Цели:
- вывести способ записи чисел, как суммы разрядных слагаемых;
- развитие умения работать в группе, сравнивать, оценивать работу, строить план действий;
- воспитание интереса к исследовательской деятельности, навыков культурного общения.
Ход урока
1. Организационный момент.
У. Здравствуйте, ребята!
Как-то на днях я вспомнила припев одной из песенок: «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться» Так давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем активны, внимательны, чтобы наш урок прошёл весело, с интересом.
Разминка:
1. Устный счёт: слайд 1.
2. Посчитать матрёшек в троичной и четверичной системах счисления. Cлайд 2.
Рефлексия.
- Над чем работали на прошлом уроке? (Сравнивали числа с помощью числовой прямой).
Прочитайте числа:
- 32(5) ;
- 326(7) ;
- 534;
- 6804;
- 8003;
- 9(3)
Сравните числа:
- 12(4) … 13(4)
- 24(5)… 30(5)
- 71…69
2. Создание учебной ситуации.
- Ребята, следующее задание выполняем в группах. Площадь измеряли трое детей. Они построили мерки и измеряли площадь каждый своей меркой. Затем дети записали полученные ими числа 113(4)Е1. Догадайтесь, у кого из детей получилось самое большое число.
План выполнения задания:
- Построить недостающие мерки.
- Закрасить зелёным цветом часть площади, которая измеряется меркой Е3.
- Красным цветом – часть, которая измеряется меркой Е2.
- Жёлтым цветом – часть, которая измеряется меркой Е1.
- Найдите площади этих частей. Впишите их в схему и в таблицу.
- У кого из детей получилось самое большое число?
После выполнения задания результаты представляются на доске. Сегодня мы будем проводить анализ выполнения задания иначе. Мы разберём правильное решение и определим, какие ошибки сделали ребята, работая в группах.
Вопросы группам
- 1 группе: Как построены мерки? Все ли группы построили мерки правильно?
- 2 группе: Правильно ли измерили площадь? Какие группы, верно, заполнили таблицу и схему?
Ввести понятие – разрядные слагаемые.
- 3 группе:Сравните разрядные слагаемые, какое самое большое из них?
Решение записать в тетрадь.
4. Конкретизация способа.
Упр. 21. На каждой парте у детей по 20 квадратов.
Набрать 33(5) квадрата, работая в парах, причём один ученик набирает то, что соответствует цифре второй мерки, а другой – первой. На доске построить условные мерки.
Кто из двух учеников положит больше квадратов?
После построения объекта записать разрядный состав числа.
Cлайд 6Проверить выполнение задания с помощью компьютера.
5. Из истории систем счисления.
Дети делают сообщения из истории возникновения систем счисления.
6. Итоговая рефлексия
- Над чем работали на уроке?
- С каким новым понятием познакомились?
- Как вы оцениваете свою работу?
- У каких групп получилась работа?
- У кого были затруднения? В чём?
- Чем нам предстоит заниматься на следующем уроке?
- Постройте шкалу-самооценку.