Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина.
Задачи:
- Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни.
- Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества, возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни.
Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина.
Предварительная подготовка: выпуск учащимися газеты “Наш земляк – Василий Шукшин”, знакомство с произведениями В.М. Шукшина, инсценирование эпизодов из произведений “Сапожки”, “Калина красная”, “Гришка Малюгин”, учащиеся готовят наизусть стихи о В.М. Шукшине.
Чтец:
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалось светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это Родина Шукшина.
В.Кондаков
Ведущие – учащиеся старших классов.
1-й ведущий: Василий Макарович Шукшин. Писатель. Автор романов и повестей, нескольких сборников рассказов, киносценариев и остропроблемных статей. Киноактер.
Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, статьям и, желая – пусть даже с опозданием – узнать его ближе, понять, о чем думал писатель, мечтал, что завещал своим творчеством.
2-й ведущий: Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье, человеческое призвание?
“В восемнадцать лет самая пора начать думать, ощущать в себе силу разум, нежность – и отдать все это людям. Кому же еще? Вот счастье, по-моему. Можно, конечно, принять восемнадцать лет, как дар Жизни, с удовольствием разменять их на мелочишку чувств, небольших, легко исполнимых желаний – так тоже можно, тоже будет. Что вспомнить, даже интересно будет…Только жалко. Ведь это единственный раз! Жизнь, как известно, один раз дается и летит чудовищно скоро – не успеешь оглянуться, уже сорок…
Вернуться нельзя! Можно не пропустить…”.
1-й ведущий: Но нужно все же всмотреться в жизненный путь замечательного художника Василия Макаровича Шукшина, чтобы понять, как пронзительно искренние его слова, завещанные молодежи и имел на них право. Потому что завоевал всей прожитой жизнью, опытом творчества, всем своим трудом. Проживший всего сорок четыре года, Шукшин оставил большое творческое наследие в литературе и кинематографе, его заслуги высоко оценены премиями кинофестивалей, званиями лауреата Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР.
Но главная оценка – народная признательность. Шукшин снимался в двух десятках фильмах. Само его участие приковывает внимание зрителей. Он снимался в лентах “Два Федора”, “Журналист”, “Освобождение”. За исполнение главной роли сценариям кинодраматург и режиссер поставил фильмы: “Ваш сын и брат”, “Странные люди”, “Печки-лавочки”, “Калина красная”.
2-й ведущий: Василий Макарович Шукшин умер на съемочной площадке, исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Диагноз был определен: острая сердечная недостаточность.
Лишь сейчас ясно, какой ценой дались художнику его произведения. В каждом из них он оставлял кусочек своего сердца.
Василий Шукшин родился на Алтае, в селе Сростки Бийского района. В военные годы мальчиком начал трудовую биографию. Он работал в поле, был строителем, учителем. В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. После демобилизации приехал домой.
Из воспоминаний В.М. Шукшина (сообщение, заранее подготовленный ученик): “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии…
Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…”.
1-й ведущий: Михаил Ромм взял Шукшина на свой курс. Он почувствовал глубину его индивидуальности, независимость суждений, а главное, немалый жизненный опыт. Именно этот жизненный опыт помог В.М. Шукшину сократить период ученичества.
Шукшин очень сильно любил деревню. Его постоянные герои – сельские механизаторы, шоферы, плотники, кузнецы, деревенские деды и бабки. Он умел мастерски описать сельский пейзаж – ковыльную степь, ширь сибирских рек, дым ночного костра после жаркого сенокосного дня.
2-й ведущий: Сегодня в критике творчество В.М.Шукшина воспринимается неоднозначно, потому что он поднимает проблемы, к которым по-разному относятся читатели. Хотелось бы услышать ваше мнение.
(Диалог участников вечера).
Возможные мнения:
- Мне кажется, что Шукшину свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно.
- Вот посмотрите, в рассказе “Сураз” В.М. Шукшин каждый поступок Спирьки Расторгуева сочувственно объясняет. Этот деревенский парень – преступник по своей сути – окружен авторским вниманием и пониманием.
- А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову относится с пониманием и сочувствием. Это верная писательская позиция: понять дела человеческие, войти в душу героя.
- Шукшин сам – с семнадцати лет – горожанин. Учился в ВУЗе, а о студентах ничего интересного не написал. Он был писателем, режиссером, артистом, а о жизни интеллигенции – ни слова. Там – его милые деревенские “чудаки”.
- А что? Один из его рассказов носит название “Чудик”. Чудик – это Василий Егорович Князев – обладает естественным, природным чувством совместимости, и никакие доводы здравого рассудка не способны заставить его пересилить себя, свои нравственные законы.
