Сценарий урока по литературному чтению "Сравнение жанров "потешка" и "скороговорка". (Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Формировать навык выделения структурных уровней произведений устного народного творчества.
  • Развивать умение находить сходства и различия уровней у жанров “потешка” и “скороговорка”.
  • Воспитывать уважение к традициям русского народа на основе изучения малых жанров.

Оборудование: мультимедийный проектор (слайды), доска, парты, стулья, 2 листа (с уровнями), маркеры (2 шт.), листы с текстами (для каждого-12 шт.), бейджики для учеников, для учителя, магниты (6 шт.), тренажер для глаз Базарного, значки “литераторов” (12 шт.), значки “секретарей” (2 шт.), “докладчиков” (2 шт.), иголочки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Ребята, я предлагаю вам встать в круг.

- Здравствуйте! (Здравствуйте!)

- Для того чтобы урок прошел удачно, поддержим друг друга крепким пожатием руки. Я передаю его своему соседу слева и так все по кругу, и пусть оно вернется ко мне. (Выполняем).

Вывод:

- Давайте так же поддержим друг друга в течение всего урока.

- Присаживайтесь на свои места.

  1. Актуализация ранее изученного.

Ситуация успеха.

  1. Приведение примеров изученных жанров.

- Ребята, вспомним, какие жанры устного народного творчества вы уже изучили? (Сказка, потешка, скороговорка, считалка).

  • Приведите примеры потешек. (...)
  • А какие скороговорки вы знаете? (…)
  • Какие считалки вы используете в игре? (…)
  • Подумайте, пример какой сказки вы могли бы привести? (…)

Вывод: Молодцы! Я вижу, что вы знаете произведения устного народного творчества.

  1. Беседа об истории и значимости изученных жанров для русского народа.
  • Ребята, как вы думаете, почему эти жанры называются “народными”?  (Потому что не известны их первые авторы, люди еще не знали письма и они передавались из “уст в уста”, передаваясь устно они, изменялись, часто возникали разные варианты одного и того же произведения).
  • А почему люди придумывали сказки, считалки, потешки, скороговорки?
  • Для кого они были придуманы? (Для маленьких детей).

- Правильно, ребята! Ведь раньше не было детских садов, школ, не было книг, учебников. Родители сами обучали своих детей. А для того, чтобы им было интересно, взрослые придумали “веселую школу”, куда вошли изученные вами жанры. Эти произведения получились настолько интересными и полезными, что прошло не одно столетие, а мы пользуемся этой народной мудростью и сейчас. Вот какое богатое наследие оставили нам наши предки!

  1. Отгадывание жанров (зрительное восприятие).

– А сейчас обратите внимание на экран и попробуйте определить, какой жанр использовали во время фотосъемки.

Презентация

1 слайд. “Воспитатель + маленький ребенок играют в «ладушки»”.  (Потешка). Как вы это определили? (По жестам, взрослый обучает маленького ребенка игре в ладушки).

2 слайд. “Дети стоят в кругу. Водящий считает (жест.)”  (Считалка). Как вы догадались?  (По жесту)

3 слайд. “Домик, в окне сказочница в платке. Вокруг дети”. (Сказка).

4 слайд. “Дети четко проговаривают звуки (положение рта, губ)”. (Скороговорка). Как вы догадались? (Дети стараются четко произносить звуки, видно по губам).

- Молодцы!

Вывод: Ребята, а почему вы не спутали и правильно определили жанры произведений? (Знаем схемы жанров, задачу каждого жанра).

  1. Ситуация разрыва. Постановка проблемы.

- Послушайте произведение, которое сочинил ученик моего класса и определите, к какому жанру оно относится.

Пили дрова на чурочки,
Клади дрова в печурочку.
Коли дрова на чурочки,
Гори огонь в печурочке.

(Читаю текст как скороговорку)

  • Докажите, что это скороговорка. (Повтор звуков).
  • А сейчас прочитайте сами. (Дети читают на экране).
  • Обратите внимание на слова действия. На что они указывают? (Какие действия надо делать).
  • В каком жанре встречаются слова- команды? (В потешке)
  • Так это потешка или скороговорка? (Фиксирую вопрос на доске).
  1. Постановка цели урока.
  • Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Уровни каждого жанра).
  • Правильно, нужно знать уровни, то есть особенности жанра.
  • А чтобы отличать особенности жанров, что мы должны уметь?  (Сравнивать).
  • Что значит сравнивать? (Находить сходства и различия).
  • Постараемся определить сходства и различия жанров потешка и скороговорка.
  1. Вычитывание, узнавание жанров.
  • Прочитайте их про себя. (Дети читают).
  • Прочитаем вслух по цепочке сначала только потешки. (Дети читают)
  • Чему учит каждая потешка? (…)
  • Какая потешка вам понравилась больше? Почему? (…)
  • Прочитаем вслух скороговорки. (Дети читают).
  • Какой звук учит выговаривать каждая скороговорка? (…)
  • Какая скороговорка понравилась больше? Почему? (…)

Физминутка для глаз по тренажеру Базарного.

-А сейчас отдохнем и проведем физминутку для глаз.

- Обратите внимание на доску. (Выполняем).

Вывод: Как вы думаете, для чего мы выполняли эти упражнения? (Чтобы снять напряжение глаз).

