Интегрированный урок (физика+археология) по теме "Определение плотности твердого тела"

Разделы: Физика, История и обществознание, Внеклассная работа


Цель урока: интеграция краеведения  в классно-урочное занятие (физика).

Задачи урока:

  1. образовательные:
    • научить практически определять плотность веществ;
    • учить работе с таблицами (физика);
    • передать обучающим информацию об археологическом прошлом Приангарья, рассказать о последних археологических изысканиях;
    • познакомить ребят с оригинальными артефактами (археология).
  2. воспитательные:
    • на конкретных примерах воспитывать в обучающихся любовь и уважение к прошлому родного края, чувство гордости за древнейшее прошлое  родного края;
    • научить уважительно относиться к историко-культурному наследию Приангарья.
  3. развивающие:
    • развить навыки определения подлинности  археологических находок (археология);
    • развивать навыки  групповой работы (физика).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, весы с разновесами, мензурки, образцы - археологические артефакты, раздаточный материал.

Предварительно класс делится на творческие группы по 4 человека, в состав которых входят:

  • руководитель группы (получение задания, определение цели работы, планирование работы группы, подведение итогов работы),
  • теоретик  (определение цели работы, планирование эксперимента, теоретические вопросы работы),
  • лаборант (получение  образцов - археологических артефактов, проверка оборудования),
  • специалист по технике безопасности (соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы членами группы).

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Введение.
  4. Инструктаж по технике безопасности.
  5. Практическая часть лабораторной работы.
  6. Подведение итогов.

Ход урока

1. Приветствие. Ребята готовятся к работе в группе (на экране - слайд 1).

Учитель физики: Сегодняшний урок у нас пройдёт не совсем обычно – проводить его  будут сразу два учителя: физики и истории (слайд 2).

2. Учитель физики: На прошлых уроках мы познакомились с понятием «плотность вещества», с её единицами измерения, научились рассчитывать плотность по известным величинам. Цель нашего урока: научиться на практике определять плотность веществ. Вы уже знаете, что плотность тела это не абстрактное понятие. Именно она определяет качественные характеристики предмета. Зная плотность человек, выбирает тот материал для изготовления орудия, постройки жилища и т.д., который наиболее полно отвечает запрашиваемым параметрам: твердость, эластичность, устойчивость к физическим нагрузкам. В далеком прошлом люди не умели измерять плотность, но знали, что есть камни с более высокой плотностью, которые наилучшим образом подходят для изготовления орудий труда и охоты.

3. Учитель истории: В нашей школе проводятся традиционные полевые профильные летние экспедиции, в ходе которых обучающиеся проводят изыскания,  направленные на изучение древнейшей истории Приангарья и повседневной жизни деревни. Летом 2008 года наши школьники приняли участие в комплексной археологической экспедиции. В результате  изысканий были выявлены предметы, которыми человек пользовался много тысячелетий назад, они были выполнены из кремня, кремнистого сланца, халцедона, глины и т.д. Не зная плотности твердого тела человек интуитивно, по определенным признакам, выбирал нужный ему материал, из которого можно было сделать орудие, выдерживающее определенные физические нагрузки.

4. Учитель физики: Инструктаж по технике безопасности.

5. Учитель физики: Для лабораторной работы вам предоставляется археологические находки этого года с различной плотностью и прежде, чем вы приступите к работе – внимание на экран (слайд 2 - клик, слайды 3, 4, 5). Руководитель группы получает бланк для выполнения работы, лаборант – образцы, и группы приступают к выполнению работы.

Лабораторная работа №5. «Определение плотности твёрдого тела».

Цель работы: научиться определять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование: весы рычажные с разновесами, мензурка, образцы экспедиционных находок, плотности которых надо определить.

Указания к работе.

  1. Измерьте массу тела с помощью рычажных весов.
  2. Измерьте объём предложенного образка с помощью мензурки.
  3. Рассчитайте по формуле:  плотность образца.
  4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1.

Таблица 1

№ опыта

масса образца, г

начальный объём воды в мензурке, см3

объём воды и образца, см3

объём образца, см3

плотность образца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Повторите опыт с первым образцом, изменив начальный объём воды в мензурке.
  2. Проделайте два подобных опыта с другим образцом.
  3. Сравните полученные результаты с данными справочника (см. таблица 2) и сделайте вывод.
  4. Вывод:   __________________________________________________________________

Таблица 2

вещество

плотность

кремнистый сланец

2,536

2536

кварцитовая галька

3,013

3013

керамика

2,75

2750

халцедон

1,8

1800

кремень

3,6

3600

керамика

1,52

1520

Учитель истории, используя мультимедийный проектор, поясняет ребятам, какие орудия труда выполняли наши предки из тех или иных материалов (данная информация размещена в таблице бланка лабораторной работы на обратной стороне, таблица 3 (приложение 2)).

6. Руководитель группы сдаёт заполненные бланки работы, лаборант совместно со  специалистом по технике безопасности сдают образцы и лабораторное оборудование.

Учитель физики: Таким образом, сегодня на уроке вы научились определять плотность веществ, используя в качестве образцов археологические артефакты, узнали, какие материалы использовались для изготовления тех или иных орудий труда в первобытном мире.

Всем спасибо за работу.

Приложение 1. Презентация к уроку.

Приложение 2. Бланк лабораторной работы.

Приложение 3. Иллюстрации.