Внеклассное мероприятие по математике "КВМ — это увлекательно! "

Разделы: Внеклассная работа


Какие формы внеклассной работы я предлагаем вашему вниманию?

1. Проведение конференций на примере конференции «Лобачевский, его геометрия, предшественники и последователи» (смотреть статью прошлого года).

2. Презентации к конференции и не только.

3. Проведение лекций, расширяющие кругозор студентов на стыках наук математики, литературы, архитектуры, рисунка, поэзии и т. д..

4. КВМ – клуб весёлых математиков.

5. Поле чудес,

6. Экскурсии.

7. Олимпиады.

8. Кроссворды (решение  и  составление)  и  т.д.

В данной статье я поделюсь опытом проведения КВМ.

«Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий его мир»
Н. И. Кованцов

Рекомендации и материалы по проведению КВМ.

«Ведь если он гореть не будет,
Ведь если ты гореть не будешь,
Ведь если я гореть не буду,
То кто тогда согреет мир?!»
Е. Евтушенко

С этих слов мне бы хотелось начать разговор о проведении КВМ (клуб весёлых математиков) в нашем  колледже, заседания которого мы стараемся проводить каждый год.

Не буду много говорить о том, какую пользу приносят эти заседания- праздники, т.к. каждому понятно, что любая наука лучше усваивается, если создавать игровые ситуации, но, конечно, здесь надо говорить не об усвоении предмета, а о развитии интереса к данной науке. На протяжении, какого- то времени часть ребят собираются вместе, начинают фантазировать, сочинять, репетировать, рисовать, оформлять и весь этот период работы самый важный. Готовятся команды, готовятся болельщики, а поэтому участие в заседании принимает вся группа.

И вот появляется объявление: «30 октября в 15-15 всех желающих приглашаем  в кинозал на заседание КВМ (клуба весёлых математиков).

Но надо сказать, что это не первое объявление о КВМ для ребят. За месяц или два появляется первое объявление: «Готовимся к КВМ», в котором указано, что необходимо для участия в КВМ, а именно:

1. Составить команду из 10 человек и выбрать капитана,

2. Каждая команда должна иметь:

а) название, расшифровать его с  математическим содержанием, выбрать девиз,

б) изготовить эмблему,

в) подготовить приветствие жюри, соперникам, болельщикам,

г) подготовить домашнее задание на тему: «Математика и  жизнь»

д) разыграть сценку или провести остросюжетный рассказ, обязательно  используя слова: корни, синус, функция, интеграл, пирамида, экстремум, гипербола, объём, линия, степень и  специальные математические термины.

е) подготовить номер художественной   самодеятельности.

3. Болельщики должны:

а) выпустить газету или презентацию.

б) подготовиться к конкурсу песен о числах.

в) написать высказывания о математике, плакаты со словами поддержки своих команд.

Для проведения КВМ надо соответственно оформить зал, подобрать состав жюри из студентов старших  курсов, которые принимали участие в КВМ раньше.

Необходимо подобрать помощника ведущего КВМ для подготовки и смены заданий для команд.

И вот звучит музыкальное вступление: «Мы начинаем КВМ… и ведущий открывает заседание словами:

«Что такое  математика?
Это химия и автоматика,
Это космос и геология,
Это строительство и биология,
Есть ей место и  в лингвистике,
В архитектуре и криминалистике,
Кто познаёт её основы,
Тот поймёт, что снял с себя оковы.
Свободный путь открыт во все науки,
А значит в жизни места нет для скуки,
Во всех делах больших и малых,
Всюду и везде незримо присутствует  математика».

Кроме того, как сказал великий русский учёный М. В. Ломоносов, «Математика ум в порядок приводит».

Изучение математики формирует логическое мышление, сообразительность, настойчивость, аккуратность, критичность, культуру и дисциплину мысли. Вспомним пословицы: «Математика да разум надоумят сразу», «Знающий математику водит, а неучёный следом ходит» и т. д.