  1. Восстановление схем жанров.

- Ученику из моего класса, Саше, было предложено задание – составить схему жанра “Потешка”. Посмотрите на экран. Вот как он это сделал.

5 слайд. Вы согласны с ним? Если “да” покажите знак “+”, если “нет” - знак “-”. Давайте уточним схему. Чего не хватает? Дополним схему.

6 слайд. Теперь вы согласны? Покажите “+” или “-”. Посмотрите, как он справился со схемой жанра “скороговорка”.

7 слайд. Покажите свое мнение (“+” или “-”). Почему не согласны? Давайте исправим ошибки.

8 слайд. Покажите свое мнение (“+” или “-”).

- Другой ученик, Коля, сказал, что схемы у этих жанров одинаковые и составил одну схему…

9 слайд. Вы согласны с ним? Покажите свое мнение (“+” или “-”). Почему не согласны?  (Названия уровней одинаковые, а задача каждого уровня для разных жанров разная.)

- Давайте исправим работу Саши.

Слайд 10.

  1. Работа в группах (2 группы).

- Для этого поработаем в группах, так как вы уже сидите.

  1. Правила работы в группах.

- Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. Прочитайте их про себя.

11 слайд.

  • Выбрать “секретаря” (того, кто будет писать).
  • Четко прочитать инструкцию (выслушать задание).
  • Подумать и предложить свой вариант ответа.
  • Не перебивать друг друга.
  • Выслушать товарища и понять его точку зрения.
  • Доказать свое мнение.

Ответ готовит тот, кто может доказать (выбрать “докладчика”).

- Посовещайтесь в группах, выберите “секретаря” и “докладчика”. (Прикрепляются значки)

- В процессе обсуждения вы можете поменять “секретаря” и “докладчика”.

  1. Задача для группы.

- Каждая группа получает лист, где указаны уровни жанров. Ваша задача, сравнить схемы жанров “потешка” и “скороговорка”; напротив каждого уровня поставить знак “+”, если уровни “схожи”, знак “-”, если уровни отличаются. И знак “?”, если вы сомневаетесь.

  1. Самостоятельная работа в группах.

Физкультминутка.

- Ребята, давайте немного отдохнем. Встали все.

- Повторяйте слова и движения за мной.

1-я часть:

Большие ноги
шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.

2-я часть:

Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.

- Теперь – первую часть физкультминутки повторяют и выполняют только мальчики, а вторую часть – только девочки.

- Скажите, к какому жанру относится произведение, которое мы выбрали для физкультминутки? (Потешка)

- Как вы догадались? (Обучает маленького ребенка шагать).

  1. Проведение итогов работы групп.

Сравнение (выделение сходства и различия).

- К доске приглашаются “докладчики” групп. (Листы крепятся на доске с помощью магнитов, проводится сравнительный анализ результатов работ).

1 группа 2 группа
  1. Вывод:
  • Что вы можете сказать про уровни жанров “потешка” и “скороговорка”?
  • Еще раз назовите, чем они похожи и чем отличаются?  (Уровни отличаются, кроме уровня “рифма”, ритмический рисунок, они одинаковые и частично схожи уровень предложения).
  • Какие уровни самые важные при определении жанра? (Задача жанра и ведущий уровень).
  • За работу в группах вручаю значки “Литераторов”, группе, которая наиболее точно выполнила задание.
  • Вернемся к вопросу, который возник у нас в начале урока. Постарайтесь теперь определить, к какому жанру относится это произведение. (…)
П. С.
З.ж.  +  +
В.у. + +

Вывод: Произведение можно отнеси и к потешке и к скороговорке.

- Что можете посоветовать ребенку, который сочинил это произведение? (Чтобы четко соблюдал уровни жанра).

  1. Домашнее задание.

- Кто сочинял жанры устного народного творчества? (Народ)
- А мы относимся к народу? (Да)
- А мы сочиняем их? (Да). Возможно, когда то и наши произведения будут изучать в будущем.
- Дома, ребята, сочините сами потешку или скороговорку (по выбору), соблюдая уровни этих жанров, чтобы не получилось смешения жанров.

  1. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, чему мы учились сегодня на уроке? (Учились сравнивать два жанра “потешка” и “скороговорка”).

  • 1 слайд. Фотография “Воспитатель + маленький ребенок играют в “ладушки””.
  • 2 слайд. Фотография “Дети стоят в кругу. Водящий считает (жест.)”
  • 3 слайд. Фотография “Домик, в окне сказочница в платке. Вокруг дети”.
  • 4 слайд. Фотография “Дети четко проговаривают звуки (положение рта, губ)”
  • 5 слайд. см. в тетради с.5 (с пропусками)
  • 6 слайд. с.5 полностью – правильно
  • 7 слайд. см. с.6 (с ошибками)
  • 8 слайд. с.6 полностью – правильно
Скороговорка, потешка
  • Задача жанра
  • Картина жизни
  • Предложение.
  • Слово.
  • Звуковой рисунок.
  • Ритмический рисунок.
  • Рифма.
  • 9 слайд.
  • 10 слайд. с.5 и 6. на одном слайде в правильном варианте.
  • 11 слайд. правила работы в группах.
  • 12 слайд. (слайд №10).

Презентация