Цели:
- Познакомить с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел. Познакомить с кодированием информации.
- Закрепить знания нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память и внимание.
- Расширять познания учащихся об окружающем нас информационном мире.
Оборудование: Плакаты с изображением различных способов кодирования. Прикладная программа “Римская система счисления”.
Ход урока
- Организационный момент
- МАТЕМАТИКА. Актуализация знаний.
- Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа!
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело скорей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
- Прочитать числа: 2 348 697 864; 383 635 999 875; 6 700 000; 63 059 000 005.
- Найти значение выражения:
(17 + 43) : 2 – 9 * 8 : 4 + 70 : (7 + 7) = 30 – 18 + 5 = 17
96 : 2 : 12 + 15 * (78 : 13) - (33 + 54) : 3 = 4 + 90 – 30 = 64
- Решить “цепочки”. Восстановить слово.
+14 -15 +12И
+26 -22 -1 Л
+24 -17 +5 С
+9 -25 -3 О
+26 +3 +1 Ч
- Расположите ответы в порядке убывания, подставьте соответствующие буквы. Какое слово получилось? (ЧИСЛО)
- Что называют числом? (Это величина, при помощи которой производится счёт)
- Какие бывают числа? (Однозначные, многозначные, чётные, нечётные и т. д.)
- А что такое цифра? (Это знак, обозначающий число)
- ИНФОРМАТИКА. Знакомство с различными способами кодирования.
- Что вы делали, выполняя предыдущее задание? (Угадывала, разгадывали, расшифровывали…)
- Что значить зашифровать информацию? В жизни мы очень часто сталкиваемся с закодированной информацией. Как вы думаете, какая это информация? Совершенно верно.
- Закодированная информация – это такая информация, которая передаётся в виде условных знаков – кодов.
- Что такое код по вашему мнению? (Компактная замена слов для хранения или передачи информации)
- Где в жизни мы можем встретиться с закодированной информацией?
- ноты;
- буквы;
- дорожные знаки, знаки светофора;
- топографические знаки;
- знаки для оформления календаря погоды;
- флажковая азбука и многие другие.
ФИЗМИНУТКА
Так что же такое кодирование? (Преобразование информации с помощью некоторого кода). Сегодня мы познакомимся с некоторыми старинными способами кодирования числовой информации.
- узелковое письмо (древние инки и китайцы)
- В старину на Руси широко применялась своя народная система нумерации. По такой системе сборщики податей вели свои записи:
- 10 рублей | |
|
- 1 рубль |
х |
- 10 копеек |
I |
- 1 копейка |
- МАТЕМАТИКА. Знакомство с приёмами сложения и вычитания многозначных чисел.
- Пользуемся ли мы на математике специальными знаками?
- Когда мы начали знакомиться с двузначными и многозначными числами, как обозначали единицы, десятки и сотни? (ТОЧКА, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ).
- Зачем нужно знать разряды?
- Какие правила мы используем при записи выражений на сложение и вычитание?
- Какие правила нужно знать, чтобы правильно складывать и вычитать числа?
- Решение примеров:
324.200 + 43.543 =
40.876 + 5.017 =
76.549 + 4.002 =
26.348 + 91.570 =
5.241 + 4.732 =
- Какими числами мы пользуемся сейчас? (арабскими: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
- Итог этапа урока. Д/з: стр.74,№ 3,4,5.
- ИНФОРМАТИКА.
Из всех старинных нумераций, пожалуй, только римская до сих пор и применяется довольно широко. Как вы думаете, в каких случаях? (Век, главы в книгах). Для изображения чисел в римской нумерации используется семь основных знаков:
I | V | X | L | C | D | M |
1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
- Как вы видите, в римской нумерации нет знака для обозначения нуля. Каждый знак нельзя использовать более трёх раз.
- Назовите класс единиц в первом слагаемом: 5241+4732=9973 (214)
- Сколько в нём десятков? 41 – XLI (знак стоящий слева от знака большего числа вычитается от большего числа).
- Назовите класс единиц суммы: 973.
- Сколько в нём десятков? 97 – XCVII (знак стоящий справа от знака большего числа прибавляется к большему числу).
- Д/з: стр. 35
ФИЗМИНУТКА
Работа с прикладной программой “Римская система счисления”
- Итог урока.