Цель:
- развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
- научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
- дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
- выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
- активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;
Форма проведения: практикум.
Подготовительная работа.
- Подготовить аудиторию.
- Разделить группу студентов на 3 микрогруппы.
- Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».
- Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.
- Напечатать карточки с разными эмоциональными состояниями: восторг, радость, страх и др.
- Провести анкетирование студентов на коммуникативную толерантность.
Оформление, оборудование и инвентарь.
- Компьютер, проектор, презентация классного часа.
- На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске).
- Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах.
- На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово преподавателя.
Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.
Вопросы для обсуждения:
– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?
– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? Вот что говорят результаты анкетирования, проведенного в нашей группе.
Результаты анкетирования студентов. (Проанализировать диаграммы ответов учащихся).
«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
– Как вы считаете, девочки, знаете ли Вы себя?
– Давайте сейчас это и проверим.
Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.
Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.
Мои положительные качества |
Мои отрицательные качества |
Что мне нужно изменить в своем поведении … |
|
|
|
|
|
|
По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.
Задание № 2. Тест-опрос
Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.
- Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
- Когда от меня требуют послушания, я …
- Когда меня просят не грубить, я …
- Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …
- Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
- В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
- При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
- Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
- Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
- Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
- Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?
– А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?
Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.
Задание № 3. «Улови настроение группы».
Трем студентам предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость) по подгруппам. Вернувшись в кабинет, студенты должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в группе).
Вопросы студентам:
- Трудно ли было Вам уловить настроение других студентов?
- По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить?
Задание № 4. «Прогнозируем поступок».
Трем студентам предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Студентам предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.
Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому студенту необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана.
Вопросы студентам:
- Согласны ли вы соблюдать их?
- Что может помешать в нашей группе не соблюдать этих правил
- Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?
(Заслушиваются ответы студентов).
– Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.
Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)
Формы раздаточного материалы и варианты оформления класса в приложении.