Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).
Метод обучения: системно-деятельностный.
Уровень подготовленности класса: высокий.
Образовательные цели:
- Повторить способ образования глаголов в форме повелительного наклонения.
- Уметь сопоставлять омофоны: формы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и формы повелительного наклонения.
- Знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
- Готовить к решению тестовых заданий ЕГЭ.
Развивающие цели:
- Развивать речевой слух.
- Формировать понимание связанности языковых явлений.
- Развивать логическое мышление, речь учащихся.
Воспитательные цели:
- Воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
- Формировать школьника как грамотную личность.
- Развивать интеллект учащегося.
Оборудование:
- Русский язык. Теория. 5-9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2005.
- Русский язык: Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.К. Лидман - Орловой. - М.: Дрофа, 2006 .
- Карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических умений).
- Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
- Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).
- Буклет (экономит время на уроке при получении новой информации; содержит материал для проверки знаний учащихся; приучает к компьютерному оформлению текстов).
Ход урока
- Организационный момент.
На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
- Закрепление и проверка
Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными. Роль повелителя глаголов выполняет ученик...
- Задание:
- Решить (II спр.) - они решат - реши - решите
- Решать (I спр.) - они решают — решай - решайте
- Улыбаться (I спр.) - они улыбаются - улыбайся - улыбайтесь
- Улыбнуться (1 спр.) - они улыбнутся - улыбнись - улыбнитесь
- Ехать (не образуется)
(Вывешивается плакат): Запомните!
От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.
- Поехать - поезжай — поезжайте
- Ездить — езди - ездите
- Устная работа по исправлению ошибок в речи.
У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.
Исправим ошибки ребят.
- Нарисовай мне барбоса
- Отскорлупай мне яйцо.
- Спей мне песню о глупом мышонке.
- Замолоточь этот гвоздик.
- Почесай меня.
- Повторное формулирование выводов по теме “Образование глаголов в форме повелительного наклонения”. Проверка усвоения теоретических сведений (домашнее задание).
- Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.
Выполнение аналитико-синтетических упражнений. (Четыре человека работают у доски по карточкам, а остальные - в группах по четыре человека).
- Задание для группы. Даны разделенные на смысловые части пословицы и поговорки, которые надо будет, будет, во-первых, собрать воедино, во-вторых, сделать вывод о значении глаголов в повелительном наклонении. Выполнившие задания у доски, присоединяются к остальным. (См. приложение № 1)
- Индивидуальные задания.
- Карточка № 1
С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?
Ответ. Омонимия, перед нами омоформы.
- Карточка № 2
Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?
Ответ. Омонимия, перед нами омографы.
- Карточка № 3
Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка слог - ка отделить дефисом?
Ответ. Получится повелительное наклонение глагола. Слог КА смягчает приказ. Такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.
- Карточка № 4
Вставьте пропущенные буквы.
Ребята, пиш...те быстро!
Когда напиш...те, сдадите тетради.
- Какое явление мы наблюдаем?
Ответ. Это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.
- Проверка домашнего задания (упр. 195).
Ваше домашнее задание также включало в себя явление омонимии. Докажите это.
Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.
- Выполняем аналогичное задание, только в форме теста ЕГЭ. (Карточка у каждого на столе).
В каком глаголе пишется –и-?
- Вынес…те, пожалуйста, мусор.
- Когда вынес…те, можете быть свободны.
- Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
- Как только выбер…те, я продам.
Ответ: 1
- Информационная справка из истории слова.
Как вы заметили, в первом предложении теста есть слово пожалуйста. Оказывается, пожалуй имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста -. Вот от двух слов, существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.
Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?
- Углубление понимания синтаксической роли глаголов повелительного наклонения в предложении
- Графический диктант.
Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.
Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.
- Запишем предложение.
Пусть ребята идут на тренировку.
Чтобы правильно произвести синтаксический разбор данного предложения, прочитаем на странице 130 “Теории” последний абзац (параграф 94).
Произведём синтаксический разбор нашего предложения.
Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.
- Выполняем упражнение № 200.
Вывод: Если приказ или просьба обращены не к 1-му и 2-му лицу, а к 3 лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да, которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. В таких предложениях всегда есть подлежащее.
- Подведение итогов урока.
Самостоятельное формулирование учащимися вывода о роли глаголов повелительного наклонения в предложении.
Каждому ученику выдается информационный буклет с заданием. (См. приложение № 2.)
Информационная справка из буклета отрывается и вклеивается в опорный конспект, а в текстах надо найти глаголы, в которых просьба, приказ направлены к 3-му лицу. Ответы на вопросы буклета сдать.
Домашнее задание: § 94, упражнение 202, рабочая тетрадь