление экологического воспитания школьников;
- Создание и организация работы «Родительского Университета»;
- Сотрудничество учителей и работников школы в творческом объединении «Мастерская гуманности»;
Несомненно, обмен идеями, планами, начинаниями, накопленным опытом происходит на педагогических форумах разного уровня. Именно здесь получаешь прилив сил, заряд энергией, подъём творчества, ощущение того, что многое по плечу. Очередной раз на память приходят слова классика:
«Учитель!
Как сильны мы, как много можем сделать, если любим своё дело, любим тех, кому служим, не покладая рук, трудимся, проникая в глубины подлинно гуманной педагогики…»
Постигая истины гуманизма, совершенствуясь и самореализуясь, я шла и иду своей тропой, тропой собственного счастья: люблю детей, а когда встречаешь взаимность – понимаешь, что достигаешь намеченной цели…
Знаю, что живу в поисках, в поисках того, как воспитывать великодушие, добромыслие, сердечность, порядочность, теплоту, доброречие.
Каждый день, собираясь на встречу к своим ученикам, я говорю себе: «Извлекай из себя искру света… этой искрой нужно зажечь глаза и сердце ребёнка для того, чтобы в нём вспыхнул огонёк познания, интереса ко всему неизведанному. Эта искра света способна обогатить знаниями, мудростью, дать силы возрождать и строить процветающую Россию, страну нового века, нового тысячелетия».
2. Конспект открытого урока окружающего мира. 2 класс. («Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградова).
Тема: Что такое семья.
Цели урока:
- Способствовать формированию представлений о семье как части общества;
- Познакомить с особенностями и признаками семейного коллектива;
- Формировать представление учащихся о поколении, генеалогическом древе семьи;
- Развивать логическое мышление, речь учащихся, обогащать словарный запас;
- Воспитывать милосердие, взаимопонимание, уважение и любовь к членам семьи.
Оборудование урока:
- Учебник. Окружающий мир. 2 класс. Н.Ф. Виноградова + ТПО.
- Модель цветка «Лучшие качества человека».
- Модель индивидуального цветка каждого ученика.
- Карточки с опорными словами: СЕМЬЯ, ДОМОЧАДЦЫ, ПОКОЛЕНИЕ.
- Модели домиков и членов семей.
- Материал для логических задач.
- Символ семьи: СОЛНЦЕ.
- Медиапроектор для демонстрации слайдов «Счастливая семья».
- Музыкальный центр, релаксирующая музыка.
Ход урока:
I. Оргмомент. Приветствие. | |
Речевая разминка. – Спросите меня о настроении? (Какое у вас настроение? Почему оно хорошее? Что пожелаете нам на уроке? Что вы ждёте от урока?) |
|
II. Проверка домашнего задания. | |
Фронтальная беседа | – На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как может меняться человек в лучшую сторону и как он может помочь сделать это другим. – Как меняется человек в течение времени? (человек умнеет, укрепляет здоровье, управляет своим поведением, взращивает прекрасные качества в себе). |
Работа с моделью цветка | – Попробуем собрать цветок совершенного человека, успешного, готового измениться в лучшую сторону. – Какими будут лепестки нашего цветка? – Соберите свой цветок. Украсим нашими цветами доску. – Я буду здоровым; – Я буду радостным; – Я буду воспитанным; – Я буду дружелюбным; – Я буду добрым; – Я буду щедрым. – Но мы с вами обязательно помним, что где-то в мире кому-то грустно, одиноко, трудно, обидно. Попробуем дать советы, тем, кому плохо. |
На магнитной доске | Советы:
|
Индивидуальный опрос. (2-3 ученика) | – Зачем человеку меняться в лучшую сторону? (затем, чтобы легче жить с другими людьми) |
III. Основная часть. | |
Цель урока | 1. Сообщение цели урока. – Сегодня мы поговорим о жизни человека в семье. Узнаем, что такое семья. |
Презентация: «Что такое семья» — Приложение 1 | 2. Работа над лексическим значением слова «Семья». – Что означает слово «семья»? (семь таких же, как я) – В старину всех жителей называли домочадцами. – Вокруг нас живут семьи, в больших и маленьких домах, в городах и сёлах. |
На доске слова: семья домочадцы поколение |
3. Моделирование и составление рассказа. – Попробуем расселить жителей в нужный домик, подумать, кто живёт в каком домике и чем занимается. (Во время работы учащихся у доски класс работает по рисунку учебника – с.65 №2, готовят рассказ о семье). |
4. Характеристика семей. – Семьи бывают разные: сельские, городские, по количеству поколений. – Что такое поколение? – Важно бережно относиться к каждому поколению, особенно к старшему и самому молодому. – Неслучайно 2008 год объявлен годом семьи. Особое внимание уделяется семье. Важно, чтобы всем её членам Жилось счастливо и комфортно. В нашей школе ни один раз проходили конкурсы счастливой и успешной семей. Но самое главное, чтобы таких семей было с каждым днём всё больше и больше. |
|
Работа по учебнику и на доске | 5. Выстраивание генеалогического древа. – Попробуем решить логическую задачу ( с.65 №1) о связи поколений в одной семье. Посчитаем, сколько же поколений в семье Саши. – Такое выстраивание поколений называется генеалогическим древом.– Каждый из вас может составить такое же древо своей семьи уже дома, используя схему. |
Музыка | 6. Упражнение на внимательность. Физкультминутка. – Найдите 5 отличий на рисунках.Упражнение для глаз. Массаж точек тела.Закройте глазки. Вспомните маму, папу, членов семьи, мысcленно пошлите им привет (под музыку). |
