Тип урока – урок обобщения и комплексного применения знаний, умений и навыков.
Цели урока:
- Обобщение полученных учащимися знаний по теме “Водохозяйственная экология”;
- Продолжение формирования экологического самосознания ребят.
Задачи урока:
- Образовательные: Обобщить знания по теме “ Водохозяйственная экология”, закреплять знания о воде, как великой ценности для каждого человека, учить применять полученные знания о водоохранных мероприятиях.
- Развивающие: Развивать умения учащихся оценивать экологическое состояние водоемов своей местности; применять теоретические знания при решении практических экологических задач; работать в группе; принимать коллективные решения.
- Воспитательные: Продолжить формирование любви к родному краю; учить видеть прекрасное в окружающей природе; формировать ответственное экологически грамотное отношение к воде в быту и к водоемам своей местности.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Фотографии рек и озер нашей местности.
- Географическая карта Клинского района.
- Таблица “ Круговорот воды в природе”.
- Карточки с заданиями для учащихся.
- Видеофильм “Вода” из материалов “ Зеленого пакета”.
- Рисунки детей на тему “ Каким бы я хотел видеть свой родной край”.
ХОД УРОКА
1. Вступительный момент.
Учитель приветствует класс, сообщает учащимся тему урока и главную цель урока: убедиться в том, что только от сознательного и экологически грамотного отношения к водоемам зависит чистота природных водоемов и благополучие природы и человека в ней. Учитель обращает внимание детей на высказывание, выписанное на доске.
Мы часть Земли, а она часть нас самих.
Душистые цветы – наши сестры,
Олень, конь, большой орел – наши братья.
Горные вершины, сочные луга,
Теплое тело мустанга и человек – все они одна семья...
Человек не плетет паутину жизни, он лишь одна из ее нитей.
Все, что он делает, сказывается на нем самом.
Вождь Сиэтл, 1854 г.
2. Актуализация знаний.
Беседа учителя с ребятами о значении воды в природе и в жизни человека. Учитель использует различные сведения о планетарном значении воды, о состоянии водных ресурсов на планете и конкретные примеры из жизни учащихся.
Дети формируют предварительный вывод о том, что существование человека на планете без чистой воды невозможно и человек активно пользуется пресной водой водоемов и подземных источников.
3. Основная часть урока
.А) Обсуждение проблемы состояния водоемов нашей местности.
Учитель раздает ребятам их рисунки двухлетней давности, которые они нарисовали на тему “ Каким я хочу видеть свой родной край” учась еще в 6-м классе, и обращает внимание детей на то, что на каждом рисунке изображен, какой – то водоем. Это неспроста! Вода всегда привлекала человека.
Учитель предлагает детям представить себе этот воображаемый уголок природы и записать в левой части тетради краткую характеристику этого водоема. Дети характеризуют водоем как “чистый”, “красивый”,
“ глубокий”, “ замечательный”. Дети делятся впечатлениями от своей работы.
А учитель рассказывает ребятам о водоеме своего детства – это единственное озеро ледникового происхождения в Клинском районе – Георгиевское озеро близ деревни Подтеребово. Это озеро сейчас зарастает и это естественный процесс, но живет оно своей жизнью, в нем водится рыба, живут утки, каждый год сюда прилетают журавли, а на болотистых берегах растет клюква. К счастью, озеро почти не тронуто деятельностью человека. В данной местности нет промышленных предприятий и серьезного сельскохозяйственного загрязнения. А значит, эта экосистема развивается своей природной жизнью, и “радуются” обитатели этого маленького озера своему дому, как радуется героиня рассказа Ф.А. Абрамова “ Семужка” рыбка Красавка своей речке. Звучит отрывок из рассказа.
Преподаватель просит детей назвать другие известные им водоемы наших мест и дать им в правой части страницы тетради краткую характеристику.
