Вступительная часть. «Рождество Христово»
Рождество – это праздник волшебства, веры в чудо, наследие народных традиций, объединение взрослого и молодого поколения. Рождество Христово передает нам завещание от наших предков. В школах ставят рождественские спектакли, создают необычные декорации, поют, танцуют. Каждый находит себе дело по душе. Вовлечь детей в эту работу надо умело и непринужденно, чтобы каждый был уверен в том, что он должен внести свою лепту в общее дело. Праздник Рождества – это сказка, волшебство доброты, красочные хороводы, песнопение, гадание, поздравление друг друга, народные игры и гуляния.
Рождество – народный праздник со своими традициями и историей, которые развлекают, обогащают кругозор, учат.
Православный праздник нужен нашим детям для духовного и национального самовыражения, для знания традиций и истории, для самовыражения в творчестве, т.к. в нем история нашего народа.
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, по Крещение, празднуемое 19 января. Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми и своими корнями уходят во времена языческой Руси.
Во время святочных и рождественских гаданий можно искать во всех предсказаниях только хороший смысл. Дурным знамениям не стоит придавать большого значения, иначе вы заранее настроите себя на неудачу в новом году.
Н.К.Пимоненко. Святочное гадание.
В своей работе я предлагаю возможные варианты взаимодействий, направленных на то, как привить детям любовь к традициям, знанию истории, уважению к старшим, умению оказать помощь слабому или нуждающемуся. Красота и сказочность народного творчества помогают детям осмыслить окружающий мир, научиться самоутверждению и развить определенные качества характера. Школьники в православный праздник могут отдохнуть и наполнить этот день великолепием радужных красок творчества, радости жизни. Особенно охотно учащиеся начальной школы проявляют свои творческие возможности на уроках технологии. Тема Рождества ассоциируется у них со сказкой и вызывает бурю эмоций и фантазий, которые могут быть реализованы на уроке по теме:
«Гирлянда подвесная с рождественскими мотивами». Интегрированный урок технологии и литературы.
План урока:
- Организационный момент (5 мин.)
- Изложение нового материала (15 мин.)
- Физкультминутка.
- Практическая часть (15 мин.)
- Выставка работ (5 мин.)
- Подведение итогов занятия (5 мин.)
Цель: воспитание уважительного отношения учащихся к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его, восстановить утраченные традиции православных праздников.
Задачи:
1. Образовательная:
- Познакомить с историей традиций духовной и материальной культуры общения русских крестьян в праздники.
- Показать хлебосольный, гостеприимный, радушный в угощении русский народ с культурой застолья и этикетом поведения.
- Умение составлять композицию с учётом перспективы
- Закреплять навыки исполнения разных приёмов аппликации.
- Научить технике изготовления рождественских игрушек.
2. Развивающая:
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать художественный вкус, глазомер, внимательность;
- Стимулировать развитие памяти;
- Вселить уверенность в своих силах;
- Развивать творческие способности.
3. Воспитательная:
- Воспитывать чувство ответственности;
- Воспитывать усидчивость
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
- Стремление доводить свою работу до конца.
Оборудование:
- Интерактивная доска, наглядное пособие (слайды презентации), отрывок из мультфильма, музыкальное оформление, образец готового изделия;
- Ножницы;
- Аппликационный материал (цветная бумага, золотая нить, соломинка, карандаш, иголка с ниткой).
Ход занятия
I. Организационный момент:
Проверить готовность рабочих мест.
Повторение правил безопасности.
Дети.
- Ножницы кладут с правой стороны кольцами к себе.
- Передают ножницы кольцами от себя.
- Ножницы нельзя близко подносить к лицу, глазам.
- Нельзя размахивать ими.
- Необходимо соблюдать аккуратность при вырезании.
- Храни иглу всегда в игольнице.
- Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
- Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
- Не втыкай иглу в одежду.
- До и после работы проверь количество игл.
- Не отвлекайся во время работы с иглой.
Каждый инструмент должен находиться на своем месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы ее легче было найти.
II. Сообщение темы урока. Вступительная беседа:
– Сегодня у нас с вами урок будет необычным, волшебным, и даже фантастическим !
– Скажите, вы любите волшебство? (Да.)
– А кто из вас любит читать волшебные сказки, в которых встречаются необычные персонажи, которых не существует в реальной жизни? (Ответы детей)
– Вы помните, какие необычные персонажи встречаются в этих сказках? (Дети называют различных персонажей.)
– Молодцы! А сможете ли вы отгадать загадку про праздник, который таит в себе чудо и отмечает его весь православный люд?
Среди зимы – большое торжество: великий праздник – Иисуса… (Рождество)!
– Молодцы! Тогда я зачитаю отрывки из сказок, в которых описываются различные волшебные чудеса, которые связаны с Рожеством.(«Щелкунчик и Мышиный Король» – Э.Т.Амадея Гофмана, «Ночь перед Рождеством» – Н.В.Гоголя).
(Учитель читает отрывки из сказок. После прочтения каждого отрывка дети рассказывают, каким им видится то или иное волшебное чудо.)
– Я для вас приготовила несколько иллюстраций на которых изображены волшебные существа добра и оберега и отрывок из мультфильма (мультфильм – «Рождество», авт.Михаил Алдашин)
Смотреть презентацию (у автора). (Идет просмотр мультфильма, показ слайдов).
(После просмотра и прослушивания идет обсуждение сказочного персонажа.)
– Почему вы считаете , что это сказочные персонажи ? (Ангелы.)
– Что вы можете сказать о персонажах ?
– Чем любопытны персонажи?
III. Физминутка под рождественскую песенку (Vasco & Millboy ft. Thomas – Last Christmas).
Раз – подтянуться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
– А сейчас закройте глаза и постарайтесь придумать своего ангела хранителя .
Ангелы у вас получатся совершенно разные: у одних они будут маленькие, а у других побольше, но все обязательно будут добрыми и красивыми. Следующим этапом нашей работы будет изготовление из имеющихся средств гирлянды, составленной из созданных вами образов.
– В конце урока мы сделаем выставку ваших работ.
IV. Работа по изготовлению изделия.
У. Посмотрите на изделие. Из чего оно сделано?
Д. Из бумаги.
У. В моей работе использован золотой цвет. А вы какие цвета используете?
Д. Желтый, розовый, голубой.
У. Чем скреплены детали?
Д. Нитью.
У. При помощи чего детали гирлянды крепятся ?
Д. Они крепятся на карандашике или соломинке и свисают с них.
У. Приступаем к работе.
(Дети начинают работать).
1.Нужно определить для себя цвет гирлянды. Взять цветной картон и нарисовать контур ангела, вырезать его и украшения к нему.
2. Взять иголку с ниткой и сделать прокол в изделии
3. Закрепить прокол узелком и оставить длинный конец нити для крепежа с карандашом или соломинкой (так проделать с остальными деталями украшения гирлянды)
4. Взять карандаш или соломинку и прикрепить на одинаковом расстоянии детали украшения.
V. Выставка работ
VI. Итог.
– Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
– Что нового узнали?
– Чем же мы сегодня занимались на уроке?
– Все ли было понятно на уроке?
– Какие вам поделки захотелось сделать, используя ту же технику изготовления игрушек?
– Подумайте над тем, какие еще есть возможности отражения рождественского праздника. И что вы предлагаете попробовать выполнить на следующем уроке, и какие средства будем использовать.
Спасибо вам всем за внимание.
Урок окончен.