Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной и письменной речи, для формирования навыков свободного владения родным языком.
На наш взгляд, особенно важным является анализ авторских текстов без изменений и сокращений, так как именно такая работа способствует глубокому проникновению в структуру художественных образов, даёт возможность учащимся почувствовать всю красоту родного языка, учит бережному и трепетному отношению к слову. Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Темы, связанные с изучением синтаксиса, требуют особых текстов, в которых сочетались бы и синтаксическая разноплановость и художественность. Тексты нашего великого земляка, непревзойдённого мастера слова Ивана Алексеевича Бунина, как никакие другие подходят для небольших исследований на уроке. В них удивительным образом сочетаются синтаксическое разнообразие и богатейший материал для анализа лексики, морфологии, орфографии. Кроме этого очень большое значение имеет использование именно краеведческого компонента, так как такая работа приобщает ребят к культуре своей родной земли, к родному языку, воспитывает любовь к своей малой родине.
Работа с текстом на каждом уроке учит детей пользоваться богатством русского языка, вводит учащихся в мир словесного искусства. Кроме этого, в конце 9 класса на уроках литературы ребята знакомятся с творчеством Ивана Бунина, а работа с бунинскими текстами на уроках русского языка помогает им ближе узнать и понять художественный мир писателя.
Обращение к художественному тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из выпускника школы, грамотного носителя русского языка.
Таким образом, при анализе текста (даже небольшого по объёму) на каждом уроке удаётся достичь сразу несколько целей.
Такая работа учит:
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать мысли;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Ни для кого не секрет, что в основе правильно организованной письменной монологической речи лежат не отдельные слова и даже не отдельные предложения, а текст. Существует ряд определений, связанных с этим словом. Мы будем опираться на то, что текст – речевая единица, представляющая собой группу законченных предложений, тесно связанных по смыслу и грамматически.
Понятно, что в процессе работы на отдельном уроке невозможно проанализировать целое художественное произведение, но фрагмент, представляющий собой законченную мысль, можно.
В масштабах большого текста всегда можно выделить несколько фрагментов, в которых чётко определяется микротема, которая отражает содержание нескольких предложений, связанных одной мыслью. В данной работе мы и будем использовать микротексты как фрагменты полных текстов произведений И.А. Бунина.
Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята даже 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.
Методика работы с текстом на уроке очень проста. На начальном этапе урока или на этапе закрепления материала учащиеся записывают текст под диктовку. Конечно, могут быть использованы варианты демонстрации текста через проектор или же распечатанные тексты, но всё же лучше, если текст записан именно под диктовку. Этот вариант восприятия текста позволяет достичь нескольких результатов: во-первых, учащиеся самостоятельно повторяют правила написания слов и расстановки знаков препинания; во-вторых, учитель может в необходимый момент дать комментарий к записываемому; в-третьих, правильная расстановка логических пауз и ударений способствует лучшему восприятию текста. После того, как текст записан, необходимо, чтобы учащиеся прочитали его вслух. Затем комментируются орфограммы и пунктограммы. Затем начинается непосредственная работа с текстом в зависимости от целей конкретного урока. Вот здесь возможна демонстрация текста на экране, чтобы учащиеся ещё раз проверили правильность записанного, учащимся предлагается ряд конкретных заданий. Они могут быть самыми разными, в зависимости от того, что нужно закрепить или повторить. Например, можно предложить учащимся следующие задания:
- Выявить особенности соединения предложений в данном тексте.
- Найти все СПП в данном тексте, подчеркнуть грамматические основы, определить средства связи в предложениях.
- Выписать предложение, соответствующее той или иной схеме.
- Из данного предложения выписать все словосочетания со способом связи согласование (управление, примыкание).
- Из предложения выписать слово, образованное тем или иным способом.
- Определить тему и основную мысль текста.
- Найти художественные средства в данном тексте и др..
Приведём конкретные примеры работы с текстом на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы “Сложное предложение”. Ниже представлены фрагменты уроков с использованием микротекстов из произведений Ивана Алексеевича Бунина. Все тексты подобраны с учётом темы того или иного урока, задания сформулированы таким образом, чтобы помимо уяснения нового материала урока, учащиеся могли повторить различные темы, уже известные им. Кроме того, при разработке заданий учитывались КИМы ЕГЭ.
Тема урока: “Сложное предложение. Основные виды сложных предложений”.
Материал для повторения: ПП, подчинительная и сочинительная связь в предложениях; типы сказуемых.
Цель урока: формирование умения распознавать различные виды СП в тексте, закрепление умения постановки запятой в СП.