Сейчас все понимают, что математика-основа современного языка естествознания, зачастую говорят, что математика и царица, и служанка всех наук.

«Я воспринимаю математику как добрую всемогущую волшебницу, помогающую всем тем, кто, освоив её язык, сумеет использовать её достижения».
Академик Боголюбов.

 «Математика - наука очень уж серьёзная
Не случайно ей такой почёт,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, макета.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова,
Часто говорят о ней в народе».

Вот этой замечательной науке мы и посвящаем КВМ.

Необходимо соблюдать порядок и тишину командам и болельщикам при ответах. За несоблюдение этого условия снимается до 5-и очков. Итак, пора начинать представление команд, а поэтому капитаны команд возьмут одну из этих карточек, где стоят по одной цифре 1 и 2.

Конкурс песен

Конкурс песен проводится в тот момент, когда команды заняты составлением ребуса. Конкурс песен проводиться с болельщиками команд которые помогают набрать очки для своих команд.

В каких песнях встречаются:

«1» - «Один раз в год сады цветут…»

         «Только  раз  бывает  в  жизни  встреча...»

«2» - «Двойка, двойка, запятая…»,

        «Дважды два четыре…»,

        «Два кусочка колбаски..»

«3» - «Три танкиста, три весёлых друга…»

«4» - «А до смерти четыре шага…»

«5» - «Пять минут, пять минут, бой часов раздаться скоро…»

«16» - «Мне минуло 16 лет…»

«18» - «В жизни раз бывает 18 лет…»

«70» - «А мы ребята 70 широты…»

«500» - «500 Америк, ну не 500 так 5…»

«36,5» - «А у меня опять 36,5…»

«Точка» - «Точка, точка запятая…»

«Круг» - «Встаньте дети, встаньте в круг…»

«Шар» - «Крутиться, вертится шар голубой…»

«Миллион» - «Миллион, миллион алых роз…»

После очередного подведения итогов проводим конкурс- придумать ответ или продолжить мысль:

1. Говорят: молчание- золото «Неправда! Не согласен. Почему? (возможный ответ: «Молчал, молчал и на экзамене провалился».)

2. Красная Шапочка спрашивает бабушку:-«Бабушка, почему у тебя такой хвост?». (возможен ответ:«по математике, внученька».)

3. Чем студент отличается от кавалериста? (кавалерист звенит, а студент шелестит шпорами).

4. Чем меньше у студента мыслей, тем больше ему хочется…(поделиться с соседом). Какая  это функция? ( убывающая).

5. Чем  труднее  задача,  тем…

6. Чем  больше  стипендия, тем…

Математический  ребус

1. Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания?

2. Как сделать из двух спичек десять, не ломая их?

3. Нельзя ли из трёх спичек сделать шесть, не ломая их при этом?

4. Число  666 увеличить  моментально  в  1,5 раза.

5. Как  разделить  188  на  две  равные  части,  чтобы  в  каждой  из  них  получилось  100?

6. Разделить  на  бумаге  число  12  на  две  равные  части  так,  чтобы  половина этого числа  была  числом  7?

План проведения КВМ

Конкурсы

Баллы 

Команды

1.

1. Название команды и

2. расшифровка.

3. Девиз.

4. Приветствие.

до 5  баллов

 

 

2.

Разминка

до 4  баллов

 

 

3.

«Черный ящик»

до 10  баллов

 

 

4.

«Ребус цифровой»

до 10  баллов

 

 

5.

Конкурс для болельщиков «Песня»

за правильный
ответ 1  балл

 

 

6.

«Математическая загадка»

до 5 баллов

 

 

7.

Конкурс капитанов

1. «Назвать все геометрические фигуры»

2. «Каждой руке свое дело»

3. Задача

4. Математическая шарада

 

3  балла

до 3  баллов

4  балла

4 + 2  балла

 

 

8.

