Предлагаю вашему вниманию родительское собрание о том, как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки. Собрание проводилось с целью проанализировать зависимость подготовки детей к школе с использованием игр и игрушек. Кроме того, в собрании использованы рекомендации для родителей о том, какие игрушки покупать детям.
Цель: проанализировать зависимость подготовки детей к школе с использованием игр и игрушек. Практически познакомить родителей с этими играми и игрушками.
Предварительная работа:
У современных родителей возникает немало вопросов, связанных с проблемами будущей школьной жизни ребенка: “Чему и как учить малыша до школы?”, “Что должен знать и уметь будущий первоклассник?” и много других. Для изучения этого вопроса было предложено воспитателем детского сада и родителям детей его посещающего, ответить на ряд вопросов анкеты.
Примеры ответов на анкеты.
1. На что, по вашему мнению, должно быть направлено образование и воспитание ребенка при подготовке его к школе?
Ответы педагогов |
Ответы родителей |
-на физическое развитие | -на развитие самостоятельности |
-на развитие познавательной активности | -на усидчивость |
-на формирование произвольного поведения | -на дисциплинированность |
-на развитие воображения, логического мышления и памяти | -на коммуникативные навыки |
-на развитие мотивационной готовности | -на развитие памяти, внимания, воображения |
-на развитие мелкой моторики | -на интеллектуальное развитие |
-на развитие речи | -на развитие мелкой моторики |
-на приобретение умения читать, считать и писать | -на развитие грамотной речи |
-на развитие желания учиться | -не знаю |
2. Могут ли, по вашему мнению, игры и игрушки помочь подготовить ребенка к школе?
Ответы педагогов |
Ответы родителей |
Да-100% | Да-93% |
Нет-0% | Нет-3% |
Затрудняюсь ответить -0% | Затрудняюсь ответить-4% |
Анализ анкет позволяет сопоставить мнение педагогов и родителей, найти сходства и различия в подходах к вопросу подготовки ребенка к школе.
Безусловно, успешность развития малыша во многом зависит от совместной работы педагогов детского сада и семьи.
3. Как часто в общении с родителями (воспитателями) затрагивается тема подбора и приобретения игрушек и использование их в семье?
Ответы педагогов |
Ответы родителей |
Часто-32,5% | Часто-8% |
Иногда-17,5% | Иногда- 35% |
Никогда-0% | Никогда-21% |
Только на родительском собрании- 20% (1 раз в год) | Только на родительском собрании- 16% |
Только в индивидуальной беседе- 10% | Только в индивидуальной беседе -11% |
Если с этим вопросом обращается родитель- 20% | Если с этим вопросом обращается родитель -9% |
Анализ анкет заставляет задуматься – почему ответы двух сторон участников процесса так далеки друг от друга? Почему педагоги говорят, а родители не слышат? Готовы ли педагоги к диалогу с родителями на тему игры и игрушек?
Изучение анкет подсказало варианты взаимодействия с родителями по вопросам использования игр и игрушек в условиях семьи. Это и обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребенком, и консультирование по вопросам создания предметно-развивающей среды дома, и информирование о психолого-педагогической значимости игрушки, и знакомство с новинками игровой продукции.
Ход собрания
1.
Встречаясь с родителями детей старшей группы, я попыталась раскрыть программные требования к выпускнику детского сада и продемонстрировать игры и игрушки, помогающие освоить нужные умения и навыки в игровой деятельности.
Поэтому во время первой встречи с родителями я поговорила с родителями о том, что такое школьная зрелость. С этой целью в раздаточном материале для родителей были представлены три основные направления готовности ребенка к школе, которые включают в себя следующие разделы:
1. Психофизиологическое направление |
|
1 | Общее физическое развитие. |
2 | Характеристика движений |
3 | Моторика руки. |
4 | Произвольная регуляция действий |
5 | Работоспособность и утомляемость. |
2. Интеллектуальное направление |
|
1 | Знания и представления об основных предметах и явлениях окружающей действительности. |
2 | Развитие мыслительных операций. |
3 | Развитие отдельных познавательных психических процессов. |
3. Личная готовность ребенка. |
|
1 | Нравственные категории. |
2 | Волевые усилия. |
3 | Сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми). |
4 | Умение слушать другого. |
5 | Самооценка дошкольника. |
Готовя ребенка к школе, родители должны знать о психолого-педагогической ценности игры и игрушек; заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек – это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. Однако этого недостаточно. Родителям необходимо наблюдать за играми малыша, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразен ли сюжет игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры.
В игре у дошкольника происходит формирование личностной готовности к школе. А разнообразие содержания развивающих игр позволяет реализовать названные выше составляющие интеллектуального направления по подготовке его к школьному обучению.
