Задачи:
- изучение основ экологической культуры;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- выставка экологической литературы;
- выставка детских работ (рисунков животных и сочинений),
- Красная книга;
- мультимедийный проектор;
- экологические плакаты.
Высвечивается слайд на экране.
Эпиграф:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Мероприятию предшествовала большая,
совместная работа учащихся и учителя.
Были подготовлены рисунки животных, сочинения о
своих домашних любимцах, экологические плакаты.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим экологическое мероприятие, посвященное охране природы. И начать его хотелось бы следующими строками.
Звучит музыка.
Леса топорщатся, степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!..
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Не уж-то внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?
Тихо звучит музыка. Показывают слайды красивых природных мест родного края.
Ведущие:
1. Добрый день ребята! Сегодня всех нас собрала очень важная тема охрана природы. Мы отправляемся с вами в путешествие по следам Красной книги.
2. Земля у нас только одна… Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия в нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычно, но не беспредельно. В случае поломки пересесть нам будет не на что.
3. Ни лес, ни река, ни луга не могут сами
позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни
птицы, ни насекомые, ни звери.
С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу
или на берегу мусор – уберите его, закопайте в
землю.
4. Берегите птиц, насекомых, муравьев… Первое, с чего начнешь дружбу с природой, будет то, что ты не принесешь ей вреда.
Учитель: Ребята! Что бы нам продолжить путешествие необходимо отгадать загадки.
1. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя
Скажите, быстро, кто же я? (Олень)2. Быстрых зайцев ловит ловко
Кур ворует со двора,
И мышами поживиться
Любит шустрая … (лиса).3. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это …. (лось).4. Огромная кошка мелькнет за стволами.
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь).5. У птицы клюв не прост –
Он сложен в перекрест. (Клест)6. Перепончатые лапки-то ли лапки, то ли тапки.
Сам он – крупный, белый, рыболов умелый. (Альбатрос)7. На ноге браслетка, а на ней заметка. (Кольцевание)
8. На дворе мороз трещит,
Под сугробом шуба спит
Беззаботно до весны
И о меде смотрит сны.
Стоит солнышку пригреть –
И пробудится …. (медведь).9. У лошадки рубашка –
Матросская тельняшка.
Хотя на море не была
И сухопутною была. (Зебра)
Ведущий 1. Продолжаем путешествие. Красная книга! Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. К сожаленью, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а как правило, стремятся сорвать их для букета. Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы ее щедрость оборачивалась разорением. За последние годы некогда широко распространенные растения и животные стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Вот в красную книгу и занесены списки редких и исчезающих растений и животных.
Ведущий 2. Красная книга – это не закон об охране животных и растений… Это программа деятельности. Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности.
Ведущий 3.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
– Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений.
(Показывают слайды редких растений.)
Ведущий 4. Купавка, василек, пион тонколистный, степной тюльпан… Например, степной тюльпан – Шренка. Этот цветок появляется одним из первых, сразу из-под снега, и поэтому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов так мало.
Ведущий 1.
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок,
Но сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку.
Ведущий 2. Ветреница, гвоздика, кувшинка, лилия, ландыш…
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
И он тихонько зазвенит.
Ведущий 3.
Чтоб сохранить красу родной земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник – первоцвет.
Красная книга – книга тревоги.
Знай, все растения в ней – недотроги.
Рвать не нужно их друзья!
Охраняйте их друзья.
Ведущий 1. Ребята! Давайте сформулируем правила поведения в природе. От каждого класса откомандируйте по одному человеку для составления правил поведения в природе. А вашему вниманию предлагается мини-викторина, пока ребята будут работать.
Мини-викторина.
1. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшейся благоуханной чашей.
О каком цветке идет речь? (О розе)
2. В России этого жучка издавна называли
«Солнышко». Он красненький и кругленький, очень
добродушный и безобидный, – никому не опасен
кроме тли.
О каком насекомом идет речь?
3. Этот цветок получил свое название от древнегальского слова « ли-ли», что означает «белый – белый. Как сейчас называется этот цветок? (Лилия)
4. Какие организмы поглощают углекислый газ и выделяют кислород? (Растения)
5. Какие вы знаете лекарственные растения? (Одуванчик, ромашка, крапива, подорожник…)
6. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)
7. Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя мне дала
Родная землица. (Земляника)
8. Стоят в поле сестрички –
Желтые глазки,
Белые реснички. (Ромашка)
9. Кувшинки и блюдца
Не тонут и не бьются
Это водяная … (лилия).
10. Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего. (Одуванчик)
11. Это растение называют «кормильцем Востока» Что это за растение? (Это рис – древнейший культурный злак, который выращивают жители юго-восточной Азии с 2800 г. до н.э.)
12. Есть на земле растения-хищники, которые питаются насекомыми? (Есть. Например, росянка – насекомоядное растение.)
Ведущий 1: А теперь послушаем правила поведения в природе, которые составили юные экологи.
Выходят, юные экологи, и читают правила поведения в природе. Идет обсуждение и выпуск экологической листовки.
Ведущий 2: Закончить наше путешествие хотелось бы стихотворением М.Дудина:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
На этом мероприятие заканчивается.