Цель: воспитание чувства патриотизма
Задачи:
- Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока;
- Установить связь музыки с другими видами искусства;
- Формировать эмоциональное отношение к музыке;
Музыкальный ряд:
- Экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина
- Патриотическая песня М.И. Глинка
- Богатырские ворота. М.П. Мусоргский
- Музыка для разминки (Богатырская сила муз. А. Пахмутовой)
Зрительный ряд:
- Репродукции:
- Богатыри. В.Васнецов
- Гравюра портрет А. Невского
- Александр Невский. П. Корин. Центральная часть триптиха.
- Несколько репродукций для групповой работы
- Поединок М.И. Авилов
- Видеофрагменты:
- Александр Невский. Фрагмент из к/ф реж. Эйзенштейна
- Видеозаставка
- Фрагмент из мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”
Использование ИКТ: На уроке используется мультимедийный проектор. Весь зрительный ряд представлен в виде демонстрации слайдов (Приложение 1).
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Наш урок мне хочется начать словами из былины (на фоне музыки):
1
Уж как были на Руси гусляры-певцы
Да любили петь про Русь-матушку
Про дела героические военные
Про силу богатырскую
Да про удаль молодецкую
А сейчас я предлагаю вам послушать произведение написанное русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным. Во время звучания музыки попробуйте определить, что хотел сказать автор своей музыкой?
Звучит музыка: экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина. После восприятия выдерживается небольшая пауза.
- Какие чувства вызвало у вас это произведение? О каких событиях идет речь? Почему вы так решили?
- Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра.
- Как бы вы назвали это произведение? Поищите название в себе. Как вы чувствуете?
- Почему произведение одно, а названия у вас получились разные? Отчего так? Правильно, потому что мы все разные.
- Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор. Эту симфонию он назвал “Богатырская”.
2 (Симфония № 2).
- А вы откуда знаете о богатырях? (Народное творчество, поэзия, литература, музыка, живопись, театр, кино). Как можно назвать все, что вы перечислили, одним словом? (Искусство).
- Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (О богатырях)
- Как, по-вашему, будет звучать тема урока? (Богатырская тема в музыке и других видах искусства)
3 + тема урока.
Запишем тему урока в тетрадь.
“Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился как образ могучего защитника Родины.
- Каких богатырей вы знаете?
- Какими вы представляете русских богатырей? (Суровые, непоколебимые, мужественные, сильные, умные).
У вас на столах лежат несколько репродукций. Выберите репродукции созвучные Богатырской симфонии. Покажите, что вы выбрали. У меня тоже есть несколько репродукций. Я предлагаю вам их посмотреть.
4-6 (репродукции) + Во время показа репродукции звучит произведение М.П. Мусоргского “Богатырские ворота”.
Эта картина называется “Богатыри”. Написал ее русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри крепкие, как дубы. Им не страшны ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия. Они как наша матушка-Русь. Как изобразил художник богатырей? (Зритель смотрит, как бы снизу вверх маленькие елочки контрастируют с могучими всадниками). Какими средствами передается тревожность того времени? Какую роль играла музыка, когда вы рассматривали картину?
Музыку созвучную этой картине написал Модест Петрович Мусоргский и назвал ее “Богатырские ворота”. Запишите в тетрадь имя автора и название картины.
Следующая репродукция называется “Поединок Пересвета с Челубеем” Михаила Ивановича Авилова. Какая музыка будет ей созвучна? Верно, “Богатырская симфония”, которая сегодня уже звучала. (Повторное слушание фрагмента).
- Кто нам с вами рассказал о богатырях? (Те, кто их знал). Зачем нашим предкам надо было рассказывать о них? (Чтобы о них знали и помнили другие люди) Как они это делали? (Рассказывали, записывали, рисовали, сочиняли музыку) Все, что происходило в жизни людей, все запечатлелось либо в живописи, либо в литературе, скульптуре, музыке.
+ для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”.
А сейчас я прошу мальчиков встать и изобразить под музыку богатырей, показать свою силу, мощь. Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено. Повторите движения, напоминающие действия богатырей. Теперь прошу встать девочек. Девочки могут быть богатырями? Тогда под музыку выполните движения, которые свойственны девочкам. Спасибо, садитесь. Соответствовала ли музыка движениям?
- Сейчас я тоже хочу рассказать вам одну интересную и увлекательную историю.
7. (Заставка).
Давным-давно много лет назад в 13 веке на Руси жил великий и храбрый воин, полководец, легендарный защитник русской земли Александр Невский.
8. (Портрет Невского).
Был он великим князем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.
- В 1938 году кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снял замечательный фильм “Александр Невский”. Музыку к кинофильму написал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Предлагаю вам посмотреть несколько кадров из этого фильма.
9. (Фильм).
- Русский художник Павел Дмитриевич Корин написал картину “Александр Невский”.
10-11 + . (Картина + музыка)
Восприятие музыки и картины.
- Что вы можете рассказать о Герое картины? В какой момент он запечатлен? Какие краски использовал художник? Что показывает музыка?
- Музыка, которая прозвучала, написана русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой и называется “Патриотическая песня”
- Посмотрите на экран и прочитайте эти слова.
12. (1-й куплет гимна РФ).
- Созвучны ли слова гимна РФ нашему разговору о богатырях? Почему?
- Только ли сила отличает богатырей? (Сильный не только телом, но и духом.)
- Где берет богатырь силу духа? На Родине, на родной земле.
13. Фотография
Видения на холме Николай Рубцов.
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия! Русь! Храни себя, храни!
Подведение итогов урока.
- 14. Название музыкальных произведений
- 15. Произведения изобразительного искусства
- 16. Кинофильм
Оценивание учащихся
А сейчас прошу вас оценить себя на уроке.
- Первое – оцените уровень комфортности, как вы себя чувствовали на уроке.
- Второе – оцените свою деятельность.
17. Оценивание
А закончить наш урок мне хочется словами из былины
18-20. Кадры из мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”
- До свидания!