В течение урока можно провести работу с фрагментом из рассказа
И.А. Бунина “Осенью”. Текст записывается под диктовку, в начале урока, после проверки домашнего задания.
Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом побережье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.
Данный текст позволяет повторить различные орфографические и пунктуационные правила:
- Обособление определений.
- Обособление обстоятельств.
- Правописание приставок на – з и – с.
- Корни с чередующимися гласными.
- Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
- Знаки препинания в предложении с однородными членами.
После записи текста и в процессе записи могут быть предложены следующие задания:
- Найдите в тексте простые предложения. Выделите грамматические основы, объясните постановку знаков препинания. Произведите Синтаксический разбор первого простого предложения, встретившегося в тексте.
- Найдите в тексте сложные предложения. По какому признаку вы это определили? Подчеркните грамматические основы предложений в составе сложного. Чем выражено подлежащее, чем сказуемое. Определите типы сказуемых.
- Найдите в тексте слова, которые могут проиллюстрировать правило написания приставок на – з и – с. Выделите орфограмму.
- Выпишите из текста причастия, произведите словообразовательный разбор.
- Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне, объясните их написание.
Заданий может быть предложено больше или меньше в зависимости от уровня того или иного класса.
Такой подход позволяет уже на первом этапе урока быстро и эффективно повторить все необходимые правила и позволяет объединить традиционные этапы: орфографическую разминку, синтаксическую пятиминутку, словарную работу. Далее в процессе работы над темой урока, учитель может вновь обращаться к записанному тексту.
- Найдите в тексте сложные предложения с сочинительной связью? С подчинительной связью? Как вы это определили?
- Встречается ли в тексте сложное предложение с бессоюзной связью между частями? Составьте предложение с бессоюзной связью, опираясь на материал данного текста.
- В конце урока может быть предложено творческое задание.
- Приходилось ли вам любоваться красотой моря, реки? Напишите небольшое сочинение-описание, используя различные сложные предложения.
Таким образом, на одном уроке учащиеся демонстрируют владение языковыми нормами, проводят элементарный лингвистический анализ, учатся адекватно воспринимать авторский текст, аргументировано излагать свою точку зрения и создавать свой собственный текст.
Тема: “Сложносочинённое предложение”.
Материал для повторения: однородные члены предложения, обособленные определения, правописание приставок.
Цель урока: знакомство с различными союзами в ССП
На уроке записываем текст, при записи под диктовку возможно параллельное повторение орфографических правил.
И.А. Бунин “Весёлый двор”.
Теперь она вспоминала места. Оставались до Ланского версты две, и она не спускала глаза с большого дерева, одиноко белевшего стволом среди моря выколосившейся пшеницы близ лесной опушки, - со старой берёзы, круглившейся своей вершиной, серебристой от ветра, на облачно-дымчатом небе. За пшеницей, за берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно-зелёный. Место тут степное, ровное, кажется очень глухим: ничего не видишь, кроме неба и бесконечного кустарника, когда входишь в Ланское. Везде буйно заросла земля, а уж тут прямо непролазная чаща: травы - по пояс; где кусты – не проскочишь
Задания к тексту могут быть предложены по вариантам:
I вариант. Найти в тексте ПП, выделить грамматические основы. Ответ
аргументировать.
II вариант. Найти в тексте сложные предложения, определить, как связаны
предикативные единицы в составе СП. Ответ аргументировать.
После выполнения этих заданий работа может быть продолжена следующим образом:
- Найти ССП, определить средство связи между частями, объяснить постановку знаков препинания.
- Найти однородные члены предложения. Объяснить, как они связаны между собой.
- Найти в тексте сочинительные союзы, указать, что они связывают.
- Объяснить постановку запятых в предложениях с обособленными определениями.
- Произвести морфологический разбор слова “белевшего”.
- Произвести словообразовательный анализ слова “шелковистый”.
Следующий микротекст может быть использован при работе над темой “СПП с придаточными определительными”.
Материал для повторения: обособленные обстоятельства, правописание имён прилагательных и причастий, правописание слов с пол- и полу-, правописание приставок пре- и при-.
Цель урока: познакомить учащихся с придаточными определительными, со средствами связи в данных предложениях, учить находить предложения с придаточными этого вида в тексте.
После изучения темы и знакомства с материалом учебника целесообразно записать текст под диктовку. Это отрывок из рассказа И.Бунина “Перевал”:
В сумерках, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинался этот голый пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особенным чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, всё расширялся, и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. Но в горах уже наступала ночь. Темнело быстро, я шёл, приближался к лесам – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами.
Задания к тексту:
- Найдите в тексте сложные предложения с придаточными определительными. Аргументируйте свой ответ.
- Определите средства связи в данных предложениях. Какими членами предложения являются здесь союзные слова.