- Вот послушайте… Однажды с ним произошел вот такой случай: поднял он в магазине пятидесятирублевую бумажку, весело сказал: “У нас такими бумажками швыряются”, положил ее на видное место и вышел в приятном расположении духа. Но уже через минуту понял, что бумажка-то была его… Но как пойти сказать об этом?
Невозможно: “…только он представил, как он огорошит всех своим заявлением, как подумают многие: “Конечно, раз хозяина не нашлось, он решил прикарманить”. Нет, не пересилил себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой”. Чудик все время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него неловко, смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой. Шукшинские чудики-люди открытые, ищущие, бескорыстные.
- Так, что полагаешь, что в городе живут одни “бяки”, “энергичные люди”, которые паразитируют за счет государства?
- Так оно и есть. В деревне люди добрее, проще. В деревне весь человек на виду. Его же с детства все знают.
- А я думаю, что главное В.М. Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек. Это же несерьезно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел. Приведу пример: Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева: “До каких пор мы сами будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завез, не забросил на парашютах…”
- Шукшин дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это верно. Но какие-то стороны его правды я не принимаю. Его правда иногда бывает грубой и необузданной. Вот в пьесе “До третьих петухов” обидела Баба Яга Ивана, а он в ответ на обиду кричит: “А ху-ху не хо-хо, бабуленька?”. Эта реплика режет слух.
- А тебе бы хотелось, чтобы Иван говорил интеллигентно, как директор на телевидении: “Извините, уважаемая Баба Яга, с вопросом о строительстве коттеджика обратитесь в стройтрест”
- Поверила бы тогда, что это герой из народной сказки? Нет, конечно.
- Надо в корень смотреть. В душу человеческую надо вглядеться. Ведь за грубостью Ивана скрывается его беззащитность. Не циничная пустота души, а беззащитность.
- Да, он грубит. Но он не может, не научен иначе защищать свое человеческое достоинство. Это не вина его, а беда. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.М. Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и тому подобное. А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не верит, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой”
1-й ведущий: Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.
Чтец:
В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной
в прикуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ…
Когда мы взошли,
на тяжелой закваске
мужицкой,
Нас тянет к природе,
к есенинским чистым
стихам,
Нам с ложью не сжиться,
в уюте ужей не ужиться,
и сердце как сокол,
как связанный Разин Степан.
Е.Евтушенко “Памяти Шукшина”
2-й ведущий: Детство В.М. Шукшина было нелегким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского мальчика того времени. Отца он почти не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей.
Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминает писатель, редкого сердца – доброго, любящего… Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.
Первый рассказ “Далекие зимние вечера” из первой книги В.М. Шукшина – о детстве. Автобиографичность этого произведения усиливает интерес к нему. Нужно, будучи взрослыми, оставаться немного ребенком, чтобы из страны детства показать душевный мир двенадцатилетнего мальчишки.
1-й ведущий: Детство всегда остается детством, даже в тяжелые дни войны. Хотя первая же фраза четко обозначает время действия рассказа (зима 1942 года). Это повествование не о тягостных днях детства, не о тяжелой изнурительной работе наравне со взрослыми, не о постоянной тревоге за близких на фронте. Конечно, все это есть в рассказе, но благородная память писателя выбрала из всех дней не совсем обычный “далекий зимний вечер”, когда в доме был маленький праздник: варились пельмени, и шилась новая рубаха Ваньке Колокольникову. Может, именно потому так и запомнился этот день, что подобных было очень много. Обиженный “несправедливостью” Ванька может дракой закончить игру в бабки, прогулять школьные занятия, но вернувшись домой становится главным помощником мамы “мужчиной в доме”. Дома совсем одна дожидается его возвращения из школы младшая сестренка Таля, которой нет и половины Ванькиных лет.
Очень серьезная и строгая девочка выговаривает непутевому Ваньке за прогулы в школе: “Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть – то близко, да не укусишь”.
2-й ведущий: И неожиданная взрослость этих укоризн подчеркивает приметы деревенского быта, где пяти-шести летняя девочка не только играет во взрослую женщину, но и всерьез усвоила мысль, что непутевого мужика должна воспитывать женщина. Правда, Таля быстро переходит от своего “взрослого тона” к завистливым расспросам о школьных занятиях брата. Но что может рассказать Ванька, который в школе сегодня не был??? Вот и бормочет он что-то завлекательно-невразумительное про “жаркие страны”. А когда с работы возвращается мать, в семье начинается настоящий праздник: мать принесла кусок мяса – будут пельмени. Вот только нет в доме ни полена дров, и Ванька с матерью идут за дровами. Как брели они, увязая в снегу, как тащили, выбиваясь из сил, срубленные березы можно бы и не описывать, если бы не деталь, которая стоит описаний и иллюстраций того чувства, что связывало фронт и тыл. Замерзшие, голодные и усталые, Ванька с матерью неминуемо вспоминают воюющего отца.
