Составление эскиза декоративного оформления плаката: "Птицы - наши друзья"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: развитие умений и навыков создания сюжетной композиции декоративного плаката, стимулирование положительной мотивации работы в группе.

Задачи:

Образовательная Совершенствовать умение передавать характерную форму птиц. Развитие композиционных навыков. Передать художественно - выразительными средствами своё отношение к выбранной теме. Коллективное выполнение плаката о птицах.
Развивающая Развитие художественного вкуса. Умение составлять композицию рисунка в плакате; в сочетании со шрифтом. Содействовать эстетическому и экологическому отношению к действительности. Обеспечение высокого уровня знаний. Формирование навыков исследовательской работы.
Воспитательная Удовлетворение своей работой, в коллективном творческом поиске. Воспитание любви и интереса к птицам, бережном отношении к природе, всему живому. Уважать труд взрослых. Повышение мотивации к совместной работе в группе. Развитие коммуникабельности и т.д.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение).

Вид урока: декоративное рисование (урок учебно-творческой деятельности.)

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

Оформление доски: тема и цель урока записаны на доске.

Наглядность: А.К.Саврасов «Грачи прилетели», Е.Поленов «Птицы», плакаты о птицах: крапивник, поползень, овсянка, зяблик и др.

Оборудование: рисунки учащихся, плакат «Поэтапное выполнение различных рисунков птиц», аудиокассета «Различные голоса птиц»

Преимущества использования ИКТ при изучении данной темы:

  1. Позволяет наглядно представлять иллюстративный материал;
  2. Дает возможность создавать дополнительный дидактический материал;
  3. Способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
  4. Повышает мотивацию к обуче6нию за счет динамических изобразительных средств.
Этап урока ПК + принтер ПК + медиапроектор ПК + ученик
1. Орг. момент     Правила по технике безопасности. Дидактика.
2. Повторение. Проверка знаний; подготовка детей к сознательному усвоению нового материала. Карточки «схема» анализа с репродукций художников.
Карточки – тесты.
   
3. Усвоение новых знаний. Иллюстрирование репродукций художников. Дидактика. Правила составления сюжетной композиции, выполнения плаката. Термины.
4. Закрепление      
5. Анализ работ   Презентация ученика.  
6. Итог урока      

Рекомендации по проведению урока:

  1. Начинать урок следует с повторения основных композиционных навыков, о бережном отношении ко всему живому на земле, о птицах обитающих в Ханты – Мансийском округе. При этом целесообразно сделать акцент, как композиционными средствами максимально быстро раскрыть содержание плаката.
  2. На уроке обязательно должен использоваться иллюстративный материал. При демонстрации возникает естественное желание показать больше художественных произведений, развить у школьников опыт насмотренности. С другой стороны, может возникнуть опасность поверхностного отношения к полученной информации. Поэтому необходимо соблюдать одно условие – неоднозначность зрительного ряда и его вариативность.
  3. Выполнение домашнего задания можно предложить дифференцированно, по группам и т.д. Используя различные приемы работы на компьютере (буклет, презентация и т.д.). А использование медиапроектора позволяет наглядно отобразить демонстрируемый материал.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний, повторение изученного материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Итог урока.
  6. Сообщение домашнего задания.

Ход урока:

1. Орг. момент:

Организовать детей к уроку, отметить отсутствующих, проверить готовность к уроку.

Проверка правильности расположения принадлежностей на столе.

Общие правила техники безопасности
(реплики детей с места)

  1. Работу начинайте только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к вам, приостановите работу. Выполняйте работу внимательно, не отвлекайтесь во время работы посторонними делами.
  2. Не пользуйтесь инструментами, правила обращения, с которыми не изучены. Употребляйте инструмент только по назначению. Не просверливайте лезвиями ножниц отверстий. Не работайте неисправными и тупыми инструментами.
  3. При работе держите инструмент так, как показал учитель.
  4. Инструменты и оборудование храните в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.
  5. Раскладывайте инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
  6. Не ходите по классу с колющими и режущими предметами.
  7. Передавайте инструмент тупым концом вперёд медленно и аккуратно: остро отточенный карандаш; ручку с металлическим пером; закрытые ножницы, кольцами вперёд, держась за остриё.
  8. После завершения работы инструмент ставьте в подставку или кладите на стол.

Содержите в чистоте и порядке рабочее место

2. Повторение.

Какая тема была на прошлом уроке? (рисовали птиц) наброски различных птиц по памяти и представлению обитающих в наших лесах. Знакомились со строением птиц, характерными особенностями.

