Цели и задачи:
- Образовательный аспект:
- ознакомить с понятием отрезок как частью примой линией, учить сравнивать отрезки по длине (визуально);
- повторить состав чисел в пределах 10;
- повторение последовательности чисел натурального ряда;
- сравнение чисел;
- повторения изученного геометрического материала.
- Развивающий аспект:
- развитие познавательной активности учащихся;
- умение работать сообща и в парах;
- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- развивать психические процессы.
- Воспитательный аспект: воспитание активности, любознательности, интереса к предмету.
Оборудование: набор цифр, сигнальные карточки, таблицы, поезд, мультимедийная презентация (у автора).
Ход урока.
I. Организация детей на занятия:
– Чтобы в эти сесть вагоны
Не спешите на вокзал
Стал вокзалом и перроном
Наш уютный, светлый класс.
Сегодня на уроке математики я приглашаю вас продолжить путешествие на нашем веселом поезде, а отправимся мы за новыми математическими открытиями. В путешествии нам пригодится: смекалка, внимание и умение работать дружно и еще надо прихватить своих помощников - учебники и тетради. (слайд 1)
В путь отправляемся по следующему маршруту: (слайд 2)
- Умственная разминка.
- Мои открытия.
- Работаем дружно.
- Я сам.
- Это я могу.
С каждой станции наш поезд будет отправлять наша мудрая сова, но при условии - если все задания выполнили отлично. (слайд 3)
Зеленый цвет - дорога открыта.
Желтый цвет - будьте внимательны.
Красный цвет - придется сделать остановку в пути.
– На экспрессе этом быстром
Никому скучать нельзя
В путь, друзья!
– Первая остановка.
II. Устный счет. Умственная разминка (слайд4)
1.На первой остановке расставьте цифры со слогами в порядке убывания и прочитайте пословицу (даны таблички в разброс, учащиеся составляют пословицу на доске).
8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Семь | раз | от | мерь | один | раз | от | режь |
– Как понимаете значение этой пословицы?
– Какие числа встретились в этой пословице? (7,1)
– Что вы можете сказать об этих числах?
(7 больше 1; 1 меньше 7; соседи числа 1, 0 и 2; соседи числа 7, 6 и 8 и т. д.)
– Желаю вам в течение всего урока хорошо подумать и только потом ответить.
2. Приучайтесь думать точно.
Все исследуйте до дна.
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна. (состав числа).
(обратная связь - сигнальные карточки). (слайд 5)
6=5+ | 3=1+ |
5=4+ | 4=2+ |
4=3+ | 6=2+ |
5=3+ | 6=3+ |
3. У пушистой кошки Мурки
Разноцветные фигурки
Опечалилась она –
Всем названье дать должна.
– Из каких фигур состоит наша кошка? Докажите? (слайд 6)
4. Творческое задание.
– Задайте вопросы по рисунку.
Сколько четырехугольников на рисунке?
Сколько треугольников?
На сколько треугольников меньше, чем четырехугольников? И т.д.
5. Решите задачи (задачи на логическое мышление).
– У животного 2 правые ноги 2 левые,
Две впереди, две сзади.
Сколько ног у животного?
– Во дворе было 6 скамеек.
Две из них покрасили.
Сколько стало скамеек?
III. Физминутка.
– Наш поезд отправляется в путь, со всеми заданиями справились верно, дорога открыта (в табличке «Умственная разминка» ставится сигнал зеленого цвета). (слайд 7)
– Мы приближаемся к следующей станции.
IV. Изучение нового материала. Мои открытия (слайд 8)
– Рассмотрите рисунок. (слайд 9)
– Что вы можете сказать?
Все геометрические фигуры.
Их можно разделить на две группы: прямые и кривые линии и т.д.
– Какую фигуру можно исключить?
– Почему?
– Кто знает, как называется это фигура? (Отрезок)
– Что такое отрезок? (Часть прямой)
– Чем отрезок отличается от других фигур? (Имеет начало и конец, строится с помощью линейки).
А теперь послушайте одну очень интересную историю. (Исценирование стихотворения).
1 уч.
Однажды линия прямая
Пришла на день рождения,
Но почему-то грустная
В ужасном настроении.
2 уч.
– Ты почему грустишь сейчас?
Спросили гости линию.
3 уч.
– Забыла я подарок взять
Фигуру темно-синию.
1уч.
Стали думать все, как быть
Из тупика как выходить
Вот воскликнул кто-то
4уч.
– Я придумал что-то!
Ты, прямая без конца
Дай себя кусочек
Не потеряешь ты лица
В тебе так много точек.
1 уч.
Прямая улыбнулась,
Привстала, повернулась,
Кусочек отщипнула,
Имениннице кивнула.
3 уч.
Я хочу тебя поздравить
С днем рождения
Мой подарок очень личен
С двух сторон он ограничен
Вырезаю из себя
И дарю тебе любя.
Принимай его лови
И отрезок назови.
1 уч.
Все захлопали, запели
И пустились танцевать
Не одно, а два рожденья
Стали весело справлять.
– Какая фигура будет спутницей в нашем путешествии?
V. Совместная формулировка темы урока.
– Назовите тему урока. Отрезок.
– А сейчас мы научимся строить отрезки.
1. Открыли тетради.
Точки две поставь в тетрадь
Чтоб потом нарисовать
Между ними под линеечку прямую. (учитель на доске строит прямую).
И кажется мой друг
Что отрезок вышел вдруг
Только отрезкам имена дать –
Не забудь ты.
2. Сравнение отрезков. (визуальный способ, на доске три отрезка разной длины). (слайд 10)
– Что вы видите на доске?
– Что вы можете сказать об этих отрезках?
– Что вы сейчас делали? (Сравнили длину отрезков).
– Каким способом пользовались? Что помогло сравнить отрезки? (Глаза).
Сравнение отрезков с помощью глаз без инструментов называется визуальным способом.
Ребята, какое открытие вы для себя сделали?
Вы все участвовали в математическом открытии, работали дружно, правильно. Путь открыт. (слайд 11)
VI. Закрепление. (слайд 12)
– Как вы думаете зачем, мы изучаем отрезки? (Строить геометрические фигуры. В профессии архитектора, строителя и т.д).
– Следующая остановка «Я сам».(Самостоятельная работа). (слайд 13)
Работа по учебнику. . №119 стр.54
– Сосчитай сколько отрезков в каждой фигуре. (показать ответ на наборе цифр).
– Вы правильно определили количество отрезков, продолжаем наше путешествие. (слайд 14)
– Вот мы добрались до еще одной остановки.
«Работает дружно» (работа в парах). (слайд 15)
– Сосчитать сколько отрезков и записать на обратной стороне карточки.
– И последняя остановка «Это я могу» (тест).(слайд 16)
– Обведите красным карандашом на чертеже только отрезки.
(Взаимопроверка).
– Вот и закончилось наше веселое путешествие.
VII. Итог урока. Рефлексия. (слайд 17)
– Какие новые математические открытия сделали вы в путешествии?
– Если вам понравилось наше математическое путешествие, поднимите сигнал зеленого цвета.
– Если вам было скучно, неинтересно поднимите сигнал красного цвета.