“Гусли”
Программное содержание:
- Познакомить детей с историей возникновения народного музыкального инструмента - гусли.
- Расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке.
- Развитие слухового и зрительного внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
- Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально-хоровые умения и навыки).
- Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки.
- Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре.
Предварительная работа:
Дети слушают в аудио записи музыкальную постановку по Новгородской былине "Садко и Морской царь" и опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко".
Ход занятия
Дети заходят в зал, здороваются.
Муз.рук.: Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Посмотрите, сегодня у нас в зале выставка музыкальных инструментов, пройдите по выставке и посмотрите. (Под музыку А.Рубинштейна "Мелодия", дети рассматривают рисунки).
Рисунок 1
Муз. рук.: С давних времен люди слушают музыку, а музыка, как известно, исполняется на музыкальных инструментах. Вот сейчас выберите и назовите знакомые для вас музыкальные инструменты.
Ответ детей.
Муз. рук.: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Он играет на баяне,
На рояле, на гитаре.
Он известнейший талант
Кто же это?
Дети: Музыкант!
Воспитатель: Мы с вами будем музыкантами, давайте посмотрим, как умеют играть наши маленькие помощники-пальцы на инструментах.
Дети исполняют:
Мы пришли и встали, и на дудке заиграли.
Ду-ду-ду… (Шагают на месте. Имитация игры на дудке.)
Мы пришли и встали, на барабане заиграли.
Тра-та-та … (Шагают на месте имитация игры на барабане.)
Мы пришли и встали на балалайке заиграли.
Ля-ля-ля… (Шагают на месте. Имитация игры на балалайке.)
Мы пришли и встали, на гармошке заиграли.
Ти-ли, ти-ли, ти-ли… (Шагают на месте. Имитация игры на гармошке.)
Муз. рук.: Молодцы ребята! А сейчас подойдите все ко мне. (Дети встают полукругом возле фортепиано)
Муз. рук.: Теперь мы разбудим наш голосок и споём попевку “Музыкант”
Попевка: “Музыкант”
Муз. рук: На прошлых занятиях мы с вами разучили песню композитора В.Семёнова. Как она называется?
Ответ детей.
Муз. рук : Я предлагаю её сейчас спеть. Как мы её будем исполнять?
Ответ детей.
Песня: “Маленькие музыканты” муз. В.Семёнова
(Дети садятся)
Муз. рук.: Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался - звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему то ускоряя, то замедляя темп: бум, бум, бум! Бум, бум! И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, в наше время существует великое множество разнообразных музыкальных инструментов. Но я расскажу вам про старинный, русский инструмент-гусли.
Звончатые гусли - самые давние и самые простые. Самыми первыми исполнителями на гуслях были скоморохи. Кто такие скоморохи?
Рисунок 2
Ответ детей.
(Стук в дверь, входит скоморох в руках у него гусли)
Муз. рук.: А вот и сам скоморох пожаловал, с гусельками звончатыми.
Скоморох:
Здравствуйте ребята!
Я весёлый удалой,
В гости к вам принёс с собой
Гусли звонкие, яровчатые.
Муз.рук.: Покажи нам скоморох как ты на гуслях играешь?
Скоморох: Я ставлю гусли на колени, и поочерёдно защипываю струны пальцами. (Играет на гуслях р.н.м. “Во саду ли в огороде”.) Я хожу на праздники, ярмарки, веселю народ, на гуслях играю.
Муз. Рук: В далёкие времена так же на праздники приходили певцы-гусляры.
Рисунок 3
Они пели сложенные ими былины о героических подвигах русских богатырей, аккомпанируя себе на гуслях. Некоторые из этих былин дошли до нашего времени. Одна из них вам уже знакома. Называется она “Садко”. Кто такой Садко?
Ответ детей.
Муз.рук.: Садко был гусляром и мореплавателем, он мечтал о счастье всех людей, поэтому отправился искать птицу счастья в далёкое морское путешествие. А великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу, которую тоже назвал “Садко”. А сейчас мы с вами посмотрим и послушаем песню Садко из музыкальной сказки “Садко”.
Отрывок из видео фильма “Садко”
Песня: “Ой, ты тёмная дубравушка”
Муз.рук.: Какое впечатление произвела на вас эта песня? Какое настроение у этой песни (протяжная, задумчивая, тоскливая, напевная)? Почему грустное настроение? А настроение грустное, печальное потому, что Садко поёт её в дали от родного дома. Композитору Римскому-Корсакову очень близко такое настроение, потому, что ещё до того, как стать композитором, он так же был мореплавателем, и по долгу службы, ему часто приходилось быть в разлуке со своими близкими. А сейчас я вам сыграю музыку, которая называется Гусли” композитора В.Витлина. Послушайте, как композитор передал звучание гусель на фортепиано.
“Гусли” Муз. В.Витлина
Муз. рук.: Похожа мелодия на звучание гусель? Музыка какая по характеру (лёгкая, переливчатая, звонкая)? Мы послушали с вами песню Садко. Кто её композитор? А музыку Гусли кто написал? Кто запомнил имя композитора? Давайте сравним их. Похожи ли они по своему звучанию, настроению? Мне тоже кажется, что эта музыка передаёт одни и те же чувства грусти и печали. Сегодня я для вас приготовила гусли и вы будете гуслярами.
(Воспитатель раздаёт плоскостные гусли детям).
Рисунок 4
Покажите, как вы будете играть на гуслях? А сейчас я буду играть на фортепиано, а вы на гуслях. (Повторяется музыка В.Витлина “Гусли”)
Муз.рук.: (к скомороху) Тебе, Скоморох, понравилось, как играли дети?
Скоморох: Я заслушался. Какая прекрасная музыка, какие волшебные звуки!
Воспитатель: А я, ребята, хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется “Гусляр”.
Скоморох: А меня, ребята, вы научите играть?
Ответ детей.
Игра: “Гусляр” русская народная мелодия “Калинка”
(Дети стоят по кругу и передают гусли друг другу. По окончании музыки, у кого в руках гусли, тот и гусляр. Ребёнок выходит в круг, играет на гуслях. Все дети выполняют знакомые танцевальные движения).
Рисунок 5
Муз.рук.: Ребята, наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось на нашем занятии? А сейчас я прощаюсь с вами, до свидания!
(Под музыку дети выходят из зала).
Рисунок 6
Средства и материал:
- Аудио запись "Садко” - музыкальная постановка по Новгородской былине "Садко и Морской царь" и опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко".
- "Гусли" муз. В.Витлина (музыка в детском саду, выпуск 3, издательство "Музыка" Москва, 1983).
- "Калинка" р.н.п. Самоучитель игры на фортепиано. Л.В. Мохель, О.П. Зимина. Музыкальное издательство Москва,1957.
- "Мелодия" А.Рубинштейн. Самоучитель игры на фортепиано. Москва, 1957.
- "Маленькие музыканты" В.Семёнов (Музыка в детском саду. Средняя группа. Москва. "Музыка", 1987).
- "Русская музыкальная литература" Э.Смирнова. (Москва, "Музыка",1985).
- "В мире музыкальных инструментов" С.Газарян. (Москва, "Просвещение", 1985).
- "Садко" видеофильм (Киностудия "Мосфильм", 1952).
- Портрет Н.А. Римского-Корсакова.