Предлагаю таблицу требований к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерный перечень игр и игрушек, который поможет будущему первокласснику на пороге школы сформировать круг представлений об окружающем мире.
№ |
Круг представлений ребенка, который должен сложиться у него перед поступлением в школу |
Рекомендуемые игры |
1 |
2 |
3 |
1. | Ребенок должен: -знать свое имя, отчество, фамилию, возраст, имена, отчества и фамилии родителей, -уметь перечислять всех членов семьи |
Необходимые знания будущий
первоклассник может получить в грамотно
организованной сюжетно-ролевой или
дидактической игре. Современные игры и игрушки помогут дошкольнику поддержать и развить интерес к знаниям о себе, своей семье, доме, улице, городе, стране. “Семья”, Конструктор “Дом”, “Моя квартира”, “История города”. |
2. | -знать название города, в котором он живет, свой домашний адрес, основные достопримечательности родного города | |
3. | -быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности | “Опасные ситуации”, “Дорожные знаки”, “Правила дорожного движения”, “Азбука пешехода”, домино “Дорога”, “Светофор”, “Горящий дом”, “Железная дорога – детям не игрушка” |
4. | -знать названия видов транспорта и уметь их различать | Домино “Транспорт”, конструктор “Транспорт”, “Мир в картинках” (автомобильный, водный, железнодорожный транспорт) |
5. | -быть знаком с наиболее значимыми профессиями | Рассказы по картинкам “Профессии”, “Набор парикмахера”, “Набор доктора”, игра “Спасатели”, “Пожарная станция” |
6. | -знать названия месяцев, последовательность времен года, их основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года | Серия объемного лото “Времена года”, рассказы по картинкам “Времена года”, “Многоцветный круг”. “Календарь погоды”, “Сложи картинку” (времена года, суток) |
7. | -знать названия и порядок дней недели | “Все о времени”, “Я учу дни недели”, “Веселый распорядок дня”, “Распорядок дня” |
8. | Знать названия домашних и диких животных наших лесов, жарких стран и севера, их детенышей, повадки и отличия – знать названия зимующих и перелетных птиц, уметь различать их | “Семья ягненка” (жеребенка, козленка,
поросенка)”, “Кто чья мама?” “Дикие (домашние) животные и их детеныши”; “Животные Севера” и др. “Зоологическое лото”, “Загадки о животных”, “Земля и ее обитатели”, “В мире животных” (Кто где живет?) “Живая природа”, “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы” |
9. | -различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания | “Корзинка с фруктами и овощами”, набор “Фрукты”, набор “Овощи”, “Лесные ягоды”, “Ботаническое лото”, “Аскорбинка и ее друзья”, “Пирамида здоровья” |
10. | -уметь:
|
“Расскажи сказку”, “Герои русских сказок”, “Сказки о животных”, “Играем в театр”, “Русские народные сказки” (кукольный театр), “Опорные картинки для пересказа”. “Короткие истории”, “Истории в картинках”, “Развиваем речь”, “Незнайка в Солнечном городе”, серия “Рассказы по картинкам” |
11. | -различать гласные и согласные звуки -определять количество и последовательность звуков в словах -делить слова на слоги |
“Заселяем домики”, “Звуки” (считаем вместе), “Веселые звуки”, “Речевая тропинка”, “Делим слова на слоги”, “Просчитай по первой букве” |
12. | -различать и правильно называть
геометрические фигуры:
|
“Форма”, лото “Геометрические фигуры”, “Цветная геометрия”, “Квадраты”, “Геометрические формы” |
13. | -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа, слева, вверх, вниз) | “Не ошибись!”, “Найди по описанию” |
14. | -считать от 1 до 10 и обратно -выполнять счетные операции в пределах 10 |
“Математика”, “Математические весы”, “Счетные кубики”, “Математические яйца”. “Играем в математику”, “Веселый счет”, “Юный математик”, “Первый счет”, “Счетные палочки Кюизнера”, “Логика и цифры”, “Набор цифр и знаков”, “Считалочка с Русалочкой”, “Считалочка с Маугли”, серия “Умное домино” (сложение, вычитание, сколько не хватает, цифры и т.д.) |
15. | -владеть ножницами и карандашом, -уметь
|
“Геометрическая мозаика” (для аппликаций), “Моторика”, “Трафареты”, “Умные клеточки” |
В особую графу выделяю игры, которые развивают память, внимание, мышление | “Развиваем память”, “Что перепутал художник?”, “Смотри, играй, запоминай”, “Морской бой” и др. |
2. Детские игрушки. Психологический взгляд.
