Продолжительность:40 минут.
Аудитория:7–9 лет.
Количество участников:20–25 человек.
Формы проведения: беседа, игра, упражнение, просмотр мультфильма из серии «Лунтик»: «Как стать другом».
Цель: формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу.
Задачи:
- на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми;
- формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
- развитие умений учащихся вести рассуждения;
- воспитание доброжелательности.
Оборудование и материалы: магнитная доска, магниты, слова-отгадки, лепестки «Цветика-семицветика», видео кассета: «Как стать другом», бланки с человеческими качествами, демонстрационные картинки А4 с качествами, лист с контурным изображением бабочки, цветные карандаши.
План:
- Игра «Разгадывание кроссворда». Цель: Раскрыть тему занятия.
- Игра «Цветик-семицветик». Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие «дружба».
- Просмотр мультфильма «Как стать другом». Цель: через показ мультфильма раскрыть дружеские качества.
- Физминутка «Две подружки».
- Упражнение «Каким должен быть друг?». Цель: выделить основные качества верного друга.
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки…» Цель: познакомить с конструктивным способом примирения.
- Творческое задание «Улитка – моему верному другу». Цель: завершение занятие на позитивной нотке, обратная связь.
- Итог занятия.
Ожидаемый результат: повышение самооценки у детей, развитие важных положительных качеств у каждого.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами. Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Поэтому, чтобы определить тему нашего занятия хочу предложить вам разгадать кроссворд.
1. Игра: «Разгадывание кроссворда».
Цель: Раскрыть тему занятия.
Инструкция: в данном кроссворде скрыто слово «дружба». Ведущий зачитывает детям загадки (о природных явлениях), в ответах которых содержаться буквы ключевого слова. Детям постепенно открывается тема занятия.
Материал: Слова-отгадки, магниты.
Загадки [3].
1. Ни в воде не тонет, ни в огне не горит. (Лед).
2. Конь бежит, земля дрожит. (Гром).
3. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга).
4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка).
5. Пушистая вата, плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождь ближе.(Облако).
6. В небе белая гора.
Легче пуха и пера. (Туча).
Вывод: Ребята. Давайте внимательно посмотрим, какое слово получилось из выделенных букв? Правильно, это слово «Дружба».
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «В дружбе наша сила».
Ребята, давайте посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе.
На лугу у той дорожки, [5] (Видоизменен)
Что бежит нам прямо в дом,
Рос цветок на длиной ножке –
Разноцветный, непростой,
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь.
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «НЕ тронь!»
2. Игра «Цветик-семицветик». [1], [2].
Цель: С помощью народных пословиц сформулировать понятие «дружба».
Инструкция: Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о дружбе. На доске размещается цветик-семицветик с отрывистыми лепестками. На каждом лепестке написана одна пословица.
Материал: Магниты, лепестки цветка, пчела.
Ход: Ребята посмотрите, у меня есть прекрасный, непростой цветок – цветик-семицветик. На каждом его лепестке надпись. Давайте прочтем их (дети читают и объясняют значение каждой пословицы).
- «Не мил и свет, когда друга нет». Очень плохо не иметь друга. Не с кем поделиться радостью и горестью. Когда нет друга и свет не мил.
- «Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а ежели нашел надо дружбой дорожить.
- «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей». Лучше иметь сто друзей, чем 100 рублей. Деньги сегодня есть, завтра их нет. А друзья остаются на всю жизнь.
- «С добрым дружись, а лукавых берегись». Хорошо когда у друга существует такое замечательное качество как доброта. Но если друг лукавит, врет – таких людей необходимо беречься.
- «Старый друг лучше новых двух». Старый друг верный проверенный человек он лучше, чем новый не проверенный друг.
- «Хорошую дружбу топором не разрубишь». Перестал нуждаться в помощи друга и забыл о нем.
- «Дерево держится корнями, а человек друзьями». У дерева очень много корней, дерево держится именно корнями, а человек верными друзьями.
Вывод: Ребята, теперь, когда мы знаем смысл народных пословиц, давайте подведем итог. Что значит слово «Дружба».
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.
- Кто такой друг?
- Легко ли найти друга?
- Как стать другом?
На все эти вопросы мы сможем ответить, просмотрев мультфильм из серии «Лунтик»: «Как стать другом»? (просмотр мультфильма).
3. Просмотр мультфильма «Как стать другом».
Беседа по содержанию мультфильма
- Почему Лунтик не захотел дружить с гусеницами?
- Кто назвал Лунтика своим другом?
- За что Кузя сказал Лунтику: «Спасибо друг».
- С кем еще подружился Лунтик?
Вывод: Ребята, вы правильно поняли. Наличие друзей означает, что человек эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если он растет среди взрослых вне детского коллектива, «другом» может стать любимая игрушка.
4. Физминутка:
На болоте две подружки, две зеленые лягушки [5]
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкульт-привет!
Вопрос к аудитории: Итак, как вы считаете, каким должен быть друг, какими качествами ему необходимо обладать? Вашему вниманию я предлагаю выполнить упражнение «Каким должен быть друг?»
5. Упражнение «Каким должен быть друг?» (Рисунок 1).
Цель: Выделить основные положительные качества друга.
Инструкция: На доске вывешиваются картинки с изображением героев из мультипликационных фильмов, внизу написаны качества. (Веселый, умный, жадный, хитрый, честный и т.д.). Ребятам необходимо выбрать из всех качеств те качества, каким должен обладать их друг. Обсуждаем.
Материал: Демонстрационные картинки А4 с изображением героев из мультипликационных фильмов.
Ход: Ребята, рассмотрите картинки и выберите те качества, которыми бы вы хотели, чтобы обладал ваш друг.
Вывод: Ребята, все вы хотите, чтобы ваши друзья обладали такими замечательными качествами как доброта, честность, общительность, готов всегда прийти на помощь и др. Но, прежде всего, необходимо, чтобы этими качествами обладали вы. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей.
Ребята, но в жизни может произойти всякое. Вы можете поссориться со своими близкими, друзьями. Поэтому я предлагаю вам одно из правил примирения:
Мне ответьте без ошибки:
Дружба начинается с … (улыбки)!
6. Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»
Цель: Познакомить с конструктивным способом примирения.
Инструкция: Все ребята встают, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
Станьте, дети.
Станьте в круг,
Станьте в круг
Станьте в круг!
Я твой друг,
И ты мой друг.
Старый добрый друг…
Вывод: Ребята теперь вы поняли, что улыбка ничего не стоит, но цениться очень дорого. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Шекспир считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечом.
Хочешь завоевать друзей? Улыбайтесь, как можно чаще!
А сейчас ребята я предлагаю вам нарисовать замечательную улитку и подарить ее своему другу.
7. Творческое задание «Улитка – моему верному другу».
Цель: Завершение занятие на позитивной нотке, обратная связь.
Инструкция: Ребятам предлагается нарисовать контурное (с помощью точек) изображение улитки. Красивых улиток они могут подарить своим друзьям, и, может быть, тем, с кем сейчас в ссоре – они могут помириться.
Материал: Лист с контурным изображением бабочки, цветные карандаши.
Ход: Ребята, нарисуйте и раскрасьте, пожалуйста, бабочку. Свою красивую бабочку вы можете подарить самому лучшему другу, или с кем вы в ссоре на данный момент, или тому с кем вы хотели бы дружить.
8. Итог занятия.
Наше занятие подходит к концу. Мне кажется, что у нас получился замечательный разговор. Надеюсь, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вам поможет найти, а если у кого есть сохранить дружбу.
Ведущий:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.Удачи, вам дорогие ребята!
Старайтесь помогать друг другу. Дружите друг с другом.
Хороших вам друзей!
Спасибо за работу!
Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь».
Список литературы:
- Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. / Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1986.
- Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: «Сюита», 1996.
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
- Зайцев Г.К. Уроки Знайки. Воспитай себя. – СПб., 1998.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.