Тип урока: обобщающий урок
Форма: урок-игра.
Цель урока: обобщить знания учащихся о культуре и быте Московской Руси XIV-XVI в.;
Образовательные задачи:
- создать у учащихся целостное представление о развитии образования, архитектуры, живописи, народного творчества;
- показать особенности быта простого народа;
Воспитательные задачи:
- воспитать интерес к традициям, обычаям, культурным достижениям народа,
- формировать гуманистические ценности и чувство патриотизма;
Развивающие:
- развить умения работать в группах, обобщать, делать вывод;
- активизировать творческий потенциал учащихся,
- формировать коммуникативные навыки общения.
Методы и приёмы: описание, объяснение, анализ, обобщение, групповая работа, фронтальная работа.
Оборудование: презентация, книжная выставка, карточки-задания к конкурсу "Шифровка", музыкальный центр.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы собрались с вами на игре "Цветик-семицветик", посвящённой теме "Культура и быт Московской Руси". Каждый человек должен знать свою культуру, традиции, хранить память о прошлом своего народа.
Ведь как говорил В. Васнецов: "Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории".
Ваша задача показать свои знания о культуре и быте Московской Руси.
А сейчас давайте познакомимся с правилами игры:
В игре участвуют две команды по 6 человек, остальные являются зрителями. Командам предстоит поучаствовать в нескольких конкурсах. За правильные ответы они будут получать лепестки цветика-семицветика. Цвет лепестка соответствует количеству баллов от 1 до 7).
- 1 балл - красный,
- 2 балла - оранжевый,
- 3 балла - малиновый,
- 4 балла - зелёный,
- 5 баллов - голубой,
- 6 баллов - синий,
- 7 баллов - жёлтый.
Право первого хода команды определяется по жребию. Если команда ответила не правильно на вопрос, то право ответить на него предоставляется зрителям. Зритель, набравший наибольшее количество баллов получает приз.
Требования к участникам: поднимать руку, отвечать чётко, громко.
Требования к зрителям: поднимать руку, отвечать только после участников команд.
Конкурс 1. "Визитная карточка"
Команды сообщают своё название, девиз. (не более 3 баллов)
(Слайд №4)
Конкурс 2. "Крылатые выражения" (4 балла)
(Слайд №5)
1. В XVI в. носили одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берётся за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает:(засучив рукава). О том, кто ленится, говорят:(работает спустя рукава).
Бояре и разные приказные чины приходили в кремлёвский дворец к государю с просьбами или благодарностями на так называемый "честной поклон". Государю кланялись, как тогда говорили, "большим обычаем", т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее "обращаться с просьбой, ходотайствовать". (Бить челом.)
Конкурс 3. "Шифровка"
(Слайд №6)
Историки часто в своих исследованиях сталкиваются с неизвестными письменами, шифрами, вот и вам предстоит разгадать "тайное".
Каждая команда с помощью ключа должна расшифровать шифрограмму - загадку и отгадать её. Быстро и правильно выполненное задание оценивается на 7 баллов.
Шифровка для 1 команды:
11 1 11 15 10 | 4 12 1 3 14 32 10 | 16 17 6 5 13 6 19 | 16 1 18 22 9 |
18 9 13 3 15 12 9 8 9 17 20 6 19 | 81 17 15 7 5 6 14 9 6 | 14 15 3 15 10 | |
7 9 8 14 9 |
Какой главный предмет Пасхи символизирует зарождение новой жизни? (Яйцо)
Шифровка для 2 команды:
11 1 11 | 14 1 8 32 3 1 12 18 31 | 18 19 1 17 9 14 14 32 10 | ||
18 12 13 31 14 18 11 | 9 10 | 16 17 18 5 14 9 11 | 16 17 15 3 15 5 15 3 | 8 9 13 32 |
Как назывался старинный славянский праздник проводов зимы? (Масленица)
Ключ к шифру
1 А |
2 Б |
3 В |
4 Г |
5 Д |
6 Е |
7 Ж |
8 З |
9 И |
10 Й |
11 К |
12 Л |
13 М |
14 Н |
15 О |
16 П |
17 Р |
18 С |
19 Т |
20 У |
21 Ф |
22 Х |
23 Ц |
24 Ч |
25 Ш |
26 Щ |
27 Ъ |
28 Ь |
29 Э |
30 Ю |
31 Я |
32 Ы |
Блицтурнир
(со зрителями)
За каждый правильный ответ зрители получают по 1баллу, который они могут отдать команде за которую болеют.