1-й ведущий: “Отцу нашему тоже трудно там, - задумчиво говорит мать. – Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой не воевали”. В том, как в трудную минуту вспоминает русская самоотверженная мать, что близкому человеку приходится, может быть, еще труднее, и в наивном пожелании ее, чтобы хоть зимой-то прекращалась война, видны щедрые запасы доброты и любви, которых хватит и на детей и на постоянную тревогу о муже, на все военные трудовые дни и ночи.
Напоминание об отце действует и на Ваньку, который начинает авторитетно рассуждать о положении дел на фронте: “Теперь уж не остановиться – поясняет Ванька. – Раз начали – не остановятся, пока фрицев не разобьют”
Ванька, скорее всего, повторяет услышанные среди мужиков слова, но как-то не тянет читателей снисходительно улыбнуться заверением маминого помощника.
Характер героя рассказа Ваньки Колокольникова, мальчишки военных лет, развитый потом в цикле “Из детских лет Ивана Попова”, принадлежит к удачам первого сборника.
2-й ведущий: В 1982 году, на студии “Мосфильм”, был создан фильм “Праздник детства”. Создателями картины являются режиссеры Григорьевы. Съемки велись на месте действия – в Сростках. Роль матери сыграла Людмила Зайцева, роль отца – Геннадий Воронин, а роль Ваньки – Сергей Амосов.
У Шукшина есть рассказ “Ванька Тепляшин” и документальное повествование “Кляуза”. Перед нами совпадение случая из “жизни” героя и самого писателя. Совпадают и сюжет, и конфликт, и основной пафос повествования. Столкновение с вахтером в больнице проявляет в герое и писателя тот, что их сближает, и еще с большей отчетливостью подчеркивает правду жизни, - это неспособность к нравственным компромиссам с самим собой.
“Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька Тепляшин. А вот голос самого писателя. “Мне со стороны умудренные посетители тихонько подсказали: “Да дай ты ему пятьдесят копеек, и все будет в порядке. Пятидесяти копеек у меня не случилось, кроме того (я это говорю совершенно серьезно), я не умею “давать”: Мне неловко”.
1-й ведущий: Уже первый сборник и первый фильм показали, что с критикой у Шукшина возникают сложные отношения, которые будут его “сопровождать” на всем творческом пути.
Сразу после появления фильма “Живет такой парень” (в основу его легли новеллы “Классный водитель” и “Гринька Малюгин”) Шукшину ставили в укор, что Пашке Колокольникову не хватает культуры, чтобы стать настоящим героем, то есть по существу, советовали сделать из него “глянцевый манекен, гладкий и мертвый, от которого хочется отдернуть руку”.
Некоторые рецензоры как бы не замечали этого главного в этом герое (как и во многих других странных, чудаковатых людях), того, что скрывалось за кажущейся легкостью отношения к жизни, - его доброты и бескорыстности.
Инсценировка фрагмента новеллы В.М. Шукшина “Гринька Малюгин”.
2-й ведущий: Есть у Шукшина и рассказ “Боря”. Не лучший. Про дурочка. Не про умницу Ивана-дурака из повести-сказки “До третьих петухов”, посланного добывать себе справку, что умный он, и на крестном этом пути испытывающего горькое унижение. Нет, Боря – просто двадцатилетний обиженный разумом ребенок, которого, автор наблюдает в больнице. Нет в этом рассказе привычного для писателя драматизма. Но теперь Шукшин торопится и впрямую высказал то, что мучило его на завершающем этапе творчестве.
“Я думал: “Что же жизнь – комедия или трагедия?” Несколько красиво написалось: комедия или тихая, жуткая трагедия, в которой мы все от Наполеона до Бори – неуклюжие, тупые актеры. Зря все-таки воскликнули: “Не жалеть надо человека!...” Уважать – да. Только ведь уважение – это дело наживное, приходит с культурой. Жалость – это выше нас, мудрее наших библиотек…Мать - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное - вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно всю жизнь жалеет. Тут природа распорядилась за нас”.
1-й ведущий: Василий Шукшин унаследовал от русской литературы главное – совестливость как высший нравственный принцип; народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев. Василий Шукшин – художник мужественный. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов. Шукшин боялся таких людей. В том же рассказе “Боря” он пишет: “Я боюсь чиновников, продавцов, и вот таких как это горилла”. Он их боялся, но он же ненавидел их и дрался с ними. Горилла – это тот, кто способен унизить нас силою. Продавец – завистью, если он из тех, “кто умеет жить”, - напористостью хамством.
