Урок математики в 4-м классе по теме "Сказочное путешествие в страну Дроби"

Разделы: Начальная школа


Цели: Обобщить полученные знания о правильных и неправильных дробях, умения складывать и вычитать обыкновенные дроби, выделять целую часть, решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Развивать логическое мышление, память, умение анализировать и сопоставлять. Воспитывать аккуратность, внимание, упорство в достижении цели.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме.

1. Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие. Но прежде, чем отправиться, выясним дату нашего отправления, и вы поймёте, как называется страна, по которой мы сегодня будем путешествовать.

- Какое сейчас время года? (весна)

- Какой месяц? (апрель)

- Какую часть года составляет апрель? (1/12)

- А три весенних месяца? (3/12)

- Какую часть апреля составляют сегодняшние сутки? (1/30)

- Что за числа вы называли? (дробные)

Итак, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие в страну Дроби. У каждого путешественника есть обязательно путевой дневник (тетрадь), в который он записывает свои впечатления о путешествии. Откройте свои путевые дневники и запишите дату нашего путешествия и тему.

2. Объявление целей и задач урока.

- Как вы думаете, что берёт с собой обязательно путешественник? (багаж)

- И вы возьмёте сегодня с собой багаж своих знаний, умений и навыков.

- Какие знания вам  помогут? (1. Что такое числитель и знаменатель дроби; 2) понятия «правильные» и «неправильные» дроби.)

Умения:

  • складывать и вычитать дроби;
  • выделять целую часть;
  • находить часть от числа и число по его части.

Навыки:

  • правильного чтения и записи дробей;
  • вычислительные навыки.

- Кроме того, чтобы пройти все препятствия, которые вас ожидают в стране «Дроби», вам понадобится ваша смекалка.

3. Если вы правильно выполните данное задание, то узнаете, что в страну «Дроби» ведут две дороги.

- Но сначала вспомним термины числитель и знаменатель.

- А теперь распределите данные дроби на две группы и дайте название каждой из групп:

3/5;  8/3;  7/11;  81/32;  26/35;  46/46;  12/4;  5/8

Правильные: 3/5;  7/11;  26/35;  5/8.

Неправильные: 8/3;  81/32;  46/46;  12/4.

- Как определили? (Определение правильной и неправильной дроби.)

4. А теперь выстроим дорожку, по которой будем путешествовать (из геометрических фигур).

(Дроби записаны на обратной стороне геометрических фигур. Учащиеся по одному выходят к доске, отыскивают нужный ответ и строят на доске «дорожку» из геометрических фигур. У каждого ученика набор таких же фигур на парте).

Найдите:

  • правильную дробь со знаменателем 5; (3/5)
  • неправильную дробь с числителем 6;  (6/3)
  • правильную дробь со знаменателем 3; (2/3)
  • неправильную дробь со знаменателем 2; (8/2)
  • правильную дробь с числителем 7; (7/9)
  • неправильную дробь с числителем 4; (4/3)
  • неправильную дробь со знаменателем 4; (7/4)
  • правильную дробь со знаменателем 6; (3/6)

- Дорожка построена, а теперь запомните её и постройте у себя на парте по памяти.

(Дорожка на доске закрывается, а затем открывается для проверки).

Проверка:

- Какую часть дорожки вы построили правильно?

- Какую часть неправильно?

5. Катится по дорожке навстречу нам число. Половина четвёртой части 16. Что это за число? (2)

6. По новой стране нельзя путешествовать без карты, иначе мы заблудимся.

Каждому ряду даётся задание: выделить целую часть из дроби.

- Кто первый выполнит задание (по одному человеку с каждого ряда), выходит к доске, находит свою часть карты (на обратной стороне карты даны ответы) и прикрепляет её к доске.

7. Мы прошли уже 6 км, что составляет 2/3 всей дороги. Чему равна длина всей дороги?

На доске дан чертёж к задаче.

