Цель:
- Дать знания о предпосылках возникновения карт, об истории карты с древнейших времен до наших дней, о деятелях, составившие первые карты.
- Сформировать у учащихся навыки работы с картой: читать карту по условным обозначениям; использовать ее для понимания новых тем, как дополнительный источник знаний.
- Воспитать чувство патриотизма, трудолюбие, уважение к истории своей страны и других народов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос что такое карта? И зачем нужна историческая карта? В процессе урока мы с вами выясним и историю появления карт и познакомимся с людьми их составлявших.
Интересно, а как бы вы определили или перевели слово «карта»?
На немецком языке это слово означает «образец» или «подлинник», на греческом «папирус для письма». Сегодня карта – это пособие для изучения истории, географии и др.наук. Какие же бывают карты?
Рисунок 1
Что же можно узнать из карт? Сейчас каждой группе из 4 человек я дам карту и задание к ней. Попробуйте, прочитать ее и ответить на вопросы своего задания.
1 группа. Работает по политической карте.
- Найдите государство Мексика.
- На каком континенте оно находится?
- Какие государства граничат с ним?
- Есть ли у этого государства выход в море?
- В каком полушарии находится это государство?
- Назовите столицу Мексики.
2 группа. Работает по исторической карте (завоевания А.Македонского).
- В какие страны совершал завоевательные походы А.Македонский?
- Назовите места важнейших сражений?
- Назовите города, основанные А.Македонским?
- Назовите столицу Македонии?
- Назовите столицу Персии.
- Назовите столицу державы А.Македонского
3 группа. Работает по экономической карте. (Черная и цветная металлургия)
- Где в Казахстане находится комбинат черной металлургии полного цикла?
- Назовите города, в которых есть предприятия цветной металлургии по производству меди?
- Куда перевозят медь, добытую в городе Саяк?
- Какой завод использует хромитовые руды из Хромтау?
- Чем богат город Кентау?
- В каком городе есть производство ферросплавов?
4 группа. Работает по физической карте.
- В какое море впадает река Урал?
- Что такое Мугоджары?
- Какие реки впадают в Аральское море?
- Назовите высоту самой высокой точки Казахстана – пика Хан Тенгри?
- Озеро Алаколь является пресным или соленым?
- Где расположен город Атырау?
5 группа. Работает по административной карте.
- В какой части Казахстана находится Мангыстауская область?
- Назовите областной центр Мангыстауской области?
- С какими областями граничит Мангыстауская область?
- Какова численность населения области?
- Какое место по территории среди других областей занимает Мангыстауская область?
- Имеет ли Мангыстауская область государственные границы? Если да, то с какими странами граничит?
6 группа. Работает с исторической картой.
- В каком городе находится памятник древнего Междуречья – плита с законами и изображением Хаммурапи?
- Назовите столицу Ассирийского государства?
- Какими природными богатствами был богат Египет?
- Какому государству принадлежали города Библ, Тир, Сидон?
- Какие водные пространства связывал построенный в древности канал?
- В каком городе есть статуи фараона Рамсеса II?
Защита работы. Группы зачитывают ответы на вопросы.
Скажите, а вы изучаете географию и историю древнего мира? Тогда как вы смогли выполнить предложенные мною задания?
Вывод: карта представляет собой уменьшенную копию земной поверхности, то и объекты на ней обозначаются условными обозначениями и вы можете прочесть карту, даже не изучая предмет.
Карта дает необходимую информацию в минимальном объеме. Нужно только уметь прочитать условные обозначения.
Как же появились карты? В древности племена отмечали на камнях и скалах рисунками пути следования к местам охоты, поселениям или стоянкам. Но это были еще не карты. Самые первые карты появились в Древнем Китае. Кто же продолжил и развил науку картографию, вы узнаете, ответив на вопросы теста. Сейчас вы поработаете в парах. Вы должны будете ответить на вопросы теста. (Тест с ответами в приложении 1).
Проверка задания. Вы хорошо поработали.
Самостоятельная работа
Запишите в тетрадь ученого и название его труда.
Итог урока:
Ответьте на вопросы к параграфу.
Домашнее задание. Используя атлас, составьте рассказ
- 1-й вариант «Крупнейшие вулканы мира»;
- 2-й вариант «Самые высокие вершины».