Культура и быт Московской Руси в XIV–XVI вв.

Разделы: История и обществознание


Тип урока: обобщающий урок

Форма: урок-игра.

Цель урока: обобщить знания учащихся о культуре и быте Московской Руси XIV-XVI в.;

Образовательные задачи:

  • создать у учащихся целостное представление о развитии образования, архитектуры, живописи, народного творчества;
  • показать особенности быта простого народа;

Воспитательные задачи:

  • воспитать интерес к традициям, обычаям, культурным достижениям народа,
  • формировать гуманистические ценности и чувство патриотизма;

Развивающие:

  • развить умения работать в группах, обобщать, делать вывод;
  • активизировать творческий потенциал учащихся,
  • формировать коммуникативные навыки общения.

Методы и приёмы: описание, объяснение, анализ, обобщение, групповая работа, фронтальная работа.

Оборудование: презентация, книжная выставка, карточки-задания к конкурсу "Шифровка", музыкальный центр.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы собрались с вами на игре "Цветик-семицветик", посвящённой теме "Культура и быт Московской Руси". Каждый человек должен знать свою культуру, традиции, хранить память о прошлом своего народа.

Ведь как говорил В. Васнецов: "Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории".

Ваша задача показать свои знания о культуре и быте Московской Руси.

А сейчас давайте познакомимся с правилами игры:

В игре участвуют две команды по 6 человек, остальные являются зрителями. Командам предстоит поучаствовать в нескольких конкурсах. За правильные ответы они будут получать лепестки цветика-семицветика. Цвет лепестка соответствует количеству баллов от 1 до 7).

  • 1 балл - красный,
  • 2 балла - оранжевый,
  • 3 балла - малиновый,
  • 4 балла - зелёный,
  • 5 баллов - голубой,
  • 6 баллов - синий,
  • 7 баллов - жёлтый.

Право первого хода команды определяется по жребию. Если команда ответила не правильно на вопрос, то право ответить на него предоставляется зрителям. Зритель, набравший наибольшее количество баллов получает приз.

Требования к участникам: поднимать руку, отвечать чётко, громко.

Требования к зрителям: поднимать руку, отвечать только после участников команд.

Конкурс 1. "Визитная карточка"

Команды сообщают своё название, девиз. (не более 3 баллов)

Презентация.

(Слайд №4)

Конкурс 2. "Крылатые выражения" (4 балла)

(Слайд №5)

1. В XVI в. носили одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берётся за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает:(засучив рукава). О том, кто ленится, говорят:(работает спустя рукава).

Бояре и разные приказные чины приходили в кремлёвский дворец к государю с просьбами или благодарностями на так называемый "честной поклон". Государю кланялись, как тогда говорили, "большим обычаем", т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее "обращаться с просьбой, ходотайствовать". (Бить челом.)

Конкурс 3. "Шифровка"

(Слайд №6)

Историки часто в своих исследованиях сталкиваются с неизвестными письменами, шифрами, вот и вам предстоит разгадать "тайное".

Каждая команда с помощью ключа должна расшифровать шифрограмму - загадку и отгадать её. Быстро и правильно выполненное задание оценивается на 7 баллов.

Шифровка для 1 команды:

11 1 11 15 10 4 12 1 3 14 32 10 16 17 6 5 13 6 19 16 1 18 22 9
18 9 13 3 15 12 9 8 9 17 20 6 19 81 17 15 7 5 6 14 9 6 14 15 3 15 10
7 9 8 14 9

Какой главный предмет Пасхи символизирует зарождение новой жизни? (Яйцо)

Шифровка для 2 команды:

11 1 11 14 1 8 32 3 1 12 18 31 18 19 1 17 9 14 14 32 10
18 12 13 31 14 18 11 9 10 16 17 18 5 14 9 11 16 17 15 3 15 5 15 3 8 9 13 32

Как назывался старинный славянский праздник проводов зимы? (Масленица)

Ключ к шифру

1

А

2

Б

3

В

4

Г

5

Д

6

Е

7

Ж

8

З

9

И

10

Й

11

К

12

Л

13

М

14

Н

15

О

16

П

17

Р

18

С

19

Т

20

У

21

Ф

22

Х

23

Ц

24

Ч

25

Ш

26

Щ

27

Ъ

28

Ь

29

Э

30

Ю

31

Я

32

Ы

               

Блицтурнир

(со зрителями)

За каждый правильный ответ зрители получают по 1баллу, который они могут отдать команде за которую болеют.

