К вопросу о формировании речевой деятельности учащихся начальных классов общеобразовательных школ

Разделы: Начальная школа


«…освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном, заданном пространстве»
(Н.К.Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова)

Работа над изложениями по рабочим тетрадям Гущинской М.В., Андреева А.Я. «Учусь писать изложения» имеет свои принципиальные особенности. Составление глагольного плана и фиксация текста, используя графические изображения слов. Это позволяет уже на ранних этапах обучения работать с целыми текстами, увеличивать оптимальным способом объем слухоречевой памяти ребенка.

На вопрос нужно ли ребенка обучать в школе устной и письменной речи, думаю, может быть только однозначный ответ. Владение устной и письменной речью для современного, образованного человека – залог успеха собственной деятельности, взаимопонимания с другими людьми.

Другой вопрос: как это сделать? Изучение в школе норм и правил языка далеко не всегда приводят к желаемому результату – научить ребенка овладеть навыками построения высказывания, последовательно выражать свои мысли, воспроизводить готовый текст в изложениях, выстраивать собственные тексты сочинений. Требуется еще и грамотно написать этот текст.

Занятия речевой деятельностью очень важно для психического развития ребенка, становления его личности, дальнейшей социализации его в обществе: ведь именно речь является инструментом мышления, «… с помощью слова ребенок начинает выделять из целостного …впечатления, обобщенной картины отдельные части, признаки, устанавливает объективную связь между ними, начинает анализировать мир». Из чувственного опыта с помощью слова у ребенка формируются понятия, обобщения, логические построения, «… ребенок переходит к мышлению с помощью речи» (Л.С.Выготский), вербальному мышлению.

«Грамматика и письмо обеспечивают ребенку возможность подняться на высшую ступень развития речи и других высших психических функций. Поэтому обучение письму является одним из главнейших предметов школьного обучения в начальных классах» (Л.С.Цветкова).

Цель данной статьи рассмотреть некоторые аспекты формирования речевой деятельности ребенка в школе, в частности, письменной речи с учетом некоторых особенностей психоневрологических особенностей современных детей.

Думаю, со мной согласится большинство учителей начальных классов, что год от года в класс приходят все более «сложные» дети. Психофизиологическое развитие многих первоклассников не соответствует критериям готовности к обучению, они не достигли уровня, так называемой, «школьной зрелости».

При обследовании детскими врачами все чаще у дошкольников фиксируются минимальные отклонения психоневрологического развития, что выражается в статикомоторной недостаточности (слабости и неравномерности мышечного тонуса, трудностей удержания статической позы, нарушении тонкой моторики, общей моторной неловкости). Уровень развития моторики проявляет и общее развитие ребенка. Констатируется задержка формирования ряда высших психических функций, произвольного контроля собственных действий.

«Минимальная статикомоторная недостаточность отражает двигательные нарушения у детей с ММД в неразрывной связи их с нарушением восприятия (не только кинестетического, но и зрительного, слухового), памяти, мышления и речи». (Скворцов И.А. и др. 1988), что является одной из причин трудностей обучения, а в дальнейшем - школьной дезадаптации. Такие дети трудно усваивают программу обучения, тяжело адаптируются к новым дисциплинарным требованиям, плохо справляются с психоэмоциональными нагрузками.

Количество их (по разным источникам) составляет от 40 до 85%.

Но даже если эти данные не вполне точны, увеличение числа таких школьников – объективный факт, который может подтвердить любой учитель общеобразовательной школы.

Учитывая особенности развития учащихся начальных классов, актуальным в современном образовании является применение методов, приемов обучения, целью которых является максимальная компенсация этих нарушений в процессе обучения. Именно эта цель стояла при разработке нами системы формирования устной и письменной речи учеников начальных классов.

Здоровьесберегающим компонентом наших уроков является систематическое проведение физкультминуток по программе «Формирования целевой двигательной успешности у детей с нарушениями моторики и проблемами концентрации внимания А.Я.Андреева. Это позволяет с одной стороны обеспечить высокий уровень произвольной активности, а с другой – адекватное восстановление сил с целью профилактики дезадаптивных проявлений.

Вернемся к вопросу речевой деятельности.

Одним из сложных навыков, который предстоит освоить ребенку в школе - письмо. Сложным он является своему составу.

Процесс письма включает следующие операции:

  • общее восприятие речевой ситуации, понимание смысла предложения (предлагаемой речевой информации), соотнесение со своим личным опытом,
  • понимание взаимосвязи и удержание последовательности слов в предложении,
  • анализ лексического значения слова,
  • звуковой анализ,
  • уточнение фонетического состава слова,
  • удержание порядка звукового ряда,
  • перешифровка звуковой системы (звук) в систему графических символов (буква), букву в кинему (двигательный образ).

Кинема является таким же базовым компонентом письма, как артикулема для устной речи.

