Музыкальная гостиная. Лекция-концерт "Чарующий мир романса"

Разделы: Музыка


Звучит «Романс о романсе» А.Петрова.

Добрый вечер, уважаемые слушатели! Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в чарующий мир романса.

Русский романс… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.

Часто ли в наши дни можно увидеть афишу «Вечер серенад»? Но зато в большом городе почти каждый день вы увидите афишу «В программе концерта – русские романсы» или «Вечер старинного романса». В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре достигли полного слияния русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.

Если заглянуть в книги о великих наших певцах, вы обязательно найдёте там признание в любви к романсу. В сборнике, посвящённом Надежде Андреевне Обуховой, можно прочесть её слова: «Обожаю старинные романсы. Они мне близки и милы большой простотой, искренностью и мелодичностью». В книге «Елена Образцова» приводятся слова выдающейся певицы: «Обращение к романсовой литературе необычайно обогащает, расширяет палитру переживаний, тончайших оттенков состояний и страстей. В опере много наглядно, предметно, реально. А в романсе я могу спеть мечту, воспоминание, недосказанность». Черпая из русской лирики и русской музыки, романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и заметно повлиял на развитие поэзии, музыкального искусства, на театр и эстрадные жанры, на кинематограф.

Исполняется романс «Белой акации гроздья душистые».

Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». В 18 веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве. Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Танеева. Это подлинные жемчужины камерного вокального искусства. С момента появления в России романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическому направлению дала основу художественная литература, а бытовому – русская народная и городская песня. Бытовой - значит, связанный с бытом, с повседневной жизнью. Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19  века и вспомним о вечерах домашнего музицирования.

Исполняется романс «Не пробуждай воспоминаний».

У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

Исполняется романс «Корабли».

В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. У каждого романса была своя муза. Про стихотворение И.С.Тургенева «В дороге» можно сказать, что это стих-пророчество.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя, вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Под стихотворением дата: ноябрь 1843 года. Спустя много лет, композитор Ю.Абаза написал романс на эти стихи. Этот романс воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо. Но вот что интересно. Тургенев и Виардо впервые встретились тоже только в ноябре 1843 года. Встретились в доме Демидова, в Петербурге. П.Виардо вспоминала: «Мне его представили со словами: «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». А сам Иван Сергеевич через семь лет после этой первой встречи писал Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра. Ваша квартира была на самом углу, помните ли вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих».

Дорогих воспоминаний будет ещё много. П.Виардо была одной из самых замечательных женщин 19 века. Великая певица, умная и разносторонне одарённая, она для многих стала символом женского совершенства, хотя была и очень некрасивая. «Великолепно безобразна!» - воскликнул, увидев её, один из современников. Она была дружна со многими властителями дум своего  времени. Ф.Лист давал ей уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой была знаменитая французская писательница Ж.Санд. Шопен преклонялся перед ней не только как пианисткой, но и композитором. Исполнение Полиной  Виардо «Соловья» Алябьева стало легендой. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже всех наград была любовь к ней Тургенева. Письма Тургенева к П.Виардо – потрясающий роман любви, длившийся сорок лет. В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье». Друзья писателя вспоминали, что на отношения Тургенева и Виардо лёг какой - то «печальный туман». Но разве «печальный туман « не пронизывает всё стихотворение «В дороге»? Разве нет в этом стихотворении той тоски и горечи, которая наполняла душу писателя в его странствиях за певицей по Европе?

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Исполняется романс «Утро туманное».

Если спросить, какой романс один из  самых популярных, единодушный ответ будет: «Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина. История этого романса началась ещё в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, директора публичной библиотеки, Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал её красоте. «Когда я уезжала, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами» - вспоминала Анна Керн.

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

А она? Забыла ли она Пушкина? Нет, она стала восторженной поклонницей его стихов. В 1825 году А.П.Керн приехала к тётке, Пушкин жил рядом, в Михайловском, куда тётка предложила совершить поездку. А.П.Керн вспоминает: «Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр второй главы «Онегина», в неразрезанных листках которого я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье». Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на меня, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять».

Но когда и как Глинка нашёл пушкинский стих? Племянник Пушкина, Павлищев, вспоминает, что Глинка впервые исполнил этот романс в начале 1830 года, в доме Павлищевых, в присутствии Пушкина и Анны Керн. Выслушав романс, Павлищев бросился обнимать обоих исполнителей. Анна Петровна сконфузилась и прослезилась от радости. Но самое замечательное то, что Глинка написал этот романс не для А.П.Керн, а для её дочери, Екатерины Ермолаевны Керн, на которой он хотел жениться.

В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, восторг юной надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.

Исполняется романс «Я помню чудное мгновенье».

Едва фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» вышел на экраны, как критики в один голос стали утверждать, что режиссёр поступил опрометчиво, соблазнившись таким названием. В словаре Даля слову «жестокий» дано такое объяснение: роковой, фатально-гибельный. Т.е., если любовь, то невероятная, небывалая, немыслимая; если ревность, то адски мучительная; если тоска – то могильная. Но в словаре Даля есть и другое объяснение этого слова – «превосходящий обычные размеры». Когда чувства, благородные и возвышанные, стали выражаться в надрыв, всё чаще эти слова – «жестокий» и «романс» - оказывались в соседстве. Романсы и музыку к кинофильму «Жестокий романс» написал Андрей Петров. Э.Рязанов отмечал: «В музыке слышна и страстность, и нежность, и горечь, и тревога, и страдание. Написанная в традициях русской классики, музыка в сути своей современна. Её не спутаешь с романсами прошлого века. Это не стилизация, а фантастическое умение объединить старинность и современность в единое гармоничное звучание».

Главная героиня фильма - Лариса Огудалова – поёт в фильме очень много романсов – и старинные русские, и романсы на музыку А.Петрова: «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М.Цветаевой, «Любовь – волшебная страна» на стихи Э.Рязанова, «А напоследок я скажу» на стихи Б.Ахмадуллиной. Мелодии всех трёх романсов поразительно романсовы в том смысле, как это понималось в 19 веке – «золотом веке» русского романса. Такая в них чистота чувств и скупость средств музыкальной выразительности! И вместе с тем эти романсы могли быть написаны только в большом городе конца 20 века. Такая в них тоска по великой, испепеляющей любви!

Исполняется романс «Под лаской плюшевого пледа».

Бывают романсы без слов. Их исполняет инструмент - скрипка, рояль, флейта, виолончель – как бы подражая человеческому голосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова и других композиторов.

Исполняется инструментальный романс из кинофильма «Овод» Д.Шостаковича.

Одной из самых любимых песен в репертуаре польской певицы А.Герман была песня «Возвращение романса»:

Сегодня я нисколько не боюсь
С 20 веком временно расстаться.
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.

Звучит романс в записи.

Двадцатый век не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!

Исполняется русский романс.