В магазине игрушек (рекомендации для родителей)
Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть?
Игра и игрушка – важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в особой “свернутой форме” передается состояние современной культуры.
Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры ( чем не игрушки современные газеты с бесчисленными сканвордами, кроссвордами, чайнвордами? А сколько игр на телевидении!
Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.
Игрушка – агент национальной информационной безопасности. Вспомните телепередачу “Куклы” с персонажами похожими на наших политических деятелей.
Игрушка кроме прочих всегда выполняла и психотерапевтическую функцию – помогала ребенку владеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча – орудия его преодоления. Иногда ребенок сам находит “игрушки” - предметы-функционеры, отвечающие определенным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка, птичье перо
и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслом. Мы часто обнаруживаем подобный “мусор”, пытаясь навести порядок в детском уголке или выворачивая карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.
СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА – ЧТО ЭТО?
Девочки и мальчики, те самые, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучились играть.
Что можно сказать по поводу того, птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. И это привело к кризису игровой культуры.
Дети стали играть не меньше, а хуже. Стало все больше примитивных игровых форм –шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство.
В ответ на вопрос “Во что ты любишь играть?” большинство детей (от 4 до 6 лет) называли подвижные игры – салки и прятки, но правила игры, ее смысловой стержень сформулировать могли лишь единицы, 5% вообще не могли вспомнить ни одной игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры назвали игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали.
К сожалению, совсем исчезли групповые игры – “воздух” детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости?
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстники двести, сто и даже тридцать лет назад. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда. А игрушки в семьях покупаются чемоданами и через месяц чемоданами же выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется – деформируются понятия о хорошем и плохом, добром и злом, восприятием цвета и звука.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, сталкивается ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке.
ИГРУШКА ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ. К СОЖАЛЕНИЮ, ХОРОШО ПОКУПАЕМАЯ ИГРУШКА – ЭТО ТО, ЧТО НРАВИТСЯ ВЗРОСЛЫМ. Но чаще всего она меньше годится для детей. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки чаще всего изготовлены по западным образцам, не оставляют место для “домысливания” сюжета. Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.
Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Вот пример.
На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила дочери черного с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, “прикольного” монстра. Поначалу девочка образовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что “чертик на нее смотрит” и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку на прогулку и сожгли ее в парке на костре, а остатки закопали под дерево. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли. Но мама, узнав о происшедшем, обвинила бабушку в мракобесии и отстранила от воспитания внучки.
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости. Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Он вводят ребенка в культуру другого народа, “перепрограммируют” русскую душу на свой лад. В начале 20 века популярным сюжетом игрушки был образ русского воина-победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания. Трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям.
К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Взрослые словно забыли, что игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.
В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство.
В магазине игрушек. Мы, взрослые изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных – не осознаваемых порой – пристрастий.
Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков – крупный Бетман (человек-летучая мышь из американских мультфильмов) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации ребенком поединков-драк. Также можно приобрести и игрушку-киллера с набором разнообразного оружия – от ножа и пистолета до лазера.
Что можно сказать о мягкой игрушке? Самое главное ее назначение – дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны “вылечить” ребенка от страха или даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.
Конечно, конструкторы “Лего” хороши, они развивают моторику, мышление, восприятие цвета и формы. Плохо лишь то, что эти игрушки ориентируют ребенка на инокультурные образцы: чужие ландшафты, незнакомы, неродных персонажей, иностранные атрибуты. При изобилии отечественных игровых примеров и образцов было бы очень хорошо узнать об американских индейцах или сокровищах египетских фараонов. Но дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок…
Почему кукла Барби – антиигрушка? Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки. Таким образом, кукла приобретает силу второго “я”. Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы “на все готовое” (слишком все предопределено). Ребенок оказываетя в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к нервозу.
В девочках дошкольного возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому до четырех лет лучше не покупать Барби – это модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни – бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя ,скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Куклы в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на “красоте”, а в первую очередь на чувстве заботы.
Но не все так плохо. У нас есть хорошие и “умные “ игрушки, вернее даже сказать, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой передачи “Спокойной ночи, малыши!”: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей добру и справедливости. Учат не обманывать и не предавать. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, “творческий потенциал” этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщенны современные магазины.
Для детей постарше можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.
А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лен, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.
3. Давайте поиграем. Роль родителей в организации игровой деятельности ребенка дома
.Предлагаю родителям способы организации игровой деятельности ребенка дома, даю практические советы по участию в играх ребенка, предлагают смоделировать игровые ситуации.
4. Домашняя игротека.
Презентация любимых домашних игр. Родители рассказывают о любимых играх и игрушках своих детей.