Слайд: Вопрос: Что это за птица? (Поползень)

Не морозами да буранами страшна зима птицам, а голодом. Но поползню горя мало! С осени жёлуди, орехи по дуплам, по щелям рассовал. Ловкий, смелый он бегает по стволу вниз головой. Ну, прямо циркач! Какой нарядный! Голова и спина у него серо - голубые. Грудь белая. Бока красно-рыжие. Хвост короткий, а у глаз черная полоска. Песня звонкая, лихая: Кью-кью-кью, твист-твист-твист. На Руси поползней издавна величали «ямщичками».

Слайд: А это? (Овсянка). «Синь-синь-сии», - протяжно вызванивает она. Стаи овсянок осенью и зимой кочуют по полям, городским окраинам, огородам, склёвывают семена различных трав. Но особенно любят овёс, видно отсюда и пошло название - овсянка.

Слайд: Это - зяблик.

Слайд: Крапивник - оседлая и кочующая птица. Нередко она не улетает на юг даже в морозы зимы и, когда исчезают насекомые, питается семенами и ягодами. Дили-дили-дили-дон-дон-дон» - это поёт птица - кроха - крапивник. Величиной она с грецкий орех. Носик прямой, тонкий. Крылья короткие. Хвост торчком. Плутоватая. Вся в черточках и крапинках, потому и крапивник.

Слайд: Лесной конёк - летает эта птица необычно, будто конёк-горбунок скачет по воздуху. С вершины одной ёлки на другую. Да и поёт ещё в полете. «Цок-цок-цок» - заливается в сине небе. С наступлением похолодания птицы собираются в стайки и отлетают на зимовку в южные страны. Индию и Африку.

Вопрос: «Ребята, а как называются люди, интересующиеся жизнеобитанием, повадками птиц?» - орнитологи.

Дети вспомнили стихи о птицах.

Лето кончилось давно,
И метель уж вьется,
А кому седой зимой холодно живется?
За ответом не ходи
Ты в края далекие,
За окошко посмотри
Внимательным оком.
За окошком закрепи,
Насыпь съедобной смеси,
А весной они ответят
Звонкой, звонкой песней.
Сколько в городе родном
больших светлых окон –
Столько можно нам с тобой
для птиц сделать столовых!
Чтоб в мороз да при пурге
не голодать пичужке,
Давайте на своем окне
Вывесим кормушки!
А если очень любишь ты
этих милых птичек,
На балконе им поставь
Новенький синичник!

3. Новая тема

Мы создадим коллективный проект эскиза плаката о птицах. Урок наш, посвящён месячнику экологического воспитания.

Слайд: Рассмотрите картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

В пейзаже нет ни одной человеческой фигуры, он как бы несёт отражение деятельности людей, их присутствия. Удивительно точно найдено соотношение построек и пространства, которые дополняют и уравновешивают друг друга.

Любимый ученик Саврасова Левитан так описывал эту картину: Какой её сюжет? - «окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только. Какая простота! Но зато этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу».

Слайд: Е.Поленов «Птицы»

Используя лист бумаги, где есть уже определённый фон. Вы принесли свои наброски в цвете. Ножницы. Материалы.

Посоветуйтесь вместе и решите, какой сюжет вы совместно создадите. Колорит фона вам подскажет, где, какую - по контрасту цвета вы скомпонуете фигуру птицы. Используя краски, фломастеры, сделайте деревья, окружающую среду. Создайте свой плакат по теме урока.

Вопрос: К какому виду искусства относится плакат? - графика. В плакате - композиционные средства, призваны максимально быстро раскрывать, содержание и убеждать зрителя. В плакате используется лаконичный текст, призывающий и обращающийся в прямую к зрителям. Можно написать небольшие стихи о птицах

4. Практическая работа.

В ходе самостоятельной работы. Оказываю фронтальную и индивидуальную помощь. Музыка звучит для развития эстетических чувств. Слежу за осанкой учащихся.

5. Анализ работ.

Вывешиваем коллективные творческие детские плакаты. Это мы выполняли впервые такие работы. Анализ проводят сами дети.

  1. Раскрыта ли тема? О птицах (шрифт)
  2. Соответствует ли художественному направлению: действительно ли это плакат?
  3. Результат творческого исследования.

6. Итог урока:

Подвожу итог урока. Научились компоновать брусковый шрифт в сочетании с рисунком, аппликацией на тему: «Птицы наши друзья!» Развивали композиционные навыки, любовь ко всему живому, природе. Выставляю оценки по группам.

Презентация