Отрезок

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  1. Образовательный аспект:
    • ознакомить с понятием отрезок как частью примой линией, учить сравнивать отрезки по длине (визуально);
    • повторить состав чисел в пределах 10;
    • повторение последовательности чисел натурального ряда;
    • сравнение чисел;
    • повторения изученного геометрического материала.
  2. Развивающий аспект:
    • развитие познавательной активности учащихся;
    • умение работать сообща и в парах;
    • совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
    • развивать психические процессы.
  3. Воспитательный аспект: воспитание активности, любознательности, интереса к предмету.

Оборудование: набор цифр, сигнальные карточки, таблицы, поезд, мультимедийная презентация (у автора).

Ход урока.

I. Организация детей на занятия:

Чтобы в эти сесть вагоны
Не спешите на вокзал
Стал вокзалом и перроном
Наш уютный, светлый класс.

Сегодня на уроке математики я приглашаю вас продолжить путешествие на нашем веселом поезде, а отправимся мы за новыми математическими открытиями. В путешествии нам пригодится: смекалка, внимание и умение работать дружно и еще надо прихватить своих помощников - учебники и тетради. (слайд 1)

В путь отправляемся по следующему маршруту: (слайд 2)

  1. Умственная разминка.
  2. Мои открытия.
  3. Работаем дружно.
  4. Я сам.
  5. Это я могу.

С каждой станции наш поезд будет отправлять наша мудрая сова, но при условии - если все задания выполнили отлично. (слайд 3)

Зеленый цвет - дорога открыта.

Желтый цвет - будьте внимательны.

Красный цвет - придется сделать остановку в пути.

– На экспрессе этом быстром
Никому скучать нельзя
В путь, друзья!

– Первая остановка.

II. Устный счет. Умственная разминка (слайд4)

1.На первой остановке расставьте цифры со слогами в порядке убывания и прочитайте пословицу (даны таблички в разброс, учащиеся составляют пословицу на доске).

8 7 6 5 4 3 2 1
Семь раз от мерь один раз от режь

– Как понимаете значение этой пословицы?

– Какие числа встретились в этой пословице? (7,1)

– Что вы можете сказать об этих числах?

(7 больше 1; 1 меньше 7; соседи числа 1, 0 и 2; соседи числа 7, 6 и 8 и т. д.)

– Желаю вам в течение всего урока хорошо подумать и только потом ответить.

2. Приучайтесь думать точно.
Все исследуйте до дна.
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна. (состав числа).

(обратная связь - сигнальные карточки). (слайд 5)

6=5+ 3=1+
5=4+ 4=2+
4=3+ 6=2+
5=3+ 6=3+

3. У пушистой кошки Мурки
Разноцветные фигурки
Опечалилась она –
Всем названье дать должна.

– Из каких фигур состоит наша кошка? Докажите? (слайд 6)

4. Творческое задание.

– Задайте вопросы по рисунку.

Сколько четырехугольников на рисунке?

Сколько треугольников?

На сколько треугольников меньше, чем четырехугольников? И т.д.

5. Решите задачи (задачи на логическое мышление).

– У животного 2 правые ноги 2 левые,
Две впереди, две сзади.
Сколько ног у животного?

– Во дворе было 6 скамеек.
Две из них покрасили.
Сколько стало скамеек?

III. Физминутка.

– Наш поезд отправляется в путь, со всеми заданиями справились верно, дорога открыта (в табличке «Умственная разминка» ставится сигнал зеленого цвета). (слайд 7)

– Мы приближаемся к следующей станции.

IV. Изучение нового материала. Мои открытия (слайд 8)

– Рассмотрите рисунок. (слайд 9)

– Что вы можете сказать?

Все геометрические фигуры.

Их можно разделить на две группы: прямые и кривые линии и т.д.

– Какую фигуру можно исключить?

– Почему?

– Кто знает, как называется это фигура? (Отрезок)

– Что такое отрезок? (Часть прямой)

– Чем отрезок отличается от других фигур? (Имеет начало и конец, строится с помощью линейки).

А теперь послушайте одну очень интересную историю. (Исценирование стихотворения).

1 уч.

Однажды линия прямая
Пришла на день рождения,
Но почему-то грустная
В ужасном настроении.

2 уч.

Ты почему грустишь сейчас?
Спросили гости линию.

3 уч.

– Забыла я подарок взять
Фигуру темно-синию.

1уч.

Стали думать все, как быть
Из тупика как выходить
Вот воскликнул кто-то

4уч.

Я придумал что-то!
Ты, прямая без конца
Дай себя кусочек
Не потеряешь ты лица
В тебе так много точек.

1 уч.

Прямая улыбнулась,
Привстала, повернулась,
Кусочек отщипнула,
Имениннице кивнула.

3 уч.

Я хочу тебя поздравить
С днем рождения
Мой подарок очень личен
С двух сторон он ограничен
Вырезаю из себя
И дарю тебе любя.
Принимай его лови
И отрезок назови.

1 уч.

Все захлопали, запели
И пустились танцевать
Не одно, а два рожденья
Стали весело справлять.

– Какая фигура будет спутницей в нашем путешествии?

V. Совместная формулировка темы урока.

– Назовите тему урока. Отрезок.

– А сейчас мы научимся строить отрезки.

1. Открыли тетради.
Точки две поставь в тетрадь
Чтоб потом нарисовать
Между ними под линеечку прямую. (учитель на доске строит прямую).
И кажется мой друг
Что отрезок вышел вдруг
Только отрезкам имена дать –
Не забудь ты.

2. Сравнение отрезков. (визуальный способ, на доске три отрезка разной длины). (слайд 10)

– Что вы видите на доске?

– Что вы можете сказать об этих отрезках?

– Что вы сейчас делали? (Сравнили длину отрезков).

– Каким способом пользовались? Что помогло сравнить отрезки? (Глаза).

Сравнение отрезков с помощью глаз без инструментов называется визуальным способом.

Ребята, какое открытие вы для себя сделали?

Вы все участвовали в математическом открытии, работали дружно, правильно. Путь открыт. (слайд 11)

VI. Закрепление. (слайд 12)

– Как вы думаете зачем, мы изучаем отрезки? (Строить геометрические фигуры. В профессии архитектора, строителя и т.д).

 – Следующая остановка «Я сам».(Самостоятельная работа). (слайд 13)

Работа по учебнику. . №119 стр.54

– Сосчитай сколько отрезков в каждой фигуре. (показать ответ на наборе цифр).

– Вы правильно определили количество отрезков, продолжаем наше путешествие. (слайд 14)

– Вот мы добрались до еще одной остановки.

«Работает дружно» (работа в парах). (слайд 15)

– Сосчитать сколько отрезков и записать на обратной стороне карточки.

– И последняя остановка «Это я могу» (тест).(слайд 16)

– Обведите красным карандашом на чертеже только отрезки.

(Взаимопроверка).

– Вот и закончилось наше веселое путешествие.

VII. Итог урока. Рефлексия. (слайд 17)

– Какие новые математические открытия сделали вы в путешествии?

– Если вам понравилось наше математическое путешествие, поднимите сигнал зеленого цвета.

– Если вам было скучно, неинтересно поднимите сигнал красного цвета.