Цели:
- Формировать умения определять роль насекомых в жизни леса;
- Расширить кругозор;
- Развивать умения работать самостоятельно; внимание; логическое мышление;
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Оборудование:
- на доске иллюстрации насекомых, таблица с изображением насекомых “Найди спрятавшееся насекомое”, природные сообщества;
- у детей карточки – опросники для проверки строения бабочки;
- у учителя - указка с прикрепленным кузнечиком, контрольный лист самопроверки “Строение бабочки”
Ход занятия
- Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
Проверьте все ли у вас готово к занятию.
- Введение в урок.
В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под землей, в воздухе, в воде и на ее поверхности. Кто же эти существа?
- Посмотрите внимательно на эту таблицу и скажите, кто здесь изображен? (Комар, бабочка, птица, кузнечик)
- Кто лишний? (Птица)
- Почему? (Ответы детей)
- Каких представителей животного мира больше? (Насекомых)
- Почему они имеют название “насекомые”? (Имеют насечки на брюшке)
- Что вы знаете о насекомых? (Насекомые приносят пользу человеку, лесу)
- Актуализация знаний
- Давайте вспомним строение насекомого. Какое насекомое перед вами? (Бабочка)
- Подпишите части строения насекомого (У каждого ребенка на столе лежит рисунок бабочки – дети подписывают части тела).
- Проверка по контрольному листу. (Учитель вывешивает на доске аналогичную карточку, только с подписанными частями)
- Работа над темой.
Как вы уже поняли тема сегодняшнего занятия “Насекомые”. К концу занятия мы должны ответить на вопрос: “Какую роль в природе играют насекомые?
Для этого вы должны выполнить несколько заданий.
- Рассмотрите внимательно эту цветочную поляну. Скажите, кто здесь спрятался? (Бабочка, шмель, кузнечик, муравей, стрекоза).
- А почему их сразу трудно обнаружить? (Эти насекомые имеют окраску тех растений, на которых они обитают).
- По-другому сказать имеют защитное приспособление. Для чего? (Для того, чтобы скрыться от других животных, хищников, которые поедают насекомых).
Давайте сделаем вывод: Какую роль играют насекомые в природе? (Служат пищей для других животных).
- Физминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Зарядка для глаз. На кончике указки прикреплен кузнечик. Учитель водит указкой в разные стороны, а дети следят за движением кузнечика.
- Работа над темой.
Так прыгал, прыгал и забрался на высокий куст. (Учитель прикрепляет его на куст).
Сидит Кузнечик, смотрит вниз – тени мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи. Бегут в разные стороны, а если встречаются, то усиками друг друга ощупывают.
- Почему муравьи ощупывают друг друга усиками? (Они при помощи усов общаются).
- Какую пользу для леса оказывают муравьи? (Они поедают погибших других насекомых, гусениц, также больных и слабых).
Вывод: значит, они являются санитарами леса.
- А каких насекомых – санитаров леса еще знаете? (Жук-могильщик).
Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
- Почему пчелу называют домовитой хозяйкой? В чем заключаются её хлопоты?
- Какую роль в природе играет пчела? (Опылитель)
- А каких еще насекомых – опылителей вы знаете?
- Подведение итогов.
Рассмотрите иллюстрации.
Давайте подведем итог. Какую роль в природе играют все насекомые? (Санитары леса, служат пищей, опылители).
Ну и конечно насекомые – это природная красота, эстетическая ценность. Многие хотят иметь коллекцию насекомых у себя дома, уничтожая в больших количествах различных насекомых. Правильно поступают люди? (Ответы детей).
А что нужно сделать, чтобы сохранить разнообразие насекомых? (Охранять)
А вы хотите иметь у себя дома кого-либо из насекомых? Как можно это сделать? (Сфотографировать или нарисовать).
- Творческая работа.
Мы сейчас и займемся такой работой. Вырезаем по контуру, раскрашиваем, наклеиваем.
Я предлагаю вам несколько природных сообществ, выберите для своего насекомого.
Как вы поступите с готовой работой?
- Рефлексия.
- Что сегодня интересного вы узнали на факультативном занятии?
- Что понравилось? Что не понравилось?
За работу на уроке я приготовила вам небольшие сувениры (закладки о насекомых). Выберите себе понравившийся сувенир, остальные подарите гостям.
- Д/з. по выбору
- нарисовать насекомое и приготовить сообщение о нем
- составить кроссворд о насекомых