  • уровень сформированности двигательного навыка письма. Этот вопрос для нас является первостепенно важным, так как только при устойчивой автоматизизации движений письма «…происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложных действий» (Ю.Б. Гиппенрейтер), какими являются:
  • орфографические, пунктационные, стилистические, композиционные и др.задачи письменной речевой деятельности

Следует отметить, что формирование орфографических, пунктационных, синтаксических действий до «автоматизированного» уровня - тоже решаемая задача.

«Выйти» на уровень автоматизмов возможно, если правильно вычленить составляющие компоненты данного действия, учесть последовательность этапов, механизм формирования навыка. На каждом этапе отрабатывать компоненты, стабилизируя их.

Наличие автоматизмов в разных психической сферах «…имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он (автоматизм зам авт.) лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей». (Ю.Б. Гиппенрейтер).

И при неблагоприятных условиях для организма: например, плохое самочувствие, состояние утомления, в стрессовой ситуации, или при необходимости специального возврата к тем или иным компонентам, есть возможность вернуться на любой этап навыка, проанализировать ситуацию и сделать осознанный выбор действия, уточнить его.

Таким образом, отрабатывая двигательный, орфографический, пунктационный навыки до уровня автоматизированного действия, в обучении мы так же формируем здоровьесберегающий фон.

О формах письменной речи. Списывание, диктант, изложение, сочинение – разные по сложности виды деятельности. Возможность успешно освоить их определяется уровнем сформированности базовых составляющих психического развития ребенка:

  • схемы тела, пространственных отношений, пространственно-временных,
  • высших психических функций (восприятия разной модальности, произвольного внимания, памяти, в том числе речеслуховой (объем, темп запоминания речевой информации, прочность хранения ее и возможность отсроченной актуализации),
  • уровнем развитием речи: объем и качество словарного запаса ребенка, владение сложными синтаксическими конструкциями, познавательный уровень развития в общекультурном смысле.
  • владением наглядно-действенным, наглядно- образным, вербально-логическим мышлением и другие компоненты.

Важным составляющим является произвольная регуляция деятельности.

Обеспечивают эти составляющие «работа» разных структур мозга, от функционального состояния которых и зависит особенности развития психических функций каждого ребенка.

Овладение навыками письменной речи в начальной школе затруднено и по объективным причинам. К началу обучения ребенка письму все основные ВПФ, составляющие его основу, еще не закончили, а некоторые из них даже еще и не начали своего развития.

Примером тому может быть формирование произвольной регуляции деятельности (в том числе и речевой, зам авт.), которая связана с функциональным созреванием лобных отделов мозга, отвечающих за постановку целей, построения программы последовательных действий и контроль их выполнения (Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Е.Ю.Балашова).

К 7 годам у ребенка начинается функциональное созревание этих отделов, которое обычно закончится к 12-25 годам.

Вот некоторые итоги и комментарии результатов нашей работы.

Используя на практике разработанную систему формирования графо-моторной деятельности и двигательного навыка письма, удается предупредить (скомпенсировать) дефекты оптического, оптико-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, что является эффективной профилактикой оптической и моторной дисграфии.

Повторюсь, что фиксация внимания на преодолении технических трудностей письма ведет к грамматическим ошибкам. Поэтому важным результатом работы по разработанной системе является возможность к 3-4 классу сформировать стабильный автоматизированный навык письма (скорописи) такого уровня, который соответствует 6-7 классу.

Наличие стабилизации двигательного навыка письма коррелирует с уровнем практической грамотности, так как произвольный контроль за выполнением движений письма «разгружается», и внимание ребенка в большем объеме распределяется на выполнение операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов, морфологического анализа, решения орфографической задачи. Это является базой для профилактики морфологической дисорфографии.

Объективным фактом этого являются результаты проверочной работы в третьем классе, проведенной в сентябре, на первой неделе обучени. За диктант (из 28 работ) одна «тройка» остальные «4» и «5».

Вот еще некоторые результаты, отмеченные учителями, родителями детей, школьным психологом, медработником школы:

  • улучшались восприятие информации, внимание, память – легче проходило формирование учебных навыков,
  • улучшился самоконтроль и самокритика, дети стали организованнее не только на уроках, но и вне школы,
  • формировался уровень практической грамотности, который не снизился при переходе учащихся в среднее звено (проверочные работы по русскому языку класс пишет не более, чем с одной, двумя «тройками»),
  • количество отличников не изменилось в первой четверти пятого класса по сравнению с начальной школой, это говорит об устойчивом уровне знаний и учебных навыков, который сохраняется при стрессовой ситуации для ребенка – переходе на новый этап обучения (для сравнения, отличники начальной школы «А» класса снизили свои позиции),
  • у детей сформировался хороший уровень речемышления, это подтверждают ответы на устных предметах, изложения, сочинения учащихся,
  • показатели «рост», «вес» учеников этого класса на начало четвертого года обучения на 9 % выше, чем в параллельных классах при примерно одинаковом начальном уровне,
  • школьными психологами зафиксирована тенденция развития произвольного внимание, память, мышления.