Цели:
- Закрепить и систематизировать умения: считать предметы в пределах 10 в прямом и обратном направлении; ориентироваться в пространстве и во времени; сравнивать предметы и группы предметов; различать геометрические фигуры.
- Развивать творческое мышление, внимание, воображение.
- Воспитывать бережное отношение к животным, доброту чувство взаимопомощи.
Оборудование: Картины осеннего леса, волшебные домики, мягкая игрушка, печка, картинки животных, геометрические фигуры, игровое поле из девяти клеток, корм для птиц, Незнайка, дорожки из листьев с цифрами от 1 до 10, кепочки с шарфиками, магнитофон, мультимедийный проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
Звучит тихая музыка. Заходит девочка в костюме Осени, кружится, разбрасывает морковку и грибочки. Уходит.
Учитель:
Осень улицей спешит,
Красит всё, не ленится,
Под колёсами шуршит
Желтая метелица.
Ребята, догадайтесь, кто к нам пришёл?
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети: Зайчик.
- Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Зайчик пришёл пригласить нас в осенний сказочный лес на прогулку. Он решил посмотреть: как мы умеем сравнивать предметы, ориентируемся в пространстве, знаем направления движения, умеем считать до 10. Покажем ему свои знания?
Дети: Да
- Устные упражнения и практические работы.
На полке:
Зайчик (мягкая игрушка) |
- Разминка.
Учитель: Сколько у вас рук?
Дети: Две
Учитель: Сколько лапок у зайчика?
Дети: Четыре
Учитель: Почему зайчик такой грустный? Он забыл, где у него правая, а где левая передняя лапка. Теперь он не знает, в какую сторону нас вести. Поможем ему?
Дети: Да.
Учитель: Покажите, где у вас левая рука? Правая?
Дети показывают.
Учитель: А теперь покажите, какая у зайчика левая передняя лапка? Правая передняя лапка?
Дети показывают у зайчика левую переднюю и правую переднюю лапку.
Учитель: Молодцы! Зайчик успокоился и готов вести нас в осенний лес.
На каждой парте: | На столе учителя: | ||
|
|
- Нельзя отправляться в осенний лес без кепочек и лёгких шарфиков. На каждой парте лежат кепочки. Вы должны по цвету и рисунку подобрать к ним шарфики.
Дети выполняют задание.
- Счёт предметов. Соотношение цифры с соответствующим числом предметов.
На экране: Презентация.
Слайд 1. |
Слайд 2 |
Учитель: Вот мы и попали в осенний сказочный лес. Осень - знаменитая художница. Какими красками она раскрасила всё кругом? (Слайд1)
Дети: Жёлтыми, красными, зелёными, коричневыми.
Учитель: Звери выбежали встречать нас и потеряли свои домики. Поможем им найти их? (Слайд 2)
Дети находят домики.
- Задание на смекалку.
На каждой парте:
4 бумажных треугольника |
Учитель: Белочка совсем осталась без домика. Давайте построим его. У вас на парте четыре треугольника. Из них вы должны выложить домик для белочки.
Дети выполняют задание. Учитель показывает правильный ответ.
- Игра на направление движения и развитие внимания.
На каждой парте игровое поле:
Учитель: Белочка обрадовалась, что у нее теперь есть домик и решила поиграть с вами. Ребята, последуем вслед за белочкой и выполним все команды. Готовы?
Дети: Готовы.
Учитель:
- Вниз, влево, вверх, вверх. Поставьте квадрат.
- От квадрата белочка прыгает вправо, вниз, влево, вниз. Поставьте круг.
- От круга белка прыгает вправо, вверх, вправо, вверх. Поставьте треугольник.
Дети выполняют задание, и получается следующий результат:
Учитель: Где находится квадрат?
Дети: В левом верхнем углу.
Учитель: Где находится круг?
Дети: В левом нижнем углу.
Учитель: Где находится треугольник?
Дети: В правом верхнем углу.
Учитель: А еще белочка принесла вам различные геометрические фигуры. Каждый ученик первого ряда берет себе квадрат, а второго – треугольник.
Дети выполняют задание, выбирают из большого количества фигур нужные.
- Физкультминутка.
Звучит музыка.
Учитель: Ребята, Осень оставила нам свои запасы. На каждом ряду стоит корзинка. Слушайте внимательно! Отгадайте, что будете собирать.
1-й ряд. | 2-й ряд. |
И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы). |
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус - как сахар, сладкая. (Морковь). |
1-й ряд собирает грибы, 2-й ряд - морковь.
Учитель: Подумайте, кого вы угостите грибами, а кого морковкой?
Дети относят грибы белочке, а морковь зайчику.
Учитель: Молодцы! Можем продолжать путь.
- Закрепление, пройденного материала.
- Упражнение по ориентировке в пространстве.
На экране: Слайд 3
Учитель: Пока мы с вами отдыхали, звери собрались на поляне, и приглашают нас полюбоваться красотой леса. Сколько здесь зайчиков?
Дети: Два.
Учитель: Сколько лесных мышек?
Дети: Три
Учитель: Посмотрите на мышку и зайчика, которые находятся внизу рисунка. Кто из них впереди?
Дети: Зайчик впереди, мышка сзади.
