Цель урока: Проверить знания учащихся первоначальных химических понятий.
Задачи урока:
- Проверить знания знаков химических элементов и умение ориентироваться в ПСХЭ Д.И. Менделеева, находить относительную атомную массу.
- Проверить знания основных терминов, определений.
- Проверить умение и навыки написания химических формул и уравнений реакций, правильную расстановку коэффициентов, определение валентности по формуле и составление формул по валентности.
- Проверить знания химической посуды и химического оборудования, приемы обращения с ними.
- Проверить умение и навыки оформления и решения расчетных задач.
Оборудование к зачету: химическая посуда (мерная, стеклянная, фарфоровая, спиртовка или газовая горелка, лабораторный штатив), раздаточный материал по количеству учащихся: карточки - задания, расчетные задачи, вопросы теории.
Тип урока: урок-зачет.
Структура урока:
1. Оргмомент. Объявление структуры, представление учителей, распределение учащихся по станциям.
2. Основная часть. Прохождение станций учащимися. Выполнение заданий.
3. Заключительная часть. Подведение итогов зачета, выставление оценок.
Инструкция к проведению урока-зачета:
- Вопросы и примерные задания учитель предварительно обговаривает за неделю зачета (время подготовки к зачету учитель определяет по уровню класса).
- К уроку предварительно готовят зачетные карточки (привлечь можно старшеклассников).
- Перед зачетом необходимо подготовить кабинет: парты расставляют так, чтобы каждое задание выполнялось отдельно от других.
Весь зачет разделен на 5 станций.
- 1 - 2 - проверка химических знаков, проверка теоретической части (определение терминов).
- 3 - проверка простейших операций с веществами.
- 4 - химическая посуда, химическое оборудование
- 5 - решение задач.
В помощь в проведении зачета могут быть привлечены студенты биологических специальностей ВУЗов.
На последней станции ответственный за зачет учитель подводит итог в зачетной карточке каждого учащегося и выставляет оценку в журнал.
Примерные вопросы для зачета (теоретическая часть)
- Что изучает химия.
- Что такое вещество и физическое тело.
- Свойство веществ.
- Физические и химические явления, химические реакции.
- Способы разделения смесей.
- Химический элемент.
- Сложные и простые вещества.
- Однородные и неоднородные смеси.
- Химические уравнения.
- Химические реакции.
- Валентность.
- Относительная атомная масса
- Относительная молекулярная масса
- Моль. Молярная масса.
- Типы химических реакций.
Примерные задачи и задания (практическая часть).
I.
- Вычислите массовую долю (W%) калия в молекуле хлорида калия (KCl)
- Вычислите массовую долю (W%) серы в молекуле сульфида железа (FeS)
- Вычислите массовую долю (W%) магния в молекуле оксида магния (MgO)
- Вычислите массовую долю (W%) углерода в молекуле метана (CH4)
- Вычислите массовую долю (W%) азота в молекуле аммиака (NH3)
II.
- Сколько молекул содержится в 7 граммах водорода (H2)?
- Сколько молекул содержится в 5 граммах кислорода (О2)?
- Сколько молекул содержится в 10 граммах хлора (Cl2)?
- Сколько молекул содержится в 15 граммах аммиака (NH3)?
- Сколько молекул содержится в 4 граммах хлороводорода (HCl)&
III.
- Вычислите массу оксида меди, который образуется при взаимодействии 4 грамма меди с кислородом.
- Вычислите массу оксида алюминия который образуется при окислении 15 грамм алюминия.
- Вычислите массу оксида железа (III), который образуется при окислении 5 грамм железа.
- Вычислите массу натрия, который нужно взять для реакции окисления, чтобы получить 8 грамм пероксида натрия (Na2O2).
Вычислите массу серы, которую необходимо взять для реакции с железом, чтобы получить 12 грамм сульфида железа.
ЗАЧЕТНЫЙ КАРТОЧКА
Ф.И. учащегося_______________________________
Класс __________
1. Знание знаков химических элементов.
№ п/п | Название химического элемента | Химический знак | Аr | Результат |
Оценка ____________________
Роспись учителя ____________
2. Знание химических терминов.
№ п/п | Химический термин | Оценка | Роспись учителя |
3. Знание химической посуды.
№ п/п | Химическая посуда | Оценка | Роспись учителя |
4. Составление формул по валентности, определение валентности по формуле веществ, расстановка коэффициентов в уравнениях реакции, вычисление относительной молекулярной массы.
№ п/п | Знание простейших вычислительных операций | Оценка | Роспись учителя |
5. Решение расчетных задач.
№ п/п | Химическая посуда | Оценка | Роспись учителя |