Что такое самостоятельное исследование? Самостоятельное исследование является очень важной частью курса химии.
- Оно дает возможность контролировать значительную часть курса - у вас есть шанс проявить свою инициативу.
- Оно дает вам возможность посвятить свое время той области химии, которая вам больше всего нравится.
- Оно позволяет вам продемонстрировать:
- умение работать с литературой и планировать эксперимент;
- экспериментальные навыки, которые вы приобрели в течение курса;
- способность планировать последовательность экспериментов;
- способность наблюдать, делать записи и измерения;
- умение оценивать результаты и делать выводы;
- умение писать отчеты.
- Оно вносит вклад в итоговую оценку, получаемую в конце курса.
Опыт показывает, что организованный ученик, как правило, получает высокую оценку за самостоятельное исследование, причем хорошая организованность не всегда связана с блестящим знанием химии.
Ваш отчет может быть написан от руки, напечатан или набран на компьютере. В любом случае он должен легко читаться вами, вашим учителем и экзаменатором. Ваш учитель назовет вам точную дату сдачи отчета.
На приведенной ниже схеме представлена последовательность работы.
Стадии работы над самостоятельным исследованием
- Предложите идею. Обсудите ее с учителем
- Просмотрите литературу и продумайте подробности эксперимента.
Проведите оценку риска - Составьте план. Обсудите его с учителем
- Проведите исследование
- Напишите отчет и передайте его учителю
А. Поиск идеи.
Поиск хорошей идеи для самостоятельного исследования -это едва ли не самая важная часть работы. Нужно, чтобы работа была интересной и в то же время легко выполнимой в школьной лаборатории. Вы можете почерпнуть идеи из самых разных источников. Ниже приведены некоторые примеры.
• Эксперименты в пределах конкурса «Химия и жизнь», которые вы хотели бы продолжить. Возможно, в одной из экспериментальных работ вы получили неожиданные результаты и теперь хотите узнать, почему это произошло. Вам может быть предложено продолжение исследования в рамках конкретной работы. Например, работа по аспирину в главе «Лекарственные препараты» может натолкнуть вас на исследование оптимальных лабораторных условий изготовления аспирина.
• Исследование тем, которые интересуют вас, но находятся вне конкурса «Химия и жизнь». Например, вы можете заинтересоваться продуктами питания и попытаться исследовать факторы, влияющие на содержание витамина С в овощах.
• Исследования, связанные с местной промышленностью. Во время экскурсии или работы на местных предприятиях вы могли столкнуться с некоторыми химическими проблемами, которые теперь хотели бы исследовать.
Помните: что бы вы ни выбрали, вы должны объяснить суть исследования и причины своего выбора.
В. Работа с литературой и контроль безопасности.
Как только у вас появится тема, вам нужно будет ознакомиться с соответствующими литературными источниками и спланировать свой эксперимент. Пользуйтесь библиотекой и консультируйтесь с учителем.
Безопасность и оценка риска.
Вам нужно провести оценку риска для любой потенциальной опасности, которая может иметь место в вашем исследовании.
«Закон о труде», 1974 г., ставит в обязанность работодателям обеспечение «разумно возможного на практике» здоровья, безопасности и благосостояния всем их служащим, а в обязанность служащих - соблюдение всех предписанных мер безопасности для обеспечения здоровья и безопасности для себя и своих коллег.
Нормы по контролю за опасными для здоровья веществами (КОЗВ) приобрели силу закона в 1989 г. Они требуют, чтобы при использовании любых веществ, представляющих угрозу здоровью, была сделана оценка риска. Оценка риска должна распространяться на любую операцию, которая в принципе может быть опасной, будь то использование электрического оборудования или работа с микроорганизмами.
В вашем исследовании вам необходимо выполнить оценку риска самостоятельно. Источники информации приведены ниже.
Оценка риска.
1. Выпишите все химические вещества, которые вы собираетесь использовать или получить в ходе эксперимента. В каждом случае приведите их примерное количество и укажите, будет ли вещество использоваться в чистом виде или в растворе. (Если в растворе, то в какой концентрации.)
2. Для каждого из веществ определите категорию вредности. Укажите, является ли оно:
- воспламеняющимся
- взрывчатым
- опасным для здоровья
- ядовитым
- раздражающим
- едким
- окислителем
- радиоактивным.