- Произведите синтаксический разбор второго предложения или последнего предложения.
- Какие художественные средства использовал писатель.
- Какой частью речи является слово “гонимый”. Аргументируйте свой ответ.
- Объясните написание слова “полнеба”.
- Выпишите слова с приставками при-, пре-. Объясните написание.
- Найдите имена прилагательные форме сравнительной степени, какую роль они играют в тексте.
- Найдите в тексте имена прилагательные с удвоенной –НН- в суффиксе, объясните написание.
Тема урока: “СПП с несколькими придаточными”.
Цель: познакомить учащихся с предложениями данного вида.
Материал для повторения: правописание сложных имён прилагательных, вводные слова, НЕ с разными частями речи, прямое и переносное значение слова,
Эпитафия. Осень приходила к нам светлая и тихая так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням.
Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Тогда можно было различить самых отдалённый курган в степи, на открытой и просторной равнине жёлтого жнивья. Осень убирала и берёзу в золотой убор. А берёза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая из-под низу отсветом сухих листьев, а радужные паутинки тихо летали возле неё в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивьё… И народ называл их красиво и нежно – “пряжей богородицы”.
Задания к тексту:
- Как можно озаглавить этот отрывок?
- Какие картины природы предстают перед вами при чтении данного текста?
- Какие эпитеты использует И.А.Бунин?
- Подберите свои эпитеты к слову небо?
- Найдите предложение с несколькими придаточными, определите тип придаточных предложений, средства связи.
- В чём отличие данного предложения от других?
- Найдите предложение с вводным словом, определите его значение.
- Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения. Какие типы сказуемых вам встретились в тексте?
Практически на каждом уроке может быть предложено небольшое творческое задание. Например, написание миниатюры по теме данного текста или небольшого эссе, с использованием различных средств создания художественной образности.
В заключение приведём несколько подобранных фрагментов из произведений Ивана Бунина. Они могут быть подспорьем учителю на любом уроке при изучении синтаксиса. Здесь приводятся авторские тексты без изменений. Задания к ним каждый учитель может сформулировать самостоятельно по аналогии с перечисленными выше.
- И.А. Бунин “Весёлый двор”.
От цветов-белых, синих, розовых, жёлтых рябит в глазах. Целые поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут. Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они терялись в непрестанном, бегущем шелесте и шуме. Еле намечалась среди кустов и пней заглохшая дорога. - И.А. Бунин “Тишина”.
У мостков пристани дремали на солнце и лодки и лодочники. В голубой прозрачной воде видны были песчаное дно, сваи и кили лодок. Было совсем летнее утро, и только по тому спокойствию, которое царило в прозрачном воздухе, чувствовалось, что это спокойствие последних дней осени. От тумана не осталось и следа, озеро было необыкновенно далеко видно по долине. - И.А. Бунин “Эпитафия”
Помню, как мягко и беззаботно шумел летний вечер в шелковистой листве берёзы, путая эту листву и склоняя до самых колосьев тонкие, гибкие ветви; помню солнечное утро на Троицу, когда даже бородатые мужики, как истые потомки русичей улыбались из-под огромных берёзовых венков; помню грубые, но могучие песни на Духов день, когда мы с закатом уходили в ближний дубовый лесок и там варили кашу. - И.А. Бунин “Перевал”.
Каждую минуту мне кажется, что перевал в двух шагах от меня, а голый и каменистый подъём не кончается. Уже давно остались внизу сосновые леса. давно остались внизу сосновые леса, давно прошли низкорослые, искривлённые кустарники, и я начинаю уставать и дрогнуть…я чувствую, на какой дикой и безлюдной высоте я нахожусь, чувствую, что вокруг меня только туман, обрывы, и думаю: как пройду я мимо одиноких камней-памятников, когда они, как человеческие фигуры, зачернеют среди тумана?
Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь становится всё таинственнее, и я чувствую это, хотя не знаю ни времени, ни места. Теперь погас последний огонёк в глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними, зная, что пришёл его час, долгий час, когда кажется, что всё вымерло на земле и уже никогда не настанет утро…
Как видно из примеров, учитель имеет богатые возможности по использованию фрагментов художественных текстов на уроке. Преимущество такой работы очевидно: связный текст помогает учащимся овладеть теоретическими понятиями и практическими навыками их использования, способствует формированию языковой личности, развивает творческие способности, воспитывает любовь к слову. Именно поэтому современный урок русского языка должен опираться на широкое и разнообразное использование художественного текста. Причём эта работа должна проводиться в системе, только тогда мы воспитаем грамотного носителя родного языка, небезразличного к его судьбе.