- Правильно ли выполнен чертёж?

6 : 2   3 = 9 (км)

Ответ: 9 км – длина всей дороги.

8. Дорога привела нас в «заколдованный лес». Кто бы здесь ни был, обязательно заблудится. Но вдруг нам на встречу вышел Старичок-Лесовичок. (см. рисунки) Давайте послушаем его историю. 

Работа по учебнику математики 4 класс Б. П. Гейдмана.

За всю долгую жизнь Старичок-Лесовичок помог выбраться из чащи 1936 заблудившимся путникам. Испугались Старичка-Лесовичка и убежали, не поблагодарив его, 3/8 всех путников, 1/5 часть оставшихся путников не поверила, что Старичок-Лесовичок волшебник. Зато все остальные долго благодарили его за помощь. Сколько таких благодарных путников повстречались Старичку-Лесовичку за его долгую жизнь?

Испугались - ? 3/8 ч. всех  путников

Не поверили - ? 1/5 ч. оставшихся путников   Всего – 1936

Благодарили - ? остальные

(решение задачи у доски)

  1. 1936 : 8 . 3 = 726 (п.) – испугались.
  2. 1936 – 726 = 1210 (п.) -  оставшиеся.
  3. 1210 : 5 . 1  = 242 (п.) – не поверили.
  4. 1210 – 242 = 968 (п.)

Ответ: 968 благодарных путников повстречалось Старичку-Лесовичку.

9. Я думаю, что мы тоже оказались в их числе. Но за «заколдованным лесом» нас ожидает новое препятствие Замок лгунов.

Лгуны – мастера всех запутывать. И вот какую задачу они вам приготовили: «Человек отвечает на вопросы только «да» или «нет» и имеет право один раз ответить неправду. После нескольких вопросов его спросили: «Ты уже соврал?» И он ответил: «Да». Остаётся ли за ним право соврать при ответе на следующие вопросы? (Нет.)

Кроме этого лгуны испортили дроби и заперли их у себя в замке. Нам нужно их освободить. А для этого необходимо восстановить дроби:

  • I вариант – правильные: * /5;    7/*;    */ 2;  8/*;    */9.
  • II вариант – неправильные: */8;   4/*;    */6;   9/*;   */1.

10. А теперь перед нами необычное озеро.

- Какую форму оно имеет? (Прямоугольный треугольник у каждого на парте).

- Как найти его площадь? (Нужно достроить до прямоугольника, измерить длину и ширину).

Дано: прямоугольник, треугольники.

а = 6см;

в = 3см

Найти: S треугольника.

Решение.

S = а . в

1) 6 . 3 = 18 (кв. см) – площадь прямоугольника.

2) 18 : 2 = 9 (кв. см)

Ответ: 9 кв. см – площадь треугольника.

11. Чтобы перебраться через озеро, нужно построить мостик.

  • I вариант:  1/12 + 3/12 = */* - 2/12 = */* + 10/12 = */* + 5/12 = */* - 17/12 = *
  • II вариант:  1/10 + 4/10 = */* - 2/10 = */* + 7/10 = */* + 4/10 = */* - 14\10 = *

12. Мы подошли к завершающей точке нашего путешествия. Вы много потрудились сегодня. Какая же награда вас ожидает?

На доске примеры:

7/13 – 4/13

 

 

3/13 – П

2/5  + 1/5

 

 

3 /5 – Я

1 – 2/3

 

 

1/3 –  Т

1 1/5 + 3

 

 

4 1/5 – Ё

3 2/7 – 2

 

 

1 2/7 – Р

2 2/7+ 3 4/7

 

 

5 6/7 – К

3 4/5 – 2 1/5

 

 

1 3/5 – А

(Ученики по одному выходят к доске, отыскивают карточку с правильным ответом и составляют слово).

III Итог урока.

- Ребята, как вы думаете, что произошло с вашим багажом знаний, умений и навыков после сегодняшнего урока? (Он увеличился.)