Вопросы:

Когда была напечатана первая в России книга, и как звали первопечатника? (1569 г., Иван Фёдоров)

Слайд № 8

В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома? (Зимой)

Слайд №9

Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли "Божьей ладонью"? (Стол)

Слайд №10

Знаменитый публицист XVI в., который в своих челобитных предложил Ивану Грозному проекты Реформ? (Иван Пересветов)

Слайд № 11

Какое дерево сажал крестьянин в середине места, выбранного для строительства избы? (Берёза)

Слайд № 12

Какой новый жанр устного народного творчества возник в XIV-XVI вв. (Исторические песни)

Слайд № 13

Подведение итогов конкурса "Шифровка"

Конкурс 4. "Что? Где? Когда?"

Слайд №14

Учитель: Каждой команде задаются вопросы в порядке очереди. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.

Вопрос 1: Издавна Русь славилась своими праздниками. Традиционно на Руси праздники проходили весело, с играми, забавами. Как известно, В ночь на Ивана Купала молодые люди прыгали через костёр. Однако нередко купальный костёр заменяли кучей стеблей некоего растения. Скажите какого? (Стебли крапивы)

Слайд №15

Вопрос 2: С давних времён на Руси был весьма распространён ивовый промысел: из ивы делали дуги, полозья саней, коромысла, колёса. Ивовые прутья и кора широко использовались для плетения. А какой товар из ивы был самым ходовым? (Розги)

Слайд № 16

Вопрос3: С какого века на Руси стали ввозить бумагу - более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент. ( XIVв.)

Вопрос 4: Как называется первая печатная книга на Руси? ("Апостол")

Слайд № 17

Вопрос 5: Где расположено, одно из первых архитектурных сооружений из кирпича колокольня Ивана Великого?  (В Московском кремле)

Слайд № 18

Вопрос 6: Этот гениальный русский художник впервые изобразил Святую Троицу в виде трёх прекрасных юношей - ангелов. Икона "Святая Троица" стала самой знаменитой его работой. Кто этот художник? (Андрей Рублёв)

Слайд № 19

Конкурс 5. "Прояви творчество"

Слайд № 20

(правильно выполненное задание - 7 баллов)

Учитель: В данном конкурсе командам предстоит проявить всё своё творчество.

Задание для 1-й команды:

Перед вами изображение Успенского собора Московского Кремля. Представьте себе, что вы - экскурсовод, которому нужно познакомить чужестранцев с одним из прекраснейших сооружений Московской Руси. Проведите экскурсию.

Слайд № 21

Задание для 2-й команды:

Перед вами гравюра "Обучение грамоте". Опишите процесс обучения. Каким предметам, наукам обучали? Кто мог получить образование? Где и кем осуществлялось обучение грамоте? "Оживите" картину.

Слайд № 22

Блеф- конкурс (для капитанов)

Учитель: Слово "блеф" означает - выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо. Вот и я буду пытаться ввести в заблуждение капитанов команд, поочерёдно задавая им вопросы. Вопрос начинается со слов: "Верите ли вы, что:" А вы должны сказать либо "да", либо "нет". Ещё лучше будет, если вы сможете обосновать свой ответ. (За каждый правильный ответ 2 балла).

Верите ли вы в то, что высокий и стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щеголей, изготовленный из атласа, бархата или парчи назывался Козырем? (Да. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем.)

Слайд № 23

Верите ли вы в то, что уже в XVI в. у простых людей были кровати с занавесками, пуховыми перинами и одеялами? (Нет. Только у зажиточных людей были пуховые перины и одеяла. Простые люди вместо матрасов и подушек стелили солому или сено, которые прикрывали дерюгой - грубой тканью из толстой льняной пряжи. )

Слайд № 24

3. Верите ли вы в то, что "осадные избы" строились для расселения в них служилых людей - стрельцов, пушкарей, пищальников. (Нет. Осадные избы принадлежали государству и строились для простого окрестного люда на случай военного времени. )

4. Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времён Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы, и совершил полёт в присутствии царя и его свиты?

(Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил несколько успешных полётов перед царём и его свитой.)

Учитель: Наша игра подошла к завершению. Сегодня мы с вами обобщили знания о культуре и быте Московской Руси XIV - XVI вв., обратили внимание на самые интересные и важные аспекты, узнали много нового. Хотелось бы, поблагодарить участников игры и зрителей за активность и проявленные знания.

Слайд № 25

А теперь пришло время определить победителей игры и самых активных зрителей.

(Далее награждение).

Список литературы

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. - М.: ТЦ Сфера,2004. - 64 с.
  2. Данилов А.А. История России: с древнейших времён до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2005.- 256 с.
  3. Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007. - 128 с.
  4. Энциклопедия Искусства. - М.: Аванта +, 2001.

Презентация.