Учитель: А ещё что можно сказать о них?
Дети:
Зайчик слева, мышка справа.
Зайчик левее, мышка правее.
Зайчик перед мышкой, мышка за зайчиком.
Учитель: Посчитайте их и сравните.
Дети: Мышек больше, чем зайцев. Зайцев меньше, чем мышек.
Учитель: Теперь сравните их по высоте.
Дети: Зайчики выше, мышки ниже.
На экране: Слайд 4.
Учитель: Сколько животных вверху?
Дети: Один.
Учитель: Сколько животных внизу?
Дети: Три.
Учитель: Сколько смотрят вверх?
Дети: Два
Учитель: Сколько смотрят вниз?
Дети: Два.
Учитель: Кто заблудился в лесу?
Дети: Утёнок.
Учитель: Почему?
Дети: Он не живёт в лесу.
- Задание на смекалку
На экране: Слайд 5
Учитель: Утенок не случайно пришел в наш лес. Он приготовил для вас две картинки и просит найти в них отличия.
Дети находят отличия.
Учитель: Молодцы! Продолжаем путешествие по лесу.
- Задание на счёт в пределах 10 в прямом и обратном направлении.
На экране: Слайд 6
Учитель: За нами в лес пошёл Незнайка. Он взял с собой зонтик, но пока распевал песни, потерял его и забыл по каким листочкам шёл. Осенью часто льют дожди и без зонтика не обойтись. Давайте поможем ему найти зонтик.
Дети находят правильный путь и считают от 1 до 10 и обратно.
Учитель: На каких листочках правильный путь?
Дети: На дубовых.
Учитель: Молодцы. Незнайка благодарит вас за зонтик и хочет кое-что запомнить. Какая цифра стоит за цифрой 4?
Дети: 5
Учитель: Какая цифра стоит перед цифрой 8?
Дети: 7
Учитель: Какая цифра стоит между цифрами 4 и 6?
Дети: 5
Учитель: Надеемся, что Незнайка больше не попадёт в беду, и будет знать счёт предметов. Мы продолжаем путь.
- Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
- Повторение пройденного материала.
- Временные представления.
На столе:
коробочки с зерном |
На экране: Слайд 7
Учитель: Сколько птичек к нам прилетело?
Дети: Три
Учитель: Сколько останется, если одна улетит?
Дети: Две.
Учитель: Сколько станет птичек, если к 2 прилетят ещё 2?
Дети: Четыре.
Учитель: Каких птичек вы видите?
Дети: Совушек.
Учитель: Я захватила им гостинец. Давайте угостим птичек.
Дети берут щепотку зерна, считают количество зерен и кормят птиц.
Учитель: Кто сначала кормил птичек?
Дети: Андрей.
Учитель: Кто потом?
Дети: Саша.
Учитель: Кто позже, чем Оля?
Дети: Света.
Учитель: Кто раньше, чем Олег?
Дети: Алина.
Учитель: Кто после Светы?
Дети: Дима.
Учитель: Молодцы! Птички угощаются, а мы с вами идём дальше.
- Игра “День. Ночь”.
Учитель: Мы долго смотрели на красоту леса, давайте дадим отдых глазкам. Не поворачивая головы, посмотрите влево, вправо, вниз, вверх.
Дети выполняют упражнение несколько раз.
Учитель: Закройте глаза.
На доске рисунки:
- Откройте глаза. Что изменилось?
Дети: Появилась печка и лесник.
Учитель: Давайте зайдем к леснику в гости. Что же случилось? Печка не топлена, лесник в зимней одежде. Оказывается, он простудил горло и не может принести дрова. Поможем ему?
Дети: Да.
Учитель: Сколько поленьев было в печке?
Дети: Одно
Учитель: Сколько мы ещё принесли?
Дети: Четыре
Учитель: Сколько всего?
Дети: Пять
Учитель: Теперь можно растопить печь.
- Упражнение на умение различать фигуры по форме, по цвету, по размеру.
На экране Слайд 8
1) 2) 3)
Учитель: Хотите, чтобы у лесника было не только тепло, но и чисто? Для этого надо сравнить геометрические фигуры, нарисованные на его скатерти по цвету, по размеру, по форме.
Дети:
- Фигуры разные по цвету, но одинаковые по размеру, по форме.
- Фигуры разные по размеру, но одинаковые по цвету, по форме.
- Фигуры разные по форме, но одинаковые по цвету.
- Творческая работа.
На парте:
бумажные шарфики с шестью кругами |
Учитель: Давайте подарим шарфики леснику, чтобы он больше не простужался.
Дети: Давайте.
Учитель: Возьмите в руки 2 или 3 карандашика разного цвета. Раскрасьте круги на шарфиках так, чтобы цвета чередовались.
Дети выполняют задание и дарят шарфики леснику.
Учитель: Лесник благодарит вас за вашу доброту, просит вас никогда не ходить в мокрой одежде, чтобы не заболеть.
- Итог урока.
Учитель: Умницы! Нам пора возвращаться домой. Вам понравилась прогулка? Что вы запомнили? Кому помогали? Зайчику понравилось путешествовать с вами, и он в следующий раз приглашает вас на прогулку в зимний лес.