Задачи:
- Формировать навык выделения структурных уровней произведений устного народного творчества.
- Развивать умение находить сходства и различия уровней у жанров “потешка” и “скороговорка”.
- Воспитывать уважение к традициям русского народа на основе изучения малых жанров.
Оборудование: мультимедийный проектор (слайды), доска, парты, стулья, 2 листа (с уровнями), маркеры (2 шт.), листы с текстами (для каждого-12 шт.), бейджики для учеников, для учителя, магниты (6 шт.), тренажер для глаз Базарного, значки “литераторов” (12 шт.), значки “секретарей” (2 шт.), “докладчиков” (2 шт.), иголочки.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Ребята, я предлагаю вам встать в круг.
- Здравствуйте! (Здравствуйте!)
- Для того чтобы урок прошел удачно, поддержим друг друга крепким пожатием руки. Я передаю его своему соседу слева и так все по кругу, и пусть оно вернется ко мне. (Выполняем).
Вывод:
- Давайте так же поддержим друг друга в течение всего урока.
- Присаживайтесь на свои места.
Ситуация успеха.
- Приведение примеров изученных жанров.
- Ребята, вспомним, какие жанры устного народного творчества вы уже изучили? (Сказка, потешка, скороговорка, считалка).
- Приведите примеры потешек. (...)
- А какие скороговорки вы знаете? (…)
- Какие считалки вы используете в игре? (…)
- Подумайте, пример какой сказки вы могли бы привести? (…)
Вывод: Молодцы! Я вижу, что вы знаете произведения устного народного творчества.
- Беседа об истории и значимости изученных жанров для русского народа.
- Ребята, как вы думаете, почему эти жанры называются “народными”? (Потому что не известны их первые авторы, люди еще не знали письма и они передавались из “уст в уста”, передаваясь устно они, изменялись, часто возникали разные варианты одного и того же произведения).
- А почему люди придумывали сказки, считалки, потешки, скороговорки?
- Для кого они были придуманы? (Для маленьких детей).
- Правильно, ребята! Ведь раньше не было детских садов, школ, не было книг, учебников. Родители сами обучали своих детей. А для того, чтобы им было интересно, взрослые придумали “веселую школу”, куда вошли изученные вами жанры. Эти произведения получились настолько интересными и полезными, что прошло не одно столетие, а мы пользуемся этой народной мудростью и сейчас. Вот какое богатое наследие оставили нам наши предки!
- Отгадывание жанров (зрительное восприятие).
– А сейчас обратите внимание на экран и попробуйте определить, какой жанр использовали во время фотосъемки.
1 слайд. “Воспитатель + маленький ребенок играют в «ладушки»”. (Потешка). Как вы это определили? (По жестам, взрослый обучает маленького ребенка игре в ладушки).
2 слайд. “Дети стоят в кругу. Водящий считает (жест.)” (Считалка). Как вы догадались? (По жесту)
3 слайд. “Домик, в окне сказочница в платке. Вокруг дети”. (Сказка).
4 слайд. “Дети четко проговаривают звуки (положение рта, губ)”. (Скороговорка). Как вы догадались? (Дети стараются четко произносить звуки, видно по губам).
- Молодцы!
Вывод: Ребята, а почему вы не спутали и
правильно определили жанры произведений? (Знаем
схемы жанров, задачу каждого жанра).
- Послушайте произведение, которое сочинил ученик моего класса и определите, к какому жанру оно относится.
Пили дрова на чурочки,
Клади дрова в печурочку.
Коли дрова на чурочки,
Гори огонь в печурочке.
(Читаю текст как скороговорку)
- Докажите, что это скороговорка. (Повтор звуков).
- А сейчас прочитайте сами. (Дети читают на экране).
- Обратите внимание на слова действия. На что они указывают? (Какие действия надо делать).
- В каком жанре встречаются слова- команды? (В потешке)
- Так это потешка или скороговорка? (Фиксирую вопрос на доске).
- Постановка цели урока.
- Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Уровни каждого жанра).
- Правильно, нужно знать уровни, то есть особенности жанра.
- А чтобы отличать особенности жанров, что мы должны уметь? (Сравнивать).
- Что значит сравнивать? (Находить сходства и различия).
- Постараемся определить сходства и различия жанров потешка и скороговорка.
- Вычитывание, узнавание жанров.
- Прочитайте их про себя. (Дети читают).
- Прочитаем вслух по цепочке сначала только потешки. (Дети читают)
- Чему учит каждая потешка? (…)
- Какая потешка вам понравилась больше? Почему? (…)
- Прочитаем вслух скороговорки. (Дети читают).
- Какой звук учит выговаривать каждая скороговорка? (…)
- Какая скороговорка понравилась больше? Почему? (…)
Физминутка для глаз по тренажеру Базарного.
-А сейчас отдохнем и проведем физминутку для глаз.
- Обратите внимание на доску. (Выполняем).
Вывод: Как вы думаете, для чего мы выполняли
эти упражнения? (Чтобы снять напряжение глаз).
