Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний.
Цели урока:
- Образовательные: проверить усвоение пройденного материала за курс 7 класса.
- Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь; способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать интерес к географии.
- Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация (Приложение 1), жетоны (желтые – 1 балл, зеленые – 2 балла, синие – 3 балла, красные – 4 балла) по 20 штук, фотографии с разных материков, магниты, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.
Состав: 3 команды по 6-8 человек (каждая команда выбирает капитана и дает название своему «кораблю»), 3 помощника, которые будут раздавать жетоны и записывать счет на доске, ведущий - учитель, но им может быть подготовленный ученик – старшеклассник.
Пояснение к уроку: проводится в конце учебного года.
Ход урока
1. Организационный момент
В начале урока на доску вывешиваются названия команд «Бригантина», «Виктория», «Надежда», которые ребята написали заранее.
2. Слово учителя
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся с вами в морское путешествие и сыграем в географический Морской бой (см. презентацию). Но он отличается тем, что играть вы будете командами, и поражать корабли знаниями, которые вы приобрели в течение этого учебного года на уроках географии. За ответы вы будете получать жетоны от моих помощников.
3. Жеребьевка
Определяется очередность выступления команд. Капитаны команд выполняют задание. Им надо расположить материки в порядке убывания их площади. Тот, кто быстрее это сделает и начнет игру первым (Слайд 2).
4. Правила игры (Слайд 3)
5. Игра (Слайд 4)
И так, мы отправляемся в путешествие! Счастливого пути! Первой игру начинает команда «Виктория».
Например, команда «стреляет» по квадрату 4Г, необходимо нажать на гиперссылку на данном квадрате и откроется слайд с заданием от «Робинзона Крузо». Команда выполняет задание и получает жетон 4 балла. Если команда «стреляет» и попадает на слайд с заданиями 1, 2 или 3 балла, необходимо щелкнуть мышкой по слайду, чтобы появилось задание. Задания на этих слайдах будут появляться по очереди. Чтобы вернуться на игровое поле, в углу каждого слайда есть стрелочка.
6. Подведение итогов
По окончании игры помощники подсчитывают баллы каждой команды и называют победителя. Каждый участник команды также подсчитывает заработанные баллы. Победитель и призеры награждаются дипломами, памятными сувенирами и «сладкими» призами.
Такие уроки проходят в очень быстром темпе и очень нравятся ребятам. А также повышают интерес к предмету.
Литература
1. Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. Современный урок географии. Ч. 6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны/ Под ред. И.И.Бариновой. – М.: Школьная Пресса, 2003.
3. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005.
4. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы/ Сост. Н.Н.Перепечева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005.