Цели и задачи мероприятия:
- развитие познавательного интереса, логического мышления и творческой активности учащихся;
- развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
- развитие навыков числового конструирования;
- повторение и закрепление пройденного материала;
- воспитание уважения к сопернику, воли к победе, находчивости умение работать в команде;
- формирование навыков работы с информацией и компьютером.
Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями.
Подготовительный этап: Класс делится на две группы по 8 человек. В игре задействован один помощник из учеников. Ведущий – учитель. Три человека – жюри (учащиеся), ведут учет очков команд по каждому конкурсу, при этом выполняют задания для каждой команды.
К началу игры нужно подготовить задания, требующие не более 2-3 минуты на обдумывание.
Структура мероприятия:
- Организация начала мероприятия.
- Представление команд. Отправка.
- Преодоление препятствий.
- 1 препятствие. Что получится?
- 2 препятствие. Лес загадок.
- 3 препятствие. Болото двузначных чисел.
- 4 препятствие. Река числовой информации.
- 5 препятствие. Долина порядковых номеров.
- 6 препятствие. Горы информационных задач.
- Подведение итогов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову числовой информации. Вам предлагается изучить этот остров и определить лучшую команду исследователей. Путешествовать мы будем двумя командами. Ваша задача, преодолев все препятствия первыми добраться до конечного пункта. Итак, нам надо снарядить две команды по 8 человек, выбрать капитана и придумать название ваших команд.
Представление команд.
Ведущий: Но учтите, путешествие у вас будет необычно, а виртуальное. То есть наши тела будут находиться здесь в кабинете информатики, а разум отправится исследовать неизвестный остров. Добираться до острова числовой информации мы будем на следующем транспорте.
1 препятствие. Что получится?
В тетради в клеточку нарисуйте фигуру, следуя данному алгоритму (Приложение 1). Ученики, следуя данному алгоритму, выполняют задание. После выполнения задания работы передаются жюри для оценки. (Ответ: вертолёт)
Ведущий: Молодцы ребята! Мы определились с транспортным средством, и наступило время рассмотреть карту острова числовой информации, где отмечены все препятствия, которые нам с вами нужно будет преодолеть (Приложение 2).
Дети рассматривают карту острова (2-3 минуты).
Ведущий: Существует десять цифр, с помощью которых записывают числа.
2 препятствие. Лес загадок.
Отгадайте загадки о цифрах (Приложение 3). Отгадки подписываются карандашом на листах загадок. После выполнения задания работы передаются жюри для оценки.
Ведущий: Молодцы ребята! Вы правильно отгадали загадки. А перед нами новое испытание. Цифры – это знаки, с помощью которых записываются числа на бумаге. Числа бывают однозначные, двузначные и многозначные.
3 препятствие. Болото двузначных чисел.
Составьте всевозможные двузначные числа (разные) из цифр 1, 2 и 3. Сколько всего таких двузначных чисел можно составить?
Карточки с ответами передаются жюри для оценки. Ответ: 11, 12, 13, 21, 22, 23, 31, 32, 33 (девять)
Ведущий: Ребята пока члены жюри подводят итоги 3 конкурсов, я предлагаю вам поиграть в игру “Карлики - Великаны” (физпауза).
По команде “Карлики” дети приседают, по команде “Великаны” - встают. Учитель выполняет вместе с учениками все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Ведущий: Предоставляем слово жюри.
Жюри сообщает итоги трёх конкурсов.
Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие и перед нами новое препятствие.
4 препятствие. Река числовой информации.
Числом можно обозначить количество предметов, ещё говорят – число предметов. Вам необходимо представить количество предметов словом и числом (Приложение 4).
Ведущий: Молодцы! Вы достойно справились с заданием, и мы продолжаем наше путешествие. Перед нами долина порядковых номеров.
5 препятствие. Долина порядковых номеров. (Приложение 5)
Ведущий: Ребята, мы с вами добрались до последнего самого сложного препятствия.
6 препятствие. Горы информационных задач.
Ведущий: Перед тем как приступить к выполнению задания отгадайте загадку и ответьте на вопрос, – о каком устройстве идёт речь?
Напишу и сосчитаю,
И ошибку укажу,
Я и музыку сыграю,
И картинку покажу...
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал! (Компьютер)
Молодцы! Как вы уже догадались, выполняя следующее задание, мы будем работать на компьютере. Но сначала давайте повторим правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Дети по одному проговаривают правила ТБ.
Ребята, преодолеть последнее препятствие вы можете, выполнив задания к параграфу пятнадцать, электронного пособия “Информатика 2 класс”. Семь учащихся из каждой команды занимают место за компьютерами (по одному за каждым компьютером), и выполняют по одному заданию из семи заданий электронного пособия. Капитан команды следит за выполнением задания и оказывает необходимую помощь.
Жюри оценивает правильность выполненного задания.
Ведущий: Молодцы ребята! Вы преодолели последнее испытание и прибыли к началу нашего путешествия. Пока члены жюри совещаются и подводят итоги, я предлагаю вам поиграть в игру “Бывает – не бывает” (физпауза). Дети встают в круг. Учитель – в центре круга.
Учитель называет предметы с их признаками. Если эти признаки бывают у предмета - ученики присаживаются на корточки, и стоят, если их не бывает. Например: сладкий лимон, зелёное солнце, чёрный виноград, белый котёнок, деревянная ложка, синий крокодил и так далее.
Ведущий: Участники команд займите свои места. Слово для подведения итогов нашего путешествия предоставляется членам жюри.
Жюри подводят итоги, объявляют лучшую команду исследователей. Награждают участников игры.
Список используемой литературы
- Н.Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова Информатика Учебник для второго класса Москва Бином Лаборатория знаний 2006
- Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак, Информатика Рабочая тетрадь для второго класса Москва Бином Лаборатория знаний 2006
- Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак, Информатика Обучение информатике во втором классе Методическое пособие Москва Бином Лаборатория знаний 2004
- А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина, Л.Л. Лобачева, Т.Ю. Спиридонова, Н.И. Суворова Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя Москва Баласс 2001