- Ученику из моего класса, Саше, было предложено задание – составить схему жанра “Потешка”. Посмотрите на экран. Вот как он это сделал.
5 слайд. Вы согласны с ним? Если “да” покажите знак “+”, если “нет” - знак “-”. Давайте уточним схему. Чего не хватает? Дополним схему.
6 слайд. Теперь вы согласны? Покажите “+” или “-”. Посмотрите, как он справился со схемой жанра “скороговорка”.
7 слайд. Покажите свое мнение (“+” или “-”). Почему не согласны? Давайте исправим ошибки.
8 слайд. Покажите свое мнение (“+” или “-”).
- Другой ученик, Коля, сказал, что схемы у этих жанров одинаковые и составил одну схему…
9 слайд. Вы согласны с ним? Покажите свое мнение (“+” или “-”). Почему не согласны? (Названия уровней одинаковые, а задача каждого уровня для разных жанров разная.)
- Давайте исправим работу Саши.
Слайд 10.
(2 группы).
- Для этого поработаем в группах, так как вы уже сидите.
- Правила работы в группах.
- Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. Прочитайте их про себя.
11 слайд.
- Выбрать “секретаря” (того, кто будет писать).
- Четко прочитать инструкцию (выслушать задание).
- Подумать и предложить свой вариант ответа.
- Не перебивать друг друга.
- Выслушать товарища и понять его точку зрения.
- Доказать свое мнение.
Ответ готовит тот, кто может доказать (выбрать “докладчика”).
- Посовещайтесь в группах, выберите “секретаря” и “докладчика”. (Прикрепляются значки)
- В процессе обсуждения вы можете поменять “секретаря” и “докладчика”.
- Задача для группы.
- Каждая группа получает лист, где указаны уровни жанров. Ваша задача, сравнить схемы жанров “потешка” и “скороговорка”; напротив каждого уровня поставить знак “+”, если уровни “схожи”, знак “-”, если уровни отличаются. И знак “?”, если вы сомневаетесь.
- Самостоятельная работа в группах.
Физкультминутка.
- Ребята, давайте немного отдохнем. Встали все.
- Повторяйте слова и движения за мной.
1-я часть:
Большие ноги
шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
2-я часть:
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
- Теперь – первую часть физкультминутки повторяют и выполняют только мальчики, а вторую часть – только девочки.
- Скажите, к какому жанру относится произведение, которое мы выбрали для физкультминутки? (Потешка)
- Как вы догадались? (Обучает маленького ребенка шагать).
- Проведение итогов работы групп.
Сравнение (выделение сходства и различия).
- К доске приглашаются “докладчики” групп. (Листы крепятся на доске с помощью магнитов, проводится сравнительный анализ результатов работ).
1 группа | 2 группа |
- Вывод:
- Что вы можете сказать про уровни жанров “потешка” и “скороговорка”?
- Еще раз назовите, чем они похожи и чем отличаются? (Уровни отличаются, кроме уровня “рифма”, ритмический рисунок, они одинаковые и частично схожи уровень предложения).
- Какие уровни самые важные при определении жанра? (Задача жанра и ведущий уровень).
- За работу в группах вручаю значки “Литераторов”, группе, которая наиболее точно выполнила задание.
- Вернемся к вопросу, который возник у нас в начале урока. Постарайтесь теперь определить, к какому жанру относится это произведение. (…)
П. | С. | |
З.ж. | + | + |
В.у. | + | + |
Вывод: Произведение можно отнеси и к потешке и к скороговорке.
- Что можете посоветовать ребенку, который
сочинил это произведение? (Чтобы четко соблюдал
уровни жанра).
- Кто сочинял жанры устного народного
творчества? (Народ)
- А мы относимся к народу? (Да)
- А мы сочиняем их? (Да). Возможно, когда то и
наши произведения будут изучать в будущем.
- Дома, ребята, сочините сами потешку или
скороговорку (по выбору), соблюдая уровни этих
жанров, чтобы не получилось смешения жанров.
- Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, чему мы учились сегодня на уроке? (Учились сравнивать два жанра “потешка” и “скороговорка”).
- 1 слайд. Фотография “Воспитатель + маленький ребенок играют в “ладушки””.
- 2 слайд. Фотография “Дети стоят в кругу. Водящий считает (жест.)”
- 3 слайд. Фотография “Домик, в окне сказочница в платке. Вокруг дети”.
- 4 слайд. Фотография “Дети четко проговаривают звуки (положение рта, губ)”
- 5 слайд. см. в тетради с.5 (с пропусками)
- 6 слайд. с.5 полностью – правильно
- 7 слайд. см. с.6 (с ошибками)
- 8 слайд. с.6 полностью – правильно
Скороговорка, потешка |
|
- 9 слайд.
- 10 слайд. с.5 и 6. на одном слайде в правильном варианте.
- 11 слайд. правила работы в группах.
- 12 слайд. (слайд №10).