Цель:
- систематизировать и закрепить знания по основным классам химии: оксиды, кислоты, соли, основания; закрепить навыки вычислительные и практические;
- развить дальнейшие представления о веществах;
- активизировать познавательный интерес учащихся, их самостоятельность, а также привить навыки выполнения практических работ и соблюдения правил техники безопасности при выполнении их.
Оборудование: магнитофон, компьютер и мультимедиа, табличка “жюри”, номера на столы, карточки “настроения”, карта следования, флажки (красные – 5 баллов, зеленые – 4 балла, желтые – 3 балла), скотч, 4 фломастера, карточки учета (для жюри), бочонки с номерами (для кроссворда), кристаллизатор, вопросы кроссворда, полотно кроссворда, карточки с формулами (для домика), два домика (для жителей государств), химическое колесо, кодовые карточки, конверты с заданиями, карточки с формулами оксидов, кислот, солей, оснований, карточки с типами химических реакций, оборудование для практической части урока.
Этапы игры:
- Холм Творчества (приветствие)
- Холм Памяти (разминка)
- Холм Знаний (конкурс “Знайка”)
- Холм Опроса (конкурс капитанов)
- Холм Умений (конкурс “Проверь себя”)
- Вершина Совершенства (домашнее задание).
Оформление:
- на доске находятся 2 полотна для кроссворда, девиз, этапы игры;
- на столе жюри табличка, каточки учета, где члены жюри отмечают прохождение командами этапов игры, флажки, компьютер и мультимедиа, скотч, карта следования на планшете; на ученических столах: карточки “настроения”, периодическая таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости веществ, химическое колесо, кодовые карточки, оборудование для практической части.
Урок проходит в виде КВН, заседания - Клуба Веселых Химиков. На протяжении урока звучит музыка, на компьютере демонстрируются слайды. (Слайды можно взять у автора).
Проводится очередное заседание клуба веселых химиков по теме: “ Основные классы неорганической химии” под девизом: “ Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.
Судится игра учащимися 10–11-х классов.
Для начала игры определяется эмоциональное состояние и общая атмосфера в группах. У каждого из участников игры имеются карточки 4-х цветов, игрокам нужно поднять ту, которая соответствует их настроению.
Напоминание:
- Красная карточка– отличное;
- Зеленая карточка - приятное;
- Синяя карточка- грустное;
- Желтая карточка– трудно сказать.
После определения эмоционального состояния игроков, происходит знакомство с командами и их капитанами. Раскопки на Холме Творчества – на этом этапе происходит приветствие команд.
Как вы знаете, путь по стране Химии долгий и требует упорства, а чтобы многое узнать и многому научиться, необходимо совершить раскопки на Холмах Памяти, Знаний и Умений, чтобы добраться до Вершины Совершенства.
Холм Памяти – разминка команд, для этого этапа на доске расположены полотно кроссвордов, а на демонстрационном столе находится кристаллизатор с бочонками. Бочонки имеют нумерацию, которая соответствует номеру задания в кроссворде.
Кроссворд 1
Какой ученый в 1776 году установил свойства водорода и указал отличия его от других газов?
Вопросы для кроссворда:
- самый распространенный элемент земной коры?
- как называются соли серной кислоты?
- химический знак - Pb.
- взаимодействие какого-либо вещества с кислородом относятся к реакциям …
- свойство атомов присоединять определенное число атомов другого элемента называется …
- продукт горения реакции.
- угольная, сернистая, фосфорная это - …
- фамилия ученого, который получил кислород в чистом виде?
Кроссворд 2
Какой ученый установил, что кислород является составной частью воздуха?
- ученый, получивший кислород из оксида ртути (II)?
- газ, входящий в состав воздуха?
- ученый, определивший молекулярный объем газов?
- вещества, вносимые в почву для подкормки растений?
- соль угольной кислоты?
- вещества, ускоряющие ход химической реакции?
- химический знак – Cu?
- реакция кислорода с веществами, протекающая с выделением тепла и света?
Перед нами Холм Знаний. Здесь оставили свои автографы члены известных вам семейств. Найдите каждому из них место в этом домике (по одному представителю от команд подходят к столу берут там табличку с формулами определяют класс соединений и помещают в свой домик).
А теперь химическое колесо:
- на внутреннем диске - формулы соединений: кислоты, основания, оксида, соли;
- на среднем диске – классификация веществ;
- на внешнем диске даны названия веществ.
Вам необходимо повернуть диски таким образом, чтобы совпали все три сектора.
- средняя соль
- бескислородная кислота
- кислотный оксид
- щелочь
- сульфид калия
- соляная кислота
- оксид азота (V)
- гидроксид калия
В закодированных карточках найдите правильную формулу соли или формулу оксида, основания.
Оксид серы (VI) | Нитрат натрия |
S2O3 | Na3NO3 |
SO3 | Na2NO3 |
S2O6 | NaNO3 |
Гидроксид железа (III) | Сульфит калия |
Fe(OH)2 | KSO3 |
Fe(OH)3 | K2SO3 |
Fe2(OH)6 | K3SO3 |
Ответом на карточки является -23.
Вот и Холм Опроса. К доске выходят капитаны. Для них есть задачи.
Задача № 1. Какая соль образуется, если к раствору, содержащему фосфорную кислоту массой 4,9г, добавили гидроксид калия массой 2,8г? Рассчитайте массу полученной соли.
Задача № 2. Смесь, образовавшуюся при сливании растворов, содержащих 10г гидроксида натрия и 14,7г серной кислоты, выпарили досуха. Вычислить массу сухого остатка.
Далее учитель вместе с детьми вспоминает основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами.
А теперь Холм Умений. Каждой команде дается задание по определению веществ.
Определить в какой пробирке находится соляная кислота, а в какой хлорид натрия. |
Распознать кислотный и основной оксид. |
Химия – это волшебная наука, и каждый из вас хотел бы не надолго стать волшебником. У вас есть такая возможность сейчас. Из имеющихся цепочек превращений получите соответствующие вещества.
Н2О --- О2 --- СО2 --- Н2СО3 ---Na2CO3 |
S --- SO2 ---SO3 --- H2SO4 --- CuSO4 |
Игра закончена. Кто первый жюри объявит, но сначала определяем эмоциональное состояние и сравниваем его с тем, которое было в начале игры. Оно обычно улучшается.
Заключительное слово жюри. Можно дать слово ребятам.