Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход.
Подготовка кабинета:
- компьютер;
- проектор;
- Диск «УРОКИ ФИЗИКИ Кирилла и Мефодия. 7 класс» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Урок 9;
- презентация для учителя (Приложение 1);
- логико-смысловая модель (ЛСМ):
- лабораторное оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка.
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Учитель: Представьте себе ситуацию:
Вышел слон на лесную дорожку,
наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою». (Слайд 2)
Учитель: Кому из животных будет больно? Чтобы ответить на вопрос надо сравнить силы, действующие на единицу площади поверхности.
Для оценки результата действия силы нужно ввести величину, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности (Слайд 3).
Цель урока: ввести понятие о давлении, как одной из характеристик взаимодействия.
Задачи урока:
- повторить тему «Сила»;
- ввести понятие «давление», как физической величины, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности;
- показать решение задачи на вычисление давления твердого тела на опору;
- экспериментально определить зависимость давления от силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует;
- выяснить, от чего зависит давление, и как его можно изменить (Слайды 4, 5).
Ход урока
1. Повторение темы «Сила»
Фронтальный опрос.
- Что характеризует сила?
- От чего зависит результат действия силы?
- Сила тяжести.
- Вес тела.
- Единицы силы.
2. Объяснение нового материала.
Диск «УРОКИ ФИЗИКИ Кирилла и Мефодия. 7 класс» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Урок 9.
Давление - величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Обозначения: p - давление
F – сила
S – площадь (Слайд 6)
За единицу давления принимается давление, производимое силой в 1 Н на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности.
Эта единица называется паскалем.
1 гПа =100 Па
1 кПа =1 000Па
1 МПа =1 000 000 Па
Ответьте на вопрос: Что значит: «давление равно 1500 Па»? (Слайд 7).
3. Решение задачи: Какое давление на пол оказывает ученица 7 класса массой 60 кг , стоя на полу, если площадь поверхности ее подошв составляет 400 см2? (Слайд 8)
Учитель: Итак, вернемся к началу урока:
«Вышел слон на лесную дорожку,
наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».
Ответим на вопрос, что нужно знать для того, чтобы оценить действие слона на муравья и муравья на слона?
Ученик: Для ответа на вопрос нужно сравнить давления, которые оказывает слон на муравья и муравей на слона (Слайд 9).
Учитель: Задание учащимся: выучите, что называется давлением, что принимается за единицу давления. Проверьте друг друга.
Учитель: Предложите способы уменьшения и увеличения давления.
Ученики: Чтобы уменьшить давление:
- уменьшить действующую силу ,
- увеличить площадь поверхности.
Чтобы увеличить давление:
- увеличить давление,
- уменьшить площадь поверхности (Слайд 10).
Учитель: Выполните экспериментальное задание: Определите давление, который оказывает деревянный брусок на поверхность стола.
Составим план выполнения задания:
- С помощью динамометра измерим вес бруска.
- Измерим линейкой длину и ширину грани бруска. Вычислим площадь грани. Выразим ее в квадратных метрах. 1 см2= 0,0001 м2
- Вычислим давление бруска на поверхность стола по формуле
4. Результаты эксперимента оформим в виде таблицы:
|
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
Вес бруска, Н |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Площадь грани, м2 |
0,004 |
0,003 |
0,0012 |
Давление, Па |
175 |
230 |
583 |
Давайте сделаем вывод: При действии одной и той же силы давление тем больше, чем меньше площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила (Слайды 12 и 13).
5. Учитель: Сейчас проведем физическое лото.
На картинках показаны различные примеры учета давления в природе, технике и быту. (Слайд 14) Выберите: вариант 1 - примеры, где уменьшение давления достигается за счет увеличения площади поверхности, а вариант 2 - примеры, где увеличение давления достигается за счет уменьшения площади поверхности.
Домашнее задание: §§ 33, 34, письменно упр. 12 №1, 4, 3.
Учитель: Ребята, оцените свою работу на уроке.
Выберите из предложенных настроений то, которое у вас было на уроке (Слайд 15).
Подведение итогов урока (итоги подводятся по логико-смысловой модели) (Слайд 16).
Информационные источники:
- Лукашик В. И. , Иванова Е. В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. (ко всем параллельным учебникам). – М.: Просвещение, 2002 г.
- Марон А. Е. Физика . 7 класс: учебно-методическое пособие/ А. Е. Марон, Е. А. Марон. -3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005 г.
- Книга для чтения по физике для учащихся 7-8 классов.- / Авт.-сост.- И. С. Кириллова).- М.: Просвещение, 1980 г.
- Перельман Я. И. Занимательная физика - кн. 1,2, изд. 18, -М.: Наука, 1972 г.
- Перышкин А. В. Физика 7 класс -4-е изд. -М.: Дрофа, 2006 г.
- Энциклопедический словарь юного физика. / Сост. Чуянов В. А. - М.: Педагогика, 1984 г.
- http://www.school.edu.ru
- http://ruscore.ru
- http://zfmschool.netschool.ru