Внеклассное мероприятие по краеведению "Природа родного края", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель игры: Развитие познавательной активности учащихся к изучению природы родного края, расширение кругозора; воспитание любви и уважения к своей малой к родине.

Оборудование: звёздочки за правильные ответы, музыкальное сопровождение, портрет Ю.Н.Шесталова, карточки со словами для каждого тура, сигнальные карточки с цифрами от 1-8, иллюстрации животных.

Игры со зрителями: 3 листа бумаги, 3 шарфика, 3 зелёных фломастера, 3 коричневых фломастера.

Ход мероприятия

(Звучит музыка)

Учитель: Добрый день, ребята.

1 ученик: Давным-давно, в далёкие времена жили- были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.

2 ученик: В конце 11 века появилось имя у русского государства – Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване Третьем, наряду с таким названиями как «Русь», «Русская земля»

3 ученик:

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Времена теперь другие,
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!

4 ученик: Наша родина – Россия – большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, тёплые края и холодные – это наша страна, наша Родина.

Учитель: Много песен и стихов написано о Родине.

(Учащимися исполняется песня «Моя Россия»).

1. У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная.
Нет земли красивей!

2. Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы,
Для меня Россия – ты всего дороже,
До чего на маму, ты мою похожа.

Припев.

3. Ты моя Россия, всех теплом согреешь.
Ты моя Россия, песни петь умеешь.
Ты моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Припев.

Учитель: На карте России можно найти и край, в котором мы проживаем. Как он называется? (ХМАО – Югра)

Как называется столица нашего округа? (Столица – Ханты-Мансийск). Многие поэты воспевают красоту нашего края, признаются в любви своей малой Родине.
Одним из таких поэтов является Юван Николаевич Шесталов

Послушайте отрывки из его стихотворений, в которых он выражает свою любовь к родине, нашему краю.

(Читают дети.)

5 ученик:

…Люблю тебя, Югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу,
С тобой ликую в торжество…

6 ученик:

Здравствуй,
Край мансийский милый –
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!

Учитель: Сегодня мы проведём игру «Звёздный час», которая посвящена природе нашего края.

Правила игры:

  1. игра состоит из 3 туров, в которых принимают участие по 4 человека.
  2. внимательно слушать вопрос, выбрать правильный ответ и показать карточку с той цифрой, под которой находится правильный ответ.
  3. за каждый правильный ответ вручается звёздочка.
  4. кто набирает больше всего звёзд выходит в финал.
  5. соблюдаем тишину и не подсказываем
  6. результаты оценивает жюри, в состав которого входят:

1 тур

- Приглашаются участники 1 тура (3-4 человека):

(Перед каждым туром каждому участнику даётся 1 минута для представления)

- Первый тур игры начнём со строк из стихотворения Ювана Шесталова

….Наши звери хороши,
Мы не чаем в них души…..

- О чём будут вопросы 1 тура?

Да, вы правы, первый тур нашей игры называется «Животные наших лесов».

- Вопросы, которые будут вам предложены, посвящены диким животным.

Выбрав правильный ответ, поднимите карточку с нужной цифрой.

На доске:

  1. Это животное является родственником белки. В сказках Югры – это символ добра, вежливости, готовности помочь в беде? (3 – бурундук)
  2. Это животное является священным для ханты и манси. По мифу оно было сказочным, о шести ногах. Охотник-мужчина отрубил лишние ноги и, он стал четырёхногим. Для хантов созвездие Большой Медведицы – это животное, Млечный путь - лыжня. Этого зверя ещё называют сохатым. (4 –лось)
  3. Это животное быстро бегает, до 70км/ч, запутывает следы, детёнышей называют листопадничками. (2 – заяц)
  4. Эти животные плетут гнёзда из тонких веток. С земли такие гнёзда увидеть очень сложно. Совершает прыжки на расстояние в 3-4 метра. В этом ей помогает хвост. (5 – белка)
  5. Манси называют его « лесной собрат, когтистый мужик», хантыйские названия этого зверя: «хозяин, старик, дедушка, семилапый». (6 – медведь)

Подведение итогов 1 тура.