Учащиеся выполняют задание и делают вывод о том, что именно деятельность человека сделала эти водоемы обмелевшими, загрязненными, обедненными растительным и животным миром, эвтрофицированными. Называются ближайшие к поселку водоемы и среди них Опалевское озеро, активно посещаемое местными жителями как место отдыха. Дети отметили, что именно после посещения людей остается мусор на берегах озера. Налицо противоречие между представлениями о природных водоемах и реальностью.
Учитель ставит главный вопрос урока: Что делать? Как должен действовать человек, понимающий насколько вода необходима ему и природе и свою ответственность за состояние вод? После обсуждения главный ответ записывается на доске. А дети записывают в тетради.
Учитель предлагает учащимся просмотреть видеофильм из материалов
“ Зеленого пакета” о состоянии водных ресурсов планеты и после просмотра ответить на вопрос: Что можем сделать мы для спасения водных ресурсов? Звучат ответы детей.
Б) Решение практических экологических задач.
Ребятам предлагается на практике применить свои экологические знания и научиться способствовать решению проблемы вод в нашей местности. Учитель просит детей разделится на три группы. Учащимся предстоит решить экологические задачи в группе и представить ответы на обсуждение.
Задание 1. Рассмотрите план города. Разместите на прилегающей к нему территории промышленные предприятия, очистные сооружения и зеленые зоны с учетом направления течения реки и преобладаюших ветров. Не забудьте про существование водоохраннных зон.
Задание 2. В поселке Новощапово на 3 часа отключили воду. Жители поселка наконец-то поняли всю важность экономии воды в быту. Разработайте правила экономии воды в доме.
Задание 3. Денис решил отпраздновать свой день рождения весело и необычно: в компании друзей на берегу красивой родной реки Сестры. Мама согласилась с предложением сына, но, обладая большим жизненным опытом, она посоветовала Денису прочитать стихотворение С. Михалкова
“ Прогулка”.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят –
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли,
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!Мы по бережку прошли
Место новое нашли.Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли.Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята, – крикнул Дима, -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распакованный багаж!Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и – ушли!И остались на поляне:
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки,
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Мальчик прочитал стихотворение, взял большой пакет для мусора, позвал лучшего друга Диму с собой и отправился к реке. По возвращении мальчики составили много необычных конкурсов и не забыли о правилах поведения отдыхающих у водоема. Составьте и вы их.
В) Подведение итогов работы групп.
Выступления представителей групп, обсуждение вариантов решения задач и заслушивание мнения экспертов (это могут быть члены экологического кружка)
4. Заключение
.Учитель просит детей ответить на вопрос: Что нужно понимать и делать человеку для того, чтобы водоемы нашей местности были чистыми красивыми, гармоничными, чтобы вода, которую мы пьем, оставалась свежей, почти родниковой?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя и на главный вопрос урока:
Конфликт или гармония?
Вывод по уроку: Мы выбираем гармонию!
Рефлексия. Для эмоционального завершения урока учитель предлагает ребятам написать синквейн (пятистрочие) на тему урока.
“ Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. “ Синквейн” показывает отношение человека к какой– то теме, отражает его восприятие мира, помогает человеку. Можно писать “синквейн” индивидуальный, а можно коллективный.
1-я строка – это название темы одним словом.
Чаще это существительное, иногда местоимение.
2-я строчка – это определение темы в двух
прилагательных или причастиях.
3-я строка – это три глагола, показывающие
действия в рамках темы.
4-я строка – это фраза из четырех слов,
показывающая отношение автора к теме.
5-я строка – это завершение темы. Как правило, это
синоним первого слова, выраженный любой частью
речи.
Что рождается в душе при звучании слов “ вода”, “река”, “ водоем”? Звучат творческие работы детей.
Вода
Живая, чистая, притягательная
Журчит, поет, поит, радует
Без тебя нет жизни
Жизнь
Река
Говорливая, быстрая, чистая
Бежит, спешит, живет, работает
Дом для живых существ
Живая
P.S. Урок состоялся в марте, а в мае группа ребят этого класса составила обращение к посетителям Опалевского озера и совершила рейд по очистке его берегов.