Цель урока: Рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.
Задачи урока:
- Образовательные
- Способствовать овладению знаниями по теме “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”;
- Установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
- Учиться решать качественные задачи.
- Развивающие
Развивать:
- наблюдательность, самостоятельность;
- логическое мышление
- умение применять знания теории на практике;
- содействовать развитию речи, мышления
- Воспитательные:
- Формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
- Формировать положительное отношение к предмету
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный
Комплексно-методическое обеспечение: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, авторская презентация, образцы кристаллов, тестовые задания.
Межпредметные связи:
- химия
- информатика
Ход урока
На экране: Презентация (приложение 1)
- Организационный этап
Учитель: Здравствуйте. Ещё Наполеон I говорил: “Воображение правит миром”. А Демокрит утверждал, что “Ничего не существует кроме атомов”.
- Этап постановки целей и задач урока.
Согласитесь! Мир удивителен и многообразен. Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.
Русский поэт Фёдор Иванович Тютчев писал.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Но со временем человек стал понимать, что именно закон стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями, которыми управляет закон, и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
- Если открыть флакон с духами, то …;
- Если нагреть лед, то …;
- Если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
- Если капнуть каплю масла на воду, то …;
- Если опустить термометр в горячую воду, то …
Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, полученными ранее. Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?
Ученик: Только кажутся.
Учитель: Тогда скажите, из чего состоят все вещества?
Ученик: Из молекул или атомов
Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет? Докажите.
Ученик: Нет. Они имеют разные химические соединения.
Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?
Ученик: Да.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде
Учитель: Вот, ребята, мы и подошли к теме нашего урока. Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока: “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”.
(Слайд 2).
В мире нет двух совершенно одинаковых предметов. Невозможно найти две одинаковые песчинки в горе песка или два одинаковых листика на дереве, а вот молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы. Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H2O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула - H2O.
Тогда возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?
Вот на этот вопрос нам с вами и предстоит ответить сегодня на уроке. (Слайд 3)
Различают четыре агрегатных состояния вещества:
- Твёрдое
- Жидкое
- Газообразное
- Плазменное
Сегодня мы поговорим о трёх из них. Прежде познакомимся с понятием – фазовый переход. (Слайд 4)
Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (плотность, внутренняя энергия)
Реализация агрегатного состояния вещества зависит от соотношения кинетической и потенциальной энергии молекул, входящих в его состав.
- Этап объяснения нового материала
Перед вами на столах лежат опорные конспекты. (Приложение 3). Что символизирует каждый рисунок? (Разные агрегатные состояния)
Облачко – газообразное состояние вещества, бутылка – жидкое, кубик – твёрдое состояние. Поэтапно разберём строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Выводы запишем в тетрадях.
- ГАЗЫ (Слайд 6, 10)
Расстояние между атомами или молекулами в газах в среднем во много раз больше размеров самих молекул. Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но молекулы не сдавливают друг друга. Молекулы движутся с огромными скоростями — сотни метров в секунду. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга. Поэтому газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема.
Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.
- ЖИДКОСТИ (Слайд 11, 14)
Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу, поэтому молекула жидкости ведет себя иначе, чем молекула газа. Зажатая, как в “клетке”, другими молекулами, она совершает “бег на месте” (колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами). Лишь время от времени она совершает “ прыжок”, прорываясь сквозь “прутья клетки”, но тут же попадает в новую клетку, образованную новыми соседями. Время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время колебаний около одного определенного положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10-11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10-12—10-13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.
Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке изменить объем жидкости (даже на малую величину) начинается деформация самих молекул, для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.
Как известно, жидкости текучи, т. е. не сохраняют своей формы, они принимают форму сосуда.
Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей. (Приложение 5)
ДВА ВИДЕОСЮЖЕТА
- ТВЁРДЫЕ ТЕЛА. (Слайд 15)
Атомы или молекулы твердых тел в отличие от атомов и молекул жидкостей колеблются около определенных положений равновесия. Правда, иногда молекулы меняют положение равновесия, но происходит это редко. Вот почему твердые тела сохраняют не только объем, но и форму.
Есть еще одно важное различие между жидкостями и твердыми телами.
Жидкость можно сравнить с толпой людей, где отдельные индивидуумы беспокойно толкутся на месте, а твердое тело подобно стройной когорте тех же индивидуумов, которые хотя и не стоят по стойке смирно, но выдерживают между собой в среднем определенные интервалы. Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твердого тела, то получится правильная пространственная решетка, называемая кристаллической.
На рисунках изображены кристаллические решетки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам.
Итак, пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос: от чего зависит, что одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?
Ответы учащихся: От расстояния между частицами, от сил взаимодействия, т.е от того, как расположены молекулы, как они движутся и как взаимодействуют друг с другом.
- Этап закрепления пройденного материала. Игра “Что за состояние?”
Оценку “5” получает учащийся, набравший наибольшее количество баллов.
- Этап проверки полученных на уроке знаний. Тест. (Приложение 4)
- Заключительный этап.
А теперь давайте подведем итоги нашей работы на сегодняшнем уроке. Что нового узнали на уроке? Какие оценки получили.
- Домашнее задание: § 62, ответить на вопросы после параграфа, заполнить таблицу. (Слайд 38)
Учитель:
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Литература:
- Г.В. Маркина, издательство Учитель” г. Волгоград, 97
- В.А. Волков, Москва “Вако” , 2006 В помощь школьному учителю
- Интернет-ресурсы
- Г.Я. Мякишев, физика, Москва -2007.
- CD “ Электронные уроки и тесты”