Вопросы:
Когда была напечатана первая в России книга, и как звали первопечатника? (1569 г., Иван Фёдоров)
Слайд № 8
В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома? (Зимой)
Слайд №9
Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли "Божьей ладонью"? (Стол)
Слайд №10
Знаменитый публицист XVI в., который в своих челобитных предложил Ивану Грозному проекты Реформ? (Иван Пересветов)
Слайд № 11
Какое дерево сажал крестьянин в середине места, выбранного для строительства избы? (Берёза)
Слайд № 12
Какой новый жанр устного народного творчества возник в XIV-XVI вв. (Исторические песни)
Слайд № 13
Подведение итогов конкурса "Шифровка"
Конкурс 4. "Что? Где? Когда?"
Слайд №14
Учитель: Каждой команде задаются вопросы в порядке очереди. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.
Вопрос 1: Издавна Русь славилась своими праздниками. Традиционно на Руси праздники проходили весело, с играми, забавами. Как известно, В ночь на Ивана Купала молодые люди прыгали через костёр. Однако нередко купальный костёр заменяли кучей стеблей некоего растения. Скажите какого? (Стебли крапивы)
Слайд №15
Вопрос 2: С давних времён на Руси был весьма распространён ивовый промысел: из ивы делали дуги, полозья саней, коромысла, колёса. Ивовые прутья и кора широко использовались для плетения. А какой товар из ивы был самым ходовым? (Розги)
Слайд № 16
Вопрос3: С какого века на Руси стали ввозить бумагу - более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент. ( XIVв.)
Вопрос 4: Как называется первая печатная книга на Руси? ("Апостол")
Слайд № 17
Вопрос 5: Где расположено, одно из первых архитектурных сооружений из кирпича колокольня Ивана Великого? (В Московском кремле)
Слайд № 18
Вопрос 6: Этот гениальный русский художник впервые изобразил Святую Троицу в виде трёх прекрасных юношей - ангелов. Икона "Святая Троица" стала самой знаменитой его работой. Кто этот художник? (Андрей Рублёв)
Слайд № 19
Конкурс 5. "Прояви творчество"
Слайд № 20
(правильно выполненное задание - 7 баллов)
Учитель: В данном конкурсе командам предстоит проявить всё своё творчество.
Задание для 1-й команды:
Перед вами изображение Успенского собора Московского Кремля. Представьте себе, что вы - экскурсовод, которому нужно познакомить чужестранцев с одним из прекраснейших сооружений Московской Руси. Проведите экскурсию.
Слайд № 21
Задание для 2-й команды:
Перед вами гравюра "Обучение грамоте". Опишите процесс обучения. Каким предметам, наукам обучали? Кто мог получить образование? Где и кем осуществлялось обучение грамоте? "Оживите" картину.
Слайд № 22
Блеф- конкурс (для капитанов)
Учитель: Слово "блеф" означает - выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо. Вот и я буду пытаться ввести в заблуждение капитанов команд, поочерёдно задавая им вопросы. Вопрос начинается со слов: "Верите ли вы, что:" А вы должны сказать либо "да", либо "нет". Ещё лучше будет, если вы сможете обосновать свой ответ. (За каждый правильный ответ 2 балла).
Верите ли вы в то, что высокий и стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щеголей, изготовленный из атласа, бархата или парчи назывался Козырем? (Да. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем.)
Слайд № 23
Верите ли вы в то, что уже в XVI в. у простых людей были кровати с занавесками, пуховыми перинами и одеялами? (Нет. Только у зажиточных людей были пуховые перины и одеяла. Простые люди вместо матрасов и подушек стелили солому или сено, которые прикрывали дерюгой - грубой тканью из толстой льняной пряжи. )
Слайд № 24
3. Верите ли вы в то, что "осадные избы" строились для расселения в них служилых людей - стрельцов, пушкарей, пищальников. (Нет. Осадные избы принадлежали государству и строились для простого окрестного люда на случай военного времени. )
4. Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времён Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы, и совершил полёт в присутствии царя и его свиты?
(Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил несколько успешных полётов перед царём и его свитой.)
Учитель: Наша игра подошла к завершению. Сегодня мы с вами обобщили знания о культуре и быте Московской Руси XIV - XVI вв., обратили внимание на самые интересные и важные аспекты, узнали много нового. Хотелось бы, поблагодарить участников игры и зрителей за активность и проявленные знания.
Слайд № 25
А теперь пришло время определить победителей игры и самых активных зрителей.
(Далее награждение).
Список литературы
- Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. - М.: ТЦ Сфера,2004. - 64 с.
- Данилов А.А. История России: с древнейших времён до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2005.- 256 с.
- Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007. - 128 с.
- Энциклопедия Искусства. - М.: Аванта +, 2001.