Факультативное занятие по курсу "Экология для младших школьников" по теме "Насекомые на службе леса"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать умения определять роль насекомых в жизни леса;
  • Расширить кругозор;
  • Развивать умения работать самостоятельно; внимание; логическое мышление;
  • Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Оборудование:

  • на доске иллюстрации насекомых, таблица с изображением насекомых “Найди спрятавшееся насекомое”, природные сообщества;
  • у детей карточки – опросники для проверки строения бабочки;
  • у учителя - указка с прикрепленным кузнечиком, контрольный лист самопроверки “Строение бабочки”

Ход занятия

  1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!

Проверьте все ли у вас готово к занятию.

  1. Введение в урок.

В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под землей, в воздухе, в воде и на ее поверхности. Кто же эти существа?

  • Посмотрите внимательно на эту таблицу и скажите, кто здесь изображен? (Комар, бабочка, птица, кузнечик)
  • Кто лишний? (Птица)
  • Почему? (Ответы детей)
  • Каких представителей животного мира больше? (Насекомых)
  • Почему они имеют название “насекомые”? (Имеют насечки на брюшке)
  • Что вы знаете о насекомых? (Насекомые приносят пользу человеку, лесу)
  1. Актуализация знаний
  • Давайте вспомним строение насекомого. Какое насекомое перед вами? (Бабочка)
  • Подпишите части строения насекомого (У каждого ребенка на столе лежит рисунок бабочки – дети подписывают части тела).
  • Проверка по контрольному листу. (Учитель вывешивает на доске аналогичную карточку, только с подписанными частями)
  1. Работа над темой.

Как вы уже поняли тема сегодняшнего занятия “Насекомые”. К концу занятия мы должны ответить на вопрос: “Какую роль в природе играют насекомые?

Для этого вы должны выполнить несколько заданий.

  • Рассмотрите внимательно эту цветочную поляну. Скажите, кто здесь спрятался? (Бабочка, шмель, кузнечик, муравей, стрекоза).
  • А почему их сразу трудно обнаружить? (Эти насекомые имеют окраску тех растений, на которых они обитают).
  • По-другому сказать имеют защитное приспособление. Для чего? (Для того, чтобы скрыться от других животных, хищников, которые поедают насекомых).

Давайте сделаем вывод: Какую роль играют насекомые в природе? (Служат пищей для других животных).

  1. Физминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.

Зарядка для глаз. На кончике указки прикреплен кузнечик. Учитель водит указкой в разные стороны, а дети следят за движением кузнечика.

  1. Работа над темой.

Так прыгал, прыгал и забрался на высокий куст. (Учитель прикрепляет его на куст).

Сидит Кузнечик, смотрит вниз – тени мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи. Бегут в разные стороны, а если встречаются, то усиками друг друга ощупывают.

  • Почему муравьи ощупывают друг друга усиками? (Они при помощи усов общаются).
  • Какую пользу для леса оказывают муравьи? (Они поедают погибших других насекомых, гусениц, также больных и слабых).

Вывод: значит, они являются санитарами леса.

  • А каких насекомых – санитаров леса еще знаете? (Жук-могильщик).

Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)

  • Почему пчелу называют домовитой хозяйкой? В чем заключаются её хлопоты?
  • Какую роль в природе играет пчела? (Опылитель)
  • А каких еще насекомых – опылителей вы знаете?
  1. Подведение итогов.

Рассмотрите иллюстрации.

Давайте подведем итог. Какую роль в природе играют все насекомые? (Санитары леса, служат пищей, опылители).

Ну и конечно насекомые – это природная красота, эстетическая ценность. Многие хотят иметь коллекцию насекомых у себя дома, уничтожая в больших количествах различных насекомых. Правильно поступают люди? (Ответы детей).

А что нужно сделать, чтобы сохранить разнообразие насекомых? (Охранять)

А вы хотите иметь у себя дома кого-либо из насекомых? Как можно это сделать? (Сфотографировать или нарисовать).

  1. Творческая работа.

Мы сейчас и займемся такой работой. Вырезаем по контуру, раскрашиваем, наклеиваем.

Я предлагаю вам несколько природных сообществ, выберите для своего насекомого.

Как вы поступите с готовой работой?

  1. Рефлексия.
  • Что сегодня интересного вы узнали на факультативном занятии?
  • Что понравилось? Что не понравилось?

За работу на уроке я приготовила вам небольшие сувениры (закладки о насекомых). Выберите себе понравившийся сувенир, остальные подарите гостям.

  1. Д/з. по выбору
  1. нарисовать насекомое и приготовить сообщение о нем
  2. составить кроссворд о насекомых