Инсценирование рассказа “Сапожки”.
2-й ведущий: “Един в трех лицах” - говорили о Шукшине, почитатели его таланта, и справедливость этих слов в полной мере подтвердил фильм “Калина Красная”. Дав название своему сценарию, а потом фильму, Шукшин обращается с этим символическим, неслучайным образом очень сдержанно. Калина Красная нам встречается лишь в названии сценария да еще в словах той песни, которую поют вместе Люба и Егор незадолго до того, как герой, выпущенный из тюрьмы, будет убит бандитами, приехавшими к нему прямо на пашню, чтобы наказать за измену воровскому делу. По ходу же сценария и фильма Егор Прокудин даже и не вспоминает ни разу про эту калину и не скажет о ней ни слова. Куда больше, кажется, его волнуют и привлекают березы. Каких только добрых и ласковых слов он им не скажет, вернувшись в родные края – и невесты-то – они, и подружки, и сестрички милые… А мы почему-то помним вовсе не про те живые, реальные березы, которые всячески миловал Егор, а помним про густо красную, словно кровавую, калину.
1-й ведущий: О “Калине Красной” немало писали и спорили. Причем высказывалось даже мнение, что успех картины объясняется, в основном, великолепной игрой Шукшина и его партнеров. Если обратиться к истоку картины – киноповести, следует признать: не обладай она достоинством незаурядного литературного произведения, видимо, не было бы фильма подобного звучания. В тексте есть главное – это выпуклые характер и подлинная драматичность. Давайте, к примеру, посмотрим эпизод первого и такого во многих отношениях ответственного посещения Егором Прокудиным дома родителей Любы Байкаловой. Все тут живо, точно, полно присущей прозе Шукшина психологической динамики.
Инсценирование эпизода из повести “Калина красная”.
2-й ведущий: Шукшин писал: “Я хотел рассказать не о злосчастной судьбе рецидивиста, и рассказать о душе Егора, о том, как она не устроена в жизни, как мается и ищет своего места в жизни”.
1-й ведущий:Вот вышел Егор Прокудин из тюрьмы на волю. Не женщин ищет Егор, не сладкой жизни, а праздник для души. Ищет и не находит. Опасный преступник, закоренелый рецидивист. И вдруг идет работать в колхоз. От чего, почему?? Что могло растопить это сердце?
2-й ведущий: Встречное добро. Егор встретил счастливый характер. Счастливый не значит удачливый. У Любы тоже своя не сложившаяся как это часто бывает, жизнь “наперекосяк”. Муж – пьяница, развод, одиночество. Люба, не мадонна, не икона. И любовь то здесь не обычная, идущая через пень-колоды – тут другое более важно. Встретив Любу, Егор встретил как бы самого себя. И к себе же потянулся.
1-й ведущий: Встречное добро, переворачивает всю жизнь, но страшна по крупному счету вина Прокудина. Финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, переживаемый героем: раскаяние сознание вины, суровое самоосуждение, больная совесть, готовность искупить вину собственной смертью.
2-й ведущий: Что хотел сказать Шукшин в “Калине Красной” убивая, своего героя Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни? Да? Он хотел сказать, наверное, что воровской мир очень жесток.
1-й ведущий: Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за все в жизни надо платить.
Сообщения, заранее подготовленных учеников: При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено искусство. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения” Так это и случилось. Умер он на съемочной площадке исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Фильм поставлен режиссером Сереем Бондарчуком по одноименному роману М.А. Шолохова. В главной роли Лопахина снялся В.М. Шукшин, в роли Гликерии – Лидия Федосеева-Шукшина.
При жизни Шукшин становился легендой. Когда он ушел от нас, все поняли: “мы люди, потрясенные Шукшиным…”.
Василий Шукшин принадлежит к той плеяде русских художников, который не чуждались проповеднической миссии в искусстве в лучшем смысле этого слова. И, может быть, за кино Шукшин держался не только потому, что получил профессию режиссера, а потому, что долгое время верил в способность кино повлиять сразу на многих.
В последние годы жизни он пришел к окончательному убеждению: “…суть дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго. Вот в чем дело. Кино - искусство быстротечное, а литература – вечное”.
Чтец:
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю.Левитанский
2-й ведущий: Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли… В.Шукшин (из рабочих записей):
- “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
- Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”
1-й ведущий: “…Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на гору Пикет с каждым годом будет приходить все больше и больше народу. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину, - говорил Виктор Петрович Астафьев”
А нам вновь вспоминаются слова Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком”.