Цель: развитие умений и навыков создания сюжетной композиции декоративного плаката, стимулирование положительной мотивации работы в группе.
Задачи:
Образовательная Совершенствовать умение передавать характерную форму птиц. Развитие композиционных навыков. Передать художественно - выразительными средствами своё отношение к выбранной теме. Коллективное выполнение плаката о птицах.
Развивающая Развитие художественного вкуса. Умение составлять композицию рисунка в плакате; в сочетании со шрифтом. Содействовать эстетическому и экологическому отношению к действительности. Обеспечение высокого уровня знаний. Формирование навыков исследовательской работы.
Воспитательная Удовлетворение своей работой, в коллективном творческом поиске. Воспитание любви и интереса к птицам, бережном отношении к природе, всему живому. Уважать труд взрослых. Повышение мотивации к совместной работе в группе. Развитие коммуникабельности и т.д.
Тип урока: комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение).
Вид урока: декоративное рисование (урок учебно-творческой деятельности.)
Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Оформление доски: тема и цель урока записаны на доске.
Наглядность: А.К.Саврасов «Грачи прилетели», Е.Поленов «Птицы», плакаты о птицах: крапивник, поползень, овсянка, зяблик и др.
Оборудование: рисунки учащихся, плакат «Поэтапное выполнение различных рисунков птиц», аудиокассета «Различные голоса птиц»
Преимущества использования ИКТ при изучении данной темы:
- Позволяет наглядно представлять иллюстративный материал;
- Дает возможность создавать дополнительный дидактический материал;
- Способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
- Повышает мотивацию к обуче6нию за счет динамических изобразительных средств.
Этап урока | ПК + принтер | ПК + медиапроектор | ПК + ученик |
1. Орг. момент | Правила по технике безопасности. Дидактика. | ||
2. Повторение. Проверка знаний; подготовка детей к сознательному усвоению нового материала. | Карточки «схема» анализа с репродукций художников. Карточки – тесты. |
||
3. Усвоение новых знаний. | Иллюстрирование репродукций художников. Дидактика. | Правила составления сюжетной композиции, выполнения плаката. | Термины. |
4. Закрепление | |||
5. Анализ работ | Презентация ученика. | ||
6. Итог урока |
Рекомендации по проведению урока:
- Начинать урок следует с повторения основных композиционных навыков, о бережном отношении ко всему живому на земле, о птицах обитающих в Ханты – Мансийском округе. При этом целесообразно сделать акцент, как композиционными средствами максимально быстро раскрыть содержание плаката.
- На уроке обязательно должен использоваться иллюстративный материал. При демонстрации возникает естественное желание показать больше художественных произведений, развить у школьников опыт насмотренности. С другой стороны, может возникнуть опасность поверхностного отношения к полученной информации. Поэтому необходимо соблюдать одно условие – неоднозначность зрительного ряда и его вариативность.
- Выполнение домашнего задания можно предложить дифференцированно, по группам и т.д. Используя различные приемы работы на компьютере (буклет, презентация и т.д.). А использование медиапроектора позволяет наглядно отобразить демонстрируемый материал.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний, повторение изученного материала.
- Объяснение нового материала.
- Практическая работа.
- Итог урока.
- Сообщение домашнего задания.
Ход урока:
1. Орг. момент:
Организовать детей к уроку, отметить отсутствующих, проверить готовность к уроку.
Проверка правильности расположения принадлежностей на столе.
Общие правила техники безопасности
(реплики детей с места)
- Работу начинайте только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к вам, приостановите работу. Выполняйте работу внимательно, не отвлекайтесь во время работы посторонними делами.
- Не пользуйтесь инструментами, правила обращения, с которыми не изучены. Употребляйте инструмент только по назначению. Не просверливайте лезвиями ножниц отверстий. Не работайте неисправными и тупыми инструментами.
- При работе держите инструмент так, как показал учитель.
- Инструменты и оборудование храните в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.
- Раскладывайте инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
- Не ходите по классу с колющими и режущими предметами.
- Передавайте инструмент тупым концом вперёд медленно и аккуратно: остро отточенный карандаш; ручку с металлическим пером; закрытые ножницы, кольцами вперёд, держась за остриё.
- После завершения работы инструмент ставьте в подставку или кладите на стол.
Содержите в чистоте и порядке рабочее место
2. Повторение.
Какая тема была на прошлом уроке? (рисовали птиц) наброски различных птиц по памяти и представлению обитающих в наших лесах. Знакомились со строением птиц, характерными особенностями.
