Цели урока:
- Образовательная: обобщение и повторение материала, связанного с давлением; совершенствование практических навыков вычисления давления; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний;
- Воспитательная: формирование познавательного интереса к физике;
- Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных способностей, умения пользоваться языком физики в новой обстановке.
Задачи урока:
- творчески и самостоятельно выполнять учебные задачи;
- мотивированно организовывать свою деятельность;
- следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- оценивать свою деятельность;
- учитывать мнение других.
Оборудование: Бруски, линейки, карточки с индивидуальными заданиями.
На доске - тема урока, эпиграф, рисунки ребят (Рисунок 1, Рисунок 2).
План урока
- Организационный момент
- Повторение изученного материала (кроссворд)
- Решение задач (работа в группах)
- Итог урока
- Рефлексивная часть
- Домашнее задание
Ход урока
Эпиграф:
Расскажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь.
- Организационный момент
Учитель: Ребята мы с вами познакомились с новой физической величиной – давлением. А сегодня будем решать задачи на расчет давления. Сейчас я раздам вам скрепки, чтобы в конце урока вы могли ими скрепить ваши выполненные задания. (Учащиеся сами выбирают скрепки) Я прошу вас разобраться по цветам ваших скрепок.
Т. о. класс делится на три группы.
- Повторение изученного материала
(Презентация учителя слайд 3, приложение 1) выполняется в виде решения кроссворда каждым учащимся:
- Физическая величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности.
- Единица давления.
- При уменьшении площади поверхности и неизменной силе, действующей перпендикулярно давление.
- Давление обратно пропорционально… поверхности.
- Имя французского ученого Паскаля.
- При уменьшении силы, действующей перпендикулярно поверхности и неизменной площади поверхности давление…
- Давление прямо пропорционально…, действующей перпендикулярно поверхности.
- Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес
Ответы кроссворда и критерии оценки оформлены на интерактивной доске (презентация учителя слайд 4, приложение 1). Обменявшись с соседом по парте заданиями, учащиеся проверяют друг друга и выставляют оценки.
- Решение задач (работа в группах)
Для решения задач нам потребуется знание физических величин: давление твердых тел, веса тела (презентация учителя слайды 5, 6, приложение 1).
Каждой группе раздаются задачи:
Задание.
Внимательно прочитайте задачи, и определите, к какому типу относится каждая из них.
- Мальчик производит давление1500 Па. Определите массу мальчика, если площадь подошв его обуви 0,032 м?.
- Тебе по болоту ходить
довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший
лось,
Так просто бежит по болоту? - Рассчитайте давление, производимое деревянным бруском на поверхность книги. (Дан брусок и линейка)
- Розетки прессуют из специальной массы (карболитовой), действуя на нее силой 37,5 кН. Площадь розетки 0,0075м?. Под каким давлением прессуется розетка?
- Как-то раз спросили розу:
“Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
нас царапаешь жестоко?”
Учащиеся рассматривают задание и самостоятельно распределяют задачи по типам, компонуя их на доске (презентация учителя SMART Notebook стр.1, приложение 2 можно взять у автора). По желанию представитель группы выбирает тип задачи и отвечает у интерактивной доски.
Каждая группа решает задачи одного типа с последующим объяснением у доски (презентация учителя слайды 7,8,9, приложение 1).
I группа
Решите задачи:
- Как-то раз спросили розу:
“ Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
нас царапаешь жестоко? - Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось,
Так просто бежит по болоту?
II группа
Решите задачи:
- Розетки прессуют из специальной массы (карболитовой), действуя на нее силой 37,5кН. Площадь розетки 0,0075 м?. Под каким давлением прессуется розетка?
- Мальчик производит давление 15000 Па. Определите массу мальчика, если площадь подошв его обуви 0,032м.
Решите задачу:
III группа
Рассчитайте давление, производимое деревянным бруском на поверхность книги. (Дан брусок и линейка)
- Итог урока
Вычислите и впишите значение физической величины. (На интерактивной доске выполнена таблица, презентация учителя SMART Notebook стр.2, приложение 2. Презентацию можно взять у автора).
m,кг | F,Н | S,м2 | p,Па |
2 | 50 | ||
10 | 0,1 | ||
0,1 | 200 | ||
10 | 100 |
- Рефлексивная часть
Учитель: Итак, урок подошел к концу – всем спасибо!
А сейчас я прошу вас на интерактивной доске (презентация учителя SMART Notebook стр.3, приложение 2. Можно взять у автора.) изобразить ваши впечатления (высказывание, пожелание, рисунок) нашего занятия.
Вы были любознательны, активны, приветливы (презентация учителя SMART Notebook стр.4, приложение 2. Можно взять у автора.). Но знайте:
Дорога мудрости длинна,
Немалый нужен срок,
Пока от головы она,
Дойдет до рук и ног.
- Домашнее задание.
Выберите задачу одного из типов, желательно отличную от решенной в классе.
- Двухосный прицеп с грузом имеет массу 2,5 т. Определите давление, оказываемое прицепом на дорогу, если площадь соприкосновения каждого колеса с дорогой равна 125 см?.
- Одинаковое ли давление мы оказываем на карандаш, затачивая его тупым и острым карандашом?
- Зная свою массу и площадь ботинка, вычислите, какое давление вы производите на пол. (Указания к работе см. задание 6, стр.82 учебника А.В. Перышкин Физика7 ).
Литература:
- В.И. Лукашик, Е.В.Иванова “Сборник задач по физике 7-9 класс”
- А.В. Перышкин, Физика 7
- В.Г. Пайкес “Дидактические материалы по физике 7класс”