Если у него есть предельный срок хранения, укажите и это.
Используйте литературу. Для идентификации категории вредности химических веществ воспользуйтесь каталогом потребителей.
3. Предусмотрите любую опасность, которая может возникнуть во время вашей работы.
4. Перечислите меры предосторожности, которые вы будете соблюдать при работе с вредными веществами или при выполнении опасных операций.
5. Убедитесь, что вы провели полную оценку риска по установленной форме, и обсудите ее с учителем. Помните, что при изменении ваших планов необходимо менять и оценку риска.
С. Планирование исследования.
Составьте план самостоятельного исследования в соответствии с таблицей. Ваш учитель сообщит вам срок сдачи заполненного Плана. Вероятно, вам понадобится обсудить некоторые вопросы, прежде чем продвигаться дальше.
План самостоятельного исследования
Ф. И. О._____________________ Таблица
Пункты плана | Дата заполнения. Дата обсуждения |
Название исследования (в форме вопросов) | |
Краткое содержание исследования | |
Источники информации | |
Заявка на оборудование, реактивы | |
Оценка риска и необходимые меры безопасности | |
Что должно быть сделано до начала работы |
Учитель должен посмотреть вашу Оценку риска и План. Без этого вас не допустят к экспериментальной работе. Вы также должны сделать своевременную заявку на химические реагенты и оборудование. По мере продвижения вашей работы не забывайте заранее заказывать новые материалы. Вы должны понять, что от вас ожидают самостоятельных решений, а для этого тоже нужно время.
D. Проведение исследования.
То, каким образом вы будете выполнять свое исследование, сильно зависит от выбранной темы. Если вы вовремя составили План, Оценку риска и своевременно оформили заявку на материалы, вы сможете начать работу в первый же день, отведенный для экспериментальной работы. Это принесет вам удовлетворение, так как вы оптимально использовали отведенное вам время.
Важно не падать духом, если вам кажется, что эксперимент не удался, или если его результаты представляются вам неубедительными. Часто бывает, что неожиданные результаты более интересны, чем ожидаемые. История науки полна открытий, которые следуют за неожиданными результатами. В любом случае при выставлении итоговой оценки учитель не будет просто подсчитывать число «правильных» ответов, которые вы получаете, а даст оценку того, как вы планировали, проводили исследования и составляли отчет по эксперименту. Поэтому очень важно записать все полученные результаты, в том числе и «неправильные».
При выполнении эксперимента вам постоянно нужно оценивать, все ли идет по плану. Вы можете почувствовать, что некоторые части работы непродуктивны и отнимают много времени. В этом случае вы должны несколько изменить свой первоначальный план. Постоянно, по крайней мере раз в неделю, вам нужно обсуждать ход работы с учителем. Это обсуждение будет более продуктивным, если вы заранее передадите учителю копии уже написанного вами материала.
Погрузившись в экспериментальную работу, легко забыть о других аспектах, по которым будут оценивать ваш труд, например такие, как четкая и аккуратная запись наблюдений и измерений, формулировка выводов.
При записи численных результатов обращайте внимание на точность показаний приборов. Будет полезно, если вы заранее оцените пределы погрешностей ваших результатов.
Никогда не бойтесь обращаться за помощью. Ваш учитель может ответить вопросом на вопрос, и тем не менее, это заставит вас думать!
Е. Отчет об исследовании.
Отчет об исследовании должен быть написан или напечатан на бумаге формата А4. На титульном листе отчета необходимо указать название работы, вашу фамилию и название школы.
Размер отчета должен составлять приблизительно 2500 слов. Графики, таблицы, фотографии, приложения и т. п. не входят в это число. Аккуратно пронумеруйте страницы отчета.
Список литературы.
- Указать фамилии авторов и названия работ, кем и когда они были опубликованы
Литература
- Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. — М., 2004.
- Ганиченко Л.Г., Мочалов Ю.Е. Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков-лекций // Химия в школе.— 1990.— № 5.
- Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе.- 1971.— №4.
- Геращенко И.Г. Из опыта проблемного обучения по химии // Химия в школе.-1988.- №5.
- Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии.- 1997.- № 1.— С 5-7.