Логопедическое занятие потеме: "Антонимы"

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  1. Выяснение и пополнение объема словарного запаса (в том числе из пассивного в активный), количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений. Особое внимание – на антонимы – слова, имеющие противоположные значения.
  2. Познакомить детей со способами словообразования и словоизменения.
  3. Развитие связной речи, логического мышления.
  4. Формирование правильного произношения.
  5. Воспитание культуры речи, аккуратности в выполнении работы в тетрадях.

Оборудование: серия сюжетных картинок о временах года, грибах, ягодах, животных, мяч, зеркальца, трафареты, кубики со слогами.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Психогимнастика.

– Ваша спина говорит: «Я молодая, прямая»

– Ваши плечи говорят: «Мы развернулись, распрямились».

– Ваше лицо говорит: «У меня хорошее настроение!»

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы будем стараться правильно произносить слова, словосочетания, предложения, учиться говорить правильно и красиво, делать артикуляционную гимнастику и многое другое, но особенно уделим внимание словам, имеющим противоположные значения (болезнь – здоровье, твердый – мягкий).

II. Артикуляционная гимнастика

Зеркальца.

– Взяли зеркальца в руки.

Наш язычок проснулся, потянулся и решил прогуляться.

Упражнения: (с. 64)

  • «Бегемотики»
  • «Лягушки»
  • «Слон»
  • «Змейка»
  • «Лошадка»
  • «Часики»
  • «Расческа»
  • «Шарики»
  • «Футбол»
  • «Чашечка»
  • «Чай»

– Вот какая получилась веселая прогулка.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим словам, противоположным по смыслу.

III. Проговорим скороговорки

Карточку на доску.

Зоя – незнайка, а Зина – знайка. (О ком?)

Зимой поле белое (А летом?)
Промерзло заледенелое. (Холодно?) (Тепло?)

IV. Слушаем загадки

Картинку с временами года - на доску.

Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…
                  «съежились»,
замерзли!
холодно!!!
Солнце печет
Вокруг все цвете.
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
    распрямились!
тепло стало!
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
     
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
     

V. Повторяем

Мяч.

Повторяем:

Ра – ра – ра – начинается игра.
Ра – ра – ра – вся рада детвора.
Ру – ру – ру – мы хотим играть в игру.

Игра «Скажи наоборот»

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко.
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты храбрец,
Теперь начало я скажу,
Ты отвечай конец!

VI. 

Мы знаем, что любое слово несет какую-то смысловую нагрузку, то есть что-то обозначает: все, что мы видим и делаем, можно назвать словами, а можно и найти слова, противоположные по значению.

1. Загадки о грибах.

Картинки грибов на доске

Под сосной растут сестрички –
Ярко-рыжие … (Лисички)
Я сложу грибы в лукошко,
Буду жарить их с картошкой.

С коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой березкой нашел я приют.
Скажите-ка, дети, меня как зовут? (Подберезовик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке. (Мухомор)

Вывод:

2. Разговор о ягодах

Картинки ягод на доску

Эти ягоды любят лето.
На опушке солнцем согреты
Огоньки ярко-красного цвета.
Из травы шлют ребятам приветы. (Земляника)

Малина, черная смородина.

А какие они на вкус?

Съедобные (А бывают ядовитые?) – вороний глаз, волчья ягода.

А, представим, что мы попробовали ягоды. А перед тем, как съесть ягоду, что нужно сделать? – вымыть руки!

VII. Физкультминутка

  1. Моем руки
  2. Стряхиваем воду с рук
  3. Вытираем руки

Пальчиковая гимнастика:

Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги – вправо, брызги – влево !
Мокрым стало наше тело
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!

– Здесь тоже спрятались слова с противоположным значением. Какие? Повторим гимнастику.

– Вымыли ручки? Были – грязные, стали – чистые.

– А теперь попробуем ягоды на вкус?

– Брусника, облепиха – Какая? Кислая!

Малина, земляника. – Какая? Сладкая!

VIII.

На доске:

       (медведь из берлоги весной)

(заяц-хваста)

IX.

На доске:

Найдите в русских народных пословицах слова, противоположные по смыслу.

  1. Кто захочет много знать, тому надо мало спать.
  2. Знай больше, говори меньше.
  3. За малым погнался, а большое потерял.

Объяснить смысл пословиц:

  1. Друг спорит, а враг поддакивает.
  2. Труд кормит, а лень портит.

X.

Ребята, я хочу познакомить вас с книгой «Школьный словарь антонимов русского языка» Михаила Ростиславовича Львова – это полезный каждому ученику справочник. Он поможет развить письменную и устную речь, сделать ее более выразительной, образной, яркой.

С. 125 – «Плюс-минус»

С. 160 – «Радость-печаль»

С. 179 – «Сладкий-горький» и т.д.

XI.

Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!

– Составляем слова из кубиков (на кубиках слоги).

– Называю начальный слог, а последующие находят дети.

 

Звуко-буквенный анализ

  • Сколько слогов в слове? А почему?
  • Какой слог ударный?
  • Сколько согласных?
  • Сколько мягких согласных?
  • Сколько твердых согласных?
  • Сколько всего звуков?
  • Сколько букв всего потребуется?
  • Как напишете имя? (С большой буквы)

 (кубики убрали)

XII. Гимнастика для глаз

Снежинки

– У вас в руках снежинка. Давайте нарисуем эту необыкновенную снежинку глазами.

XIII. Работа в тетради 

Обведите по трафарету (фигуры девочки и мальчика) – девочку раскрасить в классе, а мальчика – дома.

Девочка Мальчик

Кто из них чистюля? Кто грязнуля?

Кто грустный? Кто веселый?

– Опять нам встретились слова с противоположным значением. Без них нигде не обойтись!

 (закрыли тетради)

XIV.

Подберите к словам пропущенные антонимы. Первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам!

Попробуйте угадать, кто вы?

  • Широкий – Узкий
  • Твердый – Мягкий
  • Старый – Новый
  • Скучный – Интересный
  • Бесполезный – Ценный
  • Неряшливый – Аккуратный

Вы – УМНИЦЫ!

XV. Итоги занятия

– Писатели, поэты в произведениях русского народного творчества использовали слова с противоположным значением. Вы дома тоже будете художниками, дорисуете, раскрасите мальчика и девочку, чистюлю или грязнулю и т.д.

– Каким словам на уроке мы уделяли большое внимание?

– Подарите мне эти слова!

– Что понравилось?

– Какие задания были самыми интересными?

Используемая литература 

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
  2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
  3. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. – М., 1980.
  4. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006.
  5. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Авт.-составитель Косинова Е.М., М.: Эксмо, 2005.
  6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся образовательной школы. М., 1984.