7. Выявление общих признаков семьи. – Несмотря на то, что все у нас разные, их что-то должно объединять. Вывод:
| |
8. Чтение статьи учебника с.66. | |
9. Беседа. – Какая семья считается крепкой, успешной, счастливой? Как, вы думаете, всем ли живётся детям комфортно и счастливо? – Послушайте одну историю. |
|
Работа по учебнику | 10. Чтение сказки А. Исаакяна «У солнца». А.Лопатина, М. Скребцова «Счастье семьи». (32 беседы о семейном воспитании) – На что похожа семья, которой приютила мальчика? Можно ли солнце считать символом этой семьи? – Подумайте, какой должна быть семья, похожая на солнце? – Подберём качества для солнечной семьи… |
11. Подбор эпитетов, характеризующих семью, похожую на солнце. – Вам встречались такие семьи? – Хотелось бы вам, чтобы ваши семьи всегда были такими? – Что для этого нужно? (… тёплые отношения…) – А всегда ли мы бываем теплы и внимательны другу в семье? | |
Читает учитель | 12. Чтение стихов со страниц учебника.с. 68,70. – Чуткость, внимание, теплота должны быть своевременными. А для этого достаточно просто посмотреть в глаза. Они всё расскажут. Всего и надо – посмотреть в глаза! В них свет души, в них сущность человека. И если ищешь на вопрос ответа, Всего и надо – посмотреть в глаза… |
IV. Итог урока. | |
Фронтальная беседа | – Изменились ли ваши представления о семье? Какой должна быть семья? – Чем сильна семья? – Что должно объединять членов семьи? – Хотели ли вы помечтать о своей будущей семье? |
V. Домашнее задание. | |
|
3. Обсуждение вопроса «Гуманная педагогика о семье и необходимости изменения сознания современных родителей» .
Презентация — Приложение 2.
Вопрос взаимодействия школы и семьи рассматривался и рассматривается в педагогике не одно десятилетие, и даже столетие. Каким тесным, крепким или не очень ни был и есть союз семьи и школы, необходимость его нужна.
«Ребёнок должен воспитываться в единой образовательной среде в школе и дома», – говорят классики современной педагогики.
Наше беспокойное время, время преобразований и перемен, больших противоречий, утраты человеческих ценностей, тем более требует тесного взаимодействия учителя– ребёнка– родителя. Да и социальный статус семей, к сожалению, меняется в последнее время далеко не в лучшую сторону. Количество неполных семей возрастает с каждым годом. Например, в моём 2– а классе, даже происходят серьёзные изменения. Некоторые современные мамы даже совсем отстраняются от процесса воспитания, возлагают всю ответственность на пап, доставляя серьёзные беды и проблемы семье. Всё это, естественно, отрицательно сказывается на развитии и воспитании ребёнка. И надежда тут на школу, на учителей, воспитателей.
Время и опыт работы показывают, что даже те родители, имеющие большое желание участвовать в процессе воспитания, зачастую не знают, как осуществлять этот процесс грамотно, правильно, красиво. Быть может, некоторые и не предполагают, что «воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было» (Л.Н. Толстой).
Гуманная педагогика одной из составных частей взаимодействия семьи и школы рассматривает воспитание, совершенствование сознания родителей.
При этом главной задачей является принятие основных философских понятий и положений, позволяющих взглянуть на ребёнка по– другому:
- Дети от рождения несут в себе добрые намерения. Помните, их добрые намерения распыляются под влиянием различных воздействий.
- Воспитание есть питание возвышенным и утончённым.
- Запреты не надобны. Важно перевести внимание ребёнка на более привлекательное и полезное.
- Изгоняйте ложь, грубость, насилия.
- В воспитании первое место отводится восприятию красоты.
- Грубость унижает человека. Всеми силами искореняйте грубость и жестокость.
- Вся любовь матери должна быть творящей энергией, чтобы ребёнок рос в полной мере, развивал свой дух и способности.
На основе этих идей и положений Гуманной педагогики в нашем образовательном учреждении строится работа «Родительского Университета».
Главной задачей работы Университета является принятие родителями школы как дома души и сердца своих детей, оказание помощи школе. В свою очередь, школа готова помочь родителям устанавливать гуманно– личностные отношения с детьми в семье.
В ходе нашей встречи мне захотелось обсудить некоторые вопросы, затрагиваемые педагогами, осуществляющими гуманно– личностный подход в образовательной среде.
Попробуйте высказать своё мнение и ответить на ряд вопросов, которые ставились перед родителями на собраниях и диспутах.
- Возможен ли процесс воспитания без философского видения ребёнка? Какое влияние окажет новый взгляд на процесс воспитания?
- В чём заключается смысл воспитания?
- На какое место по значимости в воспитательном процессе вы поставите:
- Наследственность;
- Среда;
- Слова родителей;
- Личный пример родителей;
- С чем можно сравнить родившегося Ребёнка?
- Чему научил меня собственный Ребёнок?
- Родительская мудрость. Что это такое?
Из всех суждений видно, что в воспитании подрастающего поколения, непременно необходим философский подход. Старые методы воспитания уже не дают желаемых результатов. Необходимо менять мышление, сознание родителей, формировать новый философский взгляд на Ребёнка, на процесс его развития и воспитания.