Обобщающий урок по теме "Население мира". 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цели:

  • проверить понимание учащимися ключевых положений темы, умение работать с диаграммами, контурными картами, половозрастными пирамидами, картой;
  • обобщить и систематизировать знания по теме, активизировать познавательную деятельность;
  • выявить накопленные по теме пробелы и их устранение;
  • развивать интерес к предмету через игру;

Тип урока: обобщающий.

Формы деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, контроль.

Методы: словесный (графический).

Оборудование:

  1. политическая карта мира,
  2. половозрастные пирамиды,
  3. контурные карты мира.

Ход урока

Наш урок сегодня немного необычный, он будет проходить в виде игры, входе которого мы с вами проверим знания по теме "Население мира". Игра состоит из этапов. За каждый проеденный этап вы будете получать баллы. (на доске таблица)

Название команды Угадай страну Разминка Подумай и ответь Размышляй Картазнайка
           

Итак мы с вами начинаем наш интеллектуальный ринг.

1 тур. Угадай страну. Начнем с нашего домашнего задания. Вам нужно было составить команды по 5 человек и выбрать название страны, которое послужит вам как название команды. Подготовить краткое ее описание, по которому ваши соперники попытаются угадать, что это за страна. (например: столица данной страны является самым крупным по численности населения городом мира, эта страна расположена на островах (Япония)). Команды по очереди представляют свои домашние заготовки. За выполненное задание 1 балл.

2 тур. Разминка. Каждая команда за одну минуту должна ответить как можно на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ один балл.

Вопросы первой команде.

1. Численность населения мира.

2. Какой тип воспроизводства у Алжира.

3. Национальная религия исповедуемая в Китае.

4. Регион с самой высокой долей трудоспособного населения.

5. Мегалополис Атлантического побережья США.

6. Денежная единица Японии.

7. Где рождаемость выше в Испании или в Саудовской Аравии?

8. Переманивание иностранных ученных и инженеров.

9. Столица Австрии.

10. Какая из государств конституционная монархия: Дания или Бруней?

11. Президент Украины.

12. Наука о происхождений народов.

13. Уменьшение численности населения.

14. К малочисленным народам относятся веды или французы?

Вопросы второй команде.

1. Численность населения Китая.

2. Какой тип воспроизводства у Японии?

3. Какую религию исповедуют в Ватикане?

4. Регион с самой высокой долей детского населения.

5. Мегаллополис на Тихоокеанском побережье США.

6. Денежная единица Канады.

7. На каком языке говорит большая часть населения мира.

8. Перемещение населения внутри страны

9. Столица Швейцарии.

10. Какая из государств абсолютная монархия: Саудовская Аравия или Дания?

11. Президент Казахстана.

12. В какой стране городом считается населенный пункт с численностью населения свыше 1000 человек?

13. Наука о закономерности воспроизводства населения.

14. Часть трудоспособного населения участвующая в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Вопросы третьей команде.

1. Численность населения Индии.

2. Какой тип воспроизводства у Саудовской Аравии?

3. Какую религию исповедуют в Израиле?

4. Регион с самой высокой долей пожилых людей.

5. Мегалополис США в районе Великих озер.

6. Денежная единица единой Европы.

7. Самая распространенная языковая семья.

8. Въезд в страну на постоянное жительство.

9. Столица Швеции.

10. Какая из стран имеет федеративное устройство?

11. Президент Беларусии.

12. В какой стране городом считается населенный пункт с численностью населения в 30 000 человек.

13. Самый многонаселенный город мира.

14. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.

Вопросы четвертой команде.

1. Численность населения России.

2. Какой тип воспроизводства у Кувейта?

3. Какие религии исповедуют в Японии?

4. Самая высоко урбанизированная страна Европы.

5. Мегалополис на Тихоокеанском побережье Японии.

6. Денежная единица Великобритании.

7. Для какой страны характерен демографически взрыв: Нигерии или Дании? 8. Выезд из страны на постоянное жительство.

9. Столица Канады.

10. Государство теократическая монархия.

11. Президент США.

12. В какой стране городом считается населенный пункт с численностью населения в 200 человек?

13. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей.

14. Де популяция населения характерна для Индонезии или России?

Итоги отразить в таблице.

3 тур. Подумай и ответь. Из каждой команды по одному представителю для выбора карточки с заданием. Для обдумывания ответа дается одна минута. Над вопросом думает вся команда. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Перечень вопросов: 1. Древнегреческий математик и философ Пифагор, расматривавши человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весна (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зима (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?

2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев чем в Тель-Авиве, есть свой "Чайна Таун". Чем вы объясните современную многонациональную структуру США?

3. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно, связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. О какой форме расселения речь и в каких странах она распространена?

4. Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живущие в разных частях света. Почему по английский говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Индии, и других государств.

5. Влияет ли религия на тип воспроизводства населения страны? Ответ обоснуйте.

4 тур. Размышляй. Работа с половозрастными пирамидам и составление по ним диаграмм соотношения населения по возрастам. Для каждой команды дается половозрастная пирамида определенной страны. Работа выполняется в течении 3 минут. Затем каждая команда по очереди представляет свои диаграммы. За пра -вильное выполнение задания 2б.

5 тур. Картознайка. Работа с контурной картой и политической картами мира. Задание дла работы с контурными картами:

а) нанести на к/к города миллионеры (пять) и показать их на карте.

б) на политической карте показать районы с наибольшей плотностью населения и объяснить причины. Для каждой команды задание выполняется по своему региону мира. (Первая команда - Европа, вторая команда - Азия, третья команда - Северная Америка. четвертая команда - Южная Амекика). 7 баллов за правильное выполнение задания (по 1 б. за каждый город и 2б. плотность населения и объяснение). Для выполнения задания отводится пять мнут. Представитель от каждой команды выходит к карте и показывает как выполнено задание. При выполнении задания атласами не пользоваться.

Подвести итоги. Выставить оценки. Отметить самого активного участника. Похвалить и поблагодарить ребят за работу.