Если у ребят одинаковое количество баллов дополнительный вопрос: Он - это богатство, жизнь, друг ханты и манси. (1 – северный олень)

Игра со зрителями «Отгадай загадку»

Стоит Алена –

 

 

Весной цвету,

Платок зелёный,

 

 

Летом плод приношу,

Тонкий стан,

 

 

Осенью не увядаю,

Белый сарафан. (берёза)

 

 

Зимой не умираю. (ель)

Кто. скажи, она такая:

 

 

Не мышь, не птица,

Вся дрожит, хоть не пугают? (осина)

 

 

В лесу резвиться,

 

 

 

На деревьях живёт

 

 

 

И орешки грызёт. (белка)

Учитель:

Светится земля.
Она глядит глазами
Созревшей морошки, голубики, брусники.
(Юван Шесталов)

Приглашаю участников 2 тура игры:

2 тур называется «Растения нашего края»

  1. Это растение называют царицей болот. Мансийское название «САНГВЛИПИЛ», т.е. ягода, растущая на кочках. (1 – клюква)
  2. Корневища этого растения достигают от 3 до 10 метров. На одном корневище может расти несколько кустиков. (5 – черника)
  3. Ягоды этого растения 3 раза меняют цвет за свою жизнь. Они бывают зелёными, оранжевыми, жёлтыми. (3 – морошка)
  4. «…..Не деревья они – воины погибшие. Летом наш мир наблюдают – зелёным деревом живут. Зимой в прошлое погружаются – от горя хвоинки роняют. …» О каком дереве идёт речь в хантыйской легенде? (2 – лиственница)
  5. Мансийские предметы связаны с этим деревом: на столе из этого дерева всегда будет еда, на стуле из этого дерева просидишь долгую и счастливую жизнь. Это дерево – символ мужества и храбрости у ханты и манси. (3 – кедр)

Подведение итогов 2 тура.

Дополнительный вопрос: Это дерево боится болот. Особенность хвои этого дерева – мягкая, не колючая. (8 – пихта)

Игра со зрителями «Узнай меня!»

Приглашаются 3 человека. Им необходимо изобразить животных: гусь, заяц, медведь.

7 ученик:

…И пускай твоим дарам
Да не будет счёта.
Воспитай в себе
Кротость и заботу.

Милосердно охраняй
Всё, что в мире дивно:
И гусей, и собак,
И иную живность….

Следующий тур посвящён «Птицам нашего края»

  1. Акробат, умеющий бегать по стволу вниз головой. (3 - поползень)
  2. У ханты есть обычай: бросать кости этой птицы в воду, чтобы из них снова возродились эти птицы. (8 – гусь)
  3. Птица, занесённая в Международную Красную книгу. (6 – стерх)
  4. Ханты и манси считают, что весна наступает, когда прилетает эта птица. В честь неё устраивают праздник. (1 – ворона)
  5. Самая высокая птица Югры. Её высота достигает до 120 см. (6 – стерх)

Подведение итогов 3 тура

Дополнительный вопрос. Лесная родственница вороны. Она помогает размножаться кедрам. (2- кедровка)

Игра со зрителями. «Нарисуй!»

Приглашаются 3 участника. Закрытыми глазами нарисовать ель, на которой висят шишки.

Финал.

Приглашаются победители первых трёх туров.

Перед вами названия ягод. В каком порядке созревают ягоды этих растений?

Дополнительный вопрос. В каком порядке зацветают эти растения?

Подведение итогов финала. В финал выходят 2 человека.

8 ученик:

Я – природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье
Одарить – в моей всё власти! –
Гриб в лесу, ромашка на лугу.
Небо в час восхода и захода.
Ива над рекой… Наконец,
Солнцем прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос, как всему венец!
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною.
Как не можешь быть и вне меня.

Учитель: Мы с вами – часть природы. Природу, которую необходимо охранять и беречь. Сегодня мы ещё раз поговорили о животных и растениях, которые встречаются на территории нашего края. Мы изучаем природу родного края. Поэтому словом для суперигры будет слово «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ». Участникам необходимо составить как можно больше слов используя буквы этого слова. Время 2 минуты. Зрители соблюдайте тишину. (род, дерево, вор, ров, дед, овод, пир, вид…)

Подведение итогов игры.

Выступление победителя на тему «Родной край».