«Продолжи мысль»

По одному
баллу за мысль.

 

 

9.

«Математический ребус»

по 2  балла

 

 

10.

«Сделай термин выразительным»

по 2 балла
за термин

 

 

11.

«Назвать термин»

до 5 баллов

 

 

12.

«Дом задание»

до 10 баллов

 

 

13.

Конкурс газет и стендов.

до 15 баллов

 

 

14.

Костюмы. Эмблемы.

до 10 баллов

 

 

 ИТОГИ

 

 

 

 

Разминка

1. Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?  

2. На руках каждого 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

3. В доме 6 этажей. Во сколько раз путь на 6 этаж длиннее, чем на 3-й этаж, если между этажами имеется одинаковое количество ступеней .

4. Два здания имеет одинаковое количество этажей. Основание первого здания – прямоугольник с изменениями 3 и 6 , второго 2 и 7. В каком из зданий больше потребуется материала для покрытия полов?

5. За книгу заплатили 1 рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

6. Чему равно произведение всех цифр?

7. Какую геометрическую фигуру вы обычно глотаете, если болит голова?

8. Половина треть числа. Какое это число?

9. Что дороже: килограмм  десятикопеечных монет или полкилограмма двадцати копеечных монет? 1 кг дороже, чем 0.5 кг такого же металла.

10. Названия каких литературных произведений начинаются с чисел: 3,20,80000,12,17?

11. Сколько концов у четырёх палок? У 5-ти палок? У 5-ти с половиной? У 6-ти с четвертью?

12. В корзине 4 яблока. Разделить их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине.

13. Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один - позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?

14. В комнате четыре угла. В каждом угле сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?

15. Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке- по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

16. Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут будет распилено бревно?

Ребус цифровой

Для каждой команды на плакатах выдаются разные задания. Ставится задача: вместо букв подобрать цифры так, чтобы выполнялись равенства.

1.

2.

Решение данных заданий, ведущие проводят конкурс песен для болельщиков, а после подведения итогов конкурса песен, подводят итоги данного конкурса.

Конкурс капитанов

Звучит музыка: «Капитаны, капитаны….»

и начинается конкурс капитанов, Который состоит из нескольких заданий:

1. Даются каждому капитану карточки с одинаковой задачей. Они обдумывают и пишут ответ.

Ведущий читает задачу и озвучивает правильный ответ, если его дал кто – либо из капитанов, если нет, то обращаются за помощью к членам команды, кто первый даст правильный ответ, тому и засчитываются очки.

Задача. На пруду растёт кувшинка. Ежедневно она увеличивается в двое. Через 20 дней кувшинка закрыла весы пруд. Через сколько дней она закрыла половину пруда?

2. Два одинаковых плаката с изображением различных геометрических фигур в виде картины. Задание: назвать все геометрические фигуры и математические понятия, изображённые на рисунке. Начинает один. Как только остановился, подхватывает другой и т. д. Выигрывает тот, кто назовёт последнюю фигуру или понятие.

После подведения итогов каждая группа предлагает свою художественную самодеятельность.

Это может быть небольшая пьеса, стихотворение на тему домашнее задание «Математика и жизнь», это может быть и, чаще всего, песня с математическим уклоном сочинённая кем–либо из ребят или группой.

Оценивается художественная самодеятельность, газеты, выступления и окончательно подводятся итоги заседания. Награждаются победители. Обычно каждой команде по торту, а победителю – дополнительный торт, альбом для группы (КВМ проводим на I курсе), где они могут запечатлеть все события наиболее интересные из студенческой жизни.

Желаю успешного проведения заседания КЛУБА ВЕСЁЛЫХ МАТЕМАТИКОВ. Для образца приветствий названий команд девизов и творческих домашних заданий привожу их примеры, собранные при проведении КВН за десятки лет работы в приложении.

(См. Приложение 1)