Слайд: Вопрос: Что это за птица? (Поползень)
Не морозами да буранами страшна зима птицам, а голодом. Но поползню горя мало! С осени жёлуди, орехи по дуплам, по щелям рассовал. Ловкий, смелый он бегает по стволу вниз головой. Ну, прямо циркач! Какой нарядный! Голова и спина у него серо - голубые. Грудь белая. Бока красно-рыжие. Хвост короткий, а у глаз черная полоска. Песня звонкая, лихая: Кью-кью-кью, твист-твист-твист. На Руси поползней издавна величали «ямщичками».
Слайд: А это? (Овсянка). «Синь-синь-сии», - протяжно вызванивает она. Стаи овсянок осенью и зимой кочуют по полям, городским окраинам, огородам, склёвывают семена различных трав. Но особенно любят овёс, видно отсюда и пошло название - овсянка.
Слайд: Это - зяблик.
Слайд: Крапивник - оседлая и кочующая птица. Нередко она не улетает на юг даже в морозы зимы и, когда исчезают насекомые, питается семенами и ягодами. Дили-дили-дили-дон-дон-дон» - это поёт птица - кроха - крапивник. Величиной она с грецкий орех. Носик прямой, тонкий. Крылья короткие. Хвост торчком. Плутоватая. Вся в черточках и крапинках, потому и крапивник.
Слайд: Лесной конёк - летает эта птица необычно, будто конёк-горбунок скачет по воздуху. С вершины одной ёлки на другую. Да и поёт ещё в полете. «Цок-цок-цок» - заливается в сине небе. С наступлением похолодания птицы собираются в стайки и отлетают на зимовку в южные страны. Индию и Африку.
Вопрос: «Ребята, а как называются люди, интересующиеся жизнеобитанием, повадками птиц?» - орнитологи.
Дети вспомнили стихи о птицах.
Лето кончилось давно,
И метель уж вьется,
А кому седой зимой холодно живется?
За ответом не ходи
Ты в края далекие,
За окошко посмотри
Внимательным оком.
За окошком закрепи,
Насыпь съедобной смеси,
А весной они ответят
Звонкой, звонкой песней.
Сколько в городе родном
больших светлых окон –
Столько можно нам с тобой
для птиц сделать столовых!
Чтоб в мороз да при пурге
не голодать пичужке,
Давайте на своем окне
Вывесим кормушки!
А если очень любишь ты
этих милых птичек,
На балконе им поставь
Новенький синичник!
3. Новая тема
Мы создадим коллективный проект эскиза плаката о птицах. Урок наш, посвящён месячнику экологического воспитания.
Слайд: Рассмотрите картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
В пейзаже нет ни одной человеческой фигуры, он как бы несёт отражение деятельности людей, их присутствия. Удивительно точно найдено соотношение построек и пространства, которые дополняют и уравновешивают друг друга.
Любимый ученик Саврасова Левитан так описывал эту картину: Какой её сюжет? - «окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только. Какая простота! Но зато этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу».
Слайд: Е.Поленов «Птицы»
Используя лист бумаги, где есть уже определённый фон. Вы принесли свои наброски в цвете. Ножницы. Материалы.
Посоветуйтесь вместе и решите, какой сюжет вы совместно создадите. Колорит фона вам подскажет, где, какую - по контрасту цвета вы скомпонуете фигуру птицы. Используя краски, фломастеры, сделайте деревья, окружающую среду. Создайте свой плакат по теме урока.
Вопрос: К какому виду искусства относится плакат? - графика. В плакате - композиционные средства, призваны максимально быстро раскрывать, содержание и убеждать зрителя. В плакате используется лаконичный текст, призывающий и обращающийся в прямую к зрителям. Можно написать небольшие стихи о птицах
4. Практическая работа.
В ходе самостоятельной работы. Оказываю фронтальную и индивидуальную помощь. Музыка звучит для развития эстетических чувств. Слежу за осанкой учащихся.
5. Анализ работ.
Вывешиваем коллективные творческие детские плакаты. Это мы выполняли впервые такие работы. Анализ проводят сами дети.
- Раскрыта ли тема? О птицах (шрифт)
- Соответствует ли художественному направлению: действительно ли это плакат?
- Результат творческого исследования.
6. Итог урока:
Подвожу итог урока. Научились компоновать брусковый шрифт в сочетании с рисунком, аппликацией на тему: «Птицы наши друзья!» Развивали композиционные навыки, любовь ко всему живому, природе. Выставляю оценки по группам.