Открытый урок. Тема: "Звук [ы], гласная буква ы"

Разделы: Начальная школа


ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение.
– Руки? (На месте – хором)
– Ноги?
– Локти?
– Спина? (Прямая).

II. Настрой на работу

– Урок начнем с отгадывания загадок.

1. Он на вид совсем обычный:
Он высокий, он кирпичный,
Много окон и дверей,
Много в нем живет людей,
В нем аптека, гастроном,
Догадались? Это …  (дом).

– Сколько в этом слове слогов? Почему? Проверим. Какой гласный звук в этом слове?

– Напечатайте эту гласную на доске.    О

2. Рыжая плутовка
Пришла из лесу
Кур посчитать.  (Лиса)

– Сколько в этом слове слогов? Почему? Проверим. Какие гласные в этом слове?   И  А

3. Я мохнатый,
Я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, над заводом,
Над костром и пароходом,
Но нигде, нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)

– Сколько слогов? Почему? Проверим. Напечатайте.    Ы

III. Постановка целей урока

– Ребята, с какой гласной мы еще не знакомились? Правильно, сегодня на уроке мы будем учиться читать слоги и слова с буквой ы, узнаем какую работу выполняет гласный звук [ы], а также повторим деление слов на слоги.
– У вас на партах лежат конверты, в них различные элементы букв, составьте в парах букву ы.
– Из каких элементов состоит буква ы?
– Откройте «Азбуку», правильно выложили букву? Проведите пальчиком по ней, постарайтесь запомнить ее начертание.

IV. Чтение слогов

– В домике Томика или Темика поселятся слоги 1 столбика? 2ст.? 3 ст.? 4 ст.? Почему?  (Смотри Приложение 1.)

Ответ учащегося: Слоги 1, 3, 4 столбиков отправятся в гости к Томику, а слоги 2 столбика отправятся в гости к Темику.
– Чем отличается гласный звук [ы] от гласных [а], [о], [и]?

Вывод: гласный звук [ы]  выполняет только две работы, остальные представленные гласные могут выполнять или две работы, или одну работу.

Физкультминутка

V. Игра «Хлопки»

– Хлопаем в том случае, если в слове есть звук [ы].

Зебра, мышь, слоны, кит, сыч, комар, лев, пингвины, попугай, кенгуру, обезьяны, клесты.

– Как можно назвать одним словом? (животные).

VI. Работа по учебнику

– Рассмотрим, что нарисовано на кубиках. Называем слово, делим на слоги, выделяем звук [ы], обозначаем его буквой, ставим в слове ударение.
– Выполним звуко-буквенный анализ слова дыни.

VII. Чтение слов в столбиках

Лексическое значение слова пороги.

– По какому признаку составлены пары слов? (Один – много)
Вывод: в русском языке чаще всего в словах-названиях предметов  на конце слова слышится звук [ы] и пишется буква ы.

VIII. «Догадайтесь»

– Какое слово «спряталось»?

Р А Т И П
3 4  5  2  1

Один – пират, а много – ? пираты.

IХ. Печатание слов  тигр, тигры.

– Составьте предложение по рисунку.

Тигры выступают в цирке.

– Выполните схему предложения.

Х. Итог урока.

– Какой гласный звук научились обозначать на письме?
– Сколько работ можно выполнять звук [ы]?