Тип урока: практикум по решению задач.
Оборудование: тетради, учебники, компьютеры, телевизор, карточки для выполнения групповой и индивидуальной работы.
Цель: развитие познавательного интереса при решении задач
Задачи:
- образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами,
- развивающая: проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях,
- воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся
Планируемый результат:
Знать:
- способы решения систем линейных уравнений,
- алгоритм решения задач,
Уметь:
- применять удобный способ решения систем линейных уравнений,
- применять алгоритм решения задач на практике,
- использовать различные источники знаний,
- работать с карточками различного содержания,
- работать в группах, индивидуально.
Используемые технологии: уровневой дифференциации, индивидуального обучения, проблемно поисковой, групповые, ИКТ.
Методы работы:
а) методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа под куроводством.
б) методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль, тест.
Ход урока
Девиз «Где есть желание, найдется путь».
Мы сегодня на уроке будем решать задачи, определяя свой рациональный путь.
Работа в группах
Первая группа тест (проверка с помощью компьютера)
- Выразить х через у х+3у=6
1) х=6-3у,
2) х=-6-3у,
3) х=6+3у - Выразить у через х 2х-у=3
1) у= 3-2х,
2) у =-3 +2х,
3) у=3+2х. - Решением системы уравнений является пара
1) (-40;-20)
2) (40, 20),
3) (40 -20) - Результат сложения уравнений х+5у =7, 3х-2у=4 равен
1) 4х-3у =11,
2) 4х+7у 11,
3) 4х+3у =11 - Графики прямых параллельны, то система имеет решение:
1) единственное,
2) много решений,
3) не имеет решений
2 группа
Задача В двух седьмых классах 67 учеников, причем в одном на три ученика больше, чем в другом. Сколько учеников в каждом классе?
3 группа
Решить систему уравнений
Работа с классом
Отряд туристов вышли в поход на 9 байдарках, часть из которых двухместные, а часть - трехместные. Сколько двухместных и сколько трехместных байдарок было в походе, если отряд состоит из 23 человек?
Минута психологической разгрузки
В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда ал-Хорезми. Он написал книгу, посвященную решению уравнений, которая называлась «Книга о восстановлении и противопоставлении.» Книга начинается с введения чисел, далее идет представление главной темы первого раздела книги- решения уравнений Все представленные уравнения являются линейными или квадратными и состоят из чисел, их квадратов и корней. Интересно отметить, что во всех книгах Аль-Хорезми, математические вычисления фиксируются исключительно при помощи слов,- ни один символ, таким образом, им не использовался Преобразование выполняется посредством двух операций- ал-джабр и ал- мукабала. Слово « ал-джабр» Ал-Хорезми употребляется в значении «восполнение» для обозначения процесса перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую термин « ал-мукалаба» означает « противопоставление» и используется для обозначения процесса сокращения равных членов в обеих частях уравнения. От слова «ал-джабр» возникло слово « алгебра»
В развитии алгебры как науки большую роль сыграла книга английского физика и математика Исаака Ньютона «Всеобщая арифметика» изданная в1707 году. В предисловии к своей книге он писал, что алгебраическим путем решаются очень трудные задачи, решение которых было бы тщетно искать при помощи одной арифметики»
В своей «Всеобщей арифметике» Ньютон называет буквы, знаки действий, алгебраические выражения и уравнения языком алгебры. Ньютон оказал огромное влияние на последующее развитие алгебры. После него авторы учебников уже рассматривали алгебру как общую арифметическую дисциплину, математики занимающуюся изучением и дальнейшим развитием численных методов решения алгебраических уравнений.
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным»
Задача
Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома,
Их хозяин поклажей большой нагрузил,
Долго-долго тащились дорогой знакомой,
из последней уже выбиваяся сил.
«Тяжело мне идти» - лошадь громко стенала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало)
«Неужели, скажи, я похож на осла?
Может, я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь: я мешок у тебя забираю,
И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул»
Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
Заполнить таблицу
две неизвестные величины |
было |
когда мул забрал мешок стало |
когда мул отдал мешок стало |
поклажа, которую несла лошадь |
х |
х-1 |
х+1 |
поклажа, которую нес мул |
у |
у+1 |
у-1 |
1 уравнение |
2(х-1)=у+1 |
||
2 уравнение |
х+1=у-1 |
Решение
Придумайте задачу, которая описывает следующую систему уравнений с двумя неизвестными
Домашнее задание. Придумать или найти необычную задачу, которая решается с помощью системы уравнений, решить её и оформить все на альбомном листе.
Итог урока
На каких уроках вы уже встречались со словом система уравнений?
Физика – Международная система единиц.
Биология – система кровообращения человека.
Химия – периодическая система элементов Д.И.Менделеева
Русский язык – система частей речи, система гласных.
«Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение» Г.Гессе
Что сегодня на уроке вам понравилось?
Самооценка
|
вид работы |
оценка |
1 |
сделал тест |
|
2 |
правильно оформил и решил задачу № 1 |
|
3 |
заполнил таблицу к задаче № 2 |
|
4 |
составил систему уравнений |
|
5 |
решил систему |
|
6 |
активно работал на уроке |
|
|
вид работы |
оценка |
1 |
решил задачу предложенную группе |
|
2 |
правильно оформил и решил задачу № 1 |
|
3 |
заполнил таблицу к задаче № 2 |
|
4 |
составил систему уравнений |
|
5 |
решил систему |
|
6 |
активно работал на уроке |
|
|
вид работы |
оценка |
1 |
решил систему уравнений |
|
2 |
правильно оформил и решил задачу № 1 |
|
3 |
заполнил таблицу к задаче № 2 |
|
4 |
составил систему уравнений |
|
5 |
решил систему |
|
6 |
активно работал